Открытое письмо руководству и сотрудникам ГМИИ имени А.С.Пушкина от общественных защитников Музея имени Н.К.Рериха МЦР


Уважаемые Мария Девовна и сотрудники Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина!

Мы, защитники общественного Музея имени Н.К.Рериха, обращаемся к вам как к соотечественникам, которым небезразличны судьба страны, будущее ее культуры, репутация музея имени Поэта, ставшего символом богатства русского духа.

В настоящее время мы стали свидетелями того, как вы активно и даже воодушевленно начали «освоение» пространства усадьбы Лопухиных, проигнорировав протест мировой общественности и сотрудников Международного Центра Рерихов против передачи усадьбы Лопухиных ГМИИ; несмотря на то, что известный правозащитник Юрий Самодуров назвал ваше согласие занять усадьбу «музейным неблагородством и нечестностью». И все же мы решили обратиться к вам – не к коллективной совести ГМИИ, а к сердцу каждого, и надеемся быть услышанными.

Вам хорошо известно, что С.Н.Рерих передал наследие своих родителей в Россию в 1990 году, когда он увидел, что сознание народа в целом изменилось настолько, что непременные два его условия – Центр-Музей Н.К.Рериха должен быть общественным и располагаться в Москве – будут выполнены. Из предложенных нескольких вариантов для будущего Центра-Музея он выбрал усадьбу Лопухиных. Нарушение воли ушедших из жизни, ложь и обман, связанный с завещанием, заклеймены человечеством как вероломство, находящееся за гранью морали. Россия как страна, которой доверили наследие Рерихов, не может преступно нарушить данные обещания, и мы обращаемся к вам как к соотечественникам, одинаково ответственным за выполнение воли Дарителя, – Центр-Музей Н.К.Рериха должен быть общественным и располагаться в усадьбе Лопухиных.

Вы были свидетелями того, как благодаря общественности Международный Центр Рерихов (МЦР) восстановил усадьбу Лопухиных из руин. На момент передачи МЦР усадьба находилась в аварийном состоянии: по фасаду Главного дома проходила сквозная вертикальная трещина, северный ризалит оказался оторванным от здания, на втором этаже обрушились балки перекрытия, в подвалах из стен сочилась вода, от исторической ограды остались полуразрушенные пилоны и ржавые рассыпающиеся створки ворот.

Благодаря уникальной реставрации, осуществленной МЦР без копейки бюджетных средств, здания усадьбы и историческая ограда были спасены от разрушения.

Захват с привлечением вооруженных людей в масках, насильственное изгнание тех, кто полуразрушенное здание отремонтировал и законно им владел, передача здания третьим лицам – эпизоды криминального сюжета, и участие в них не делает чести ГМИИ.

На ваших глазах в апреле 2017 года произошел рейдерский захват общественного Музея им. Н.К.Рериха. Экспозиция одного из красивейших музеев страны была варварски уничтожена, а наследие (5910 единиц хранения, в том числе 728 картин и рисунков, 8810 единиц хранения рукописного архива), имеющее многомиллиардную стоимостную оценку и бесценное духовно-этическое значение, – захвачено. У нас имеются свидетельства того вандализма, который совершался под лозунгом «создания государственного музея Рерихов». Разбитые дорогостоящие антивандальные витрины, сломанные и сваленные в безобразные кучи прекрасные фризы, выставленные в ряд лицом к стене, словно приговоренные к расстрелу, скульптуры святых и подвижников – это лишь малая часть тех фактов, которые еще будут подробно описаны.

Снимки из фотохроники погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха
Теперь на это позорное поприще разрушителей, как прямой наследник и продолжатель их дел, желает вступить и ГМИИ. Будущее, в этом нет и тени сомнения, осудит захват и уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха как одну из самых позорных страниц истории России. И имя ГМИИ окажется в одном ряду с теми, кого грядущие поколения назовут преступниками и вандалами. Об этом ли мечтал основатель Музея изящных искусств И.В.Цветаев?!

Мы не сомневаемся в том, что в ГМИИ много порядочных и благородных сотрудников, и недоумеваем, наблюдая, как в усадьбу Лопухиных, доставшуюся вам после преступного захвата и обмана, бодро шагают ваши сотрудники…

В конце 2017 года мы наблюдали через освещенное окно, как нанятые Т.Мкртычевым рабочие срывали фрески во Вводном зале общественного Музея имени Н.К.Рериха (остальные окна были плотно занавешены).

Если вы бывали в Музее, то хорошо помните в этом зале кристалл горного хрусталя, пульсирующего, как человеческое сердце; картины, поражающие зрителя удивительной легкостью и утонченной красотой. Чья рука, казалось бы, может подняться, чтобы «убить» такую красоту и совершенство? Потому вечером, когда рабочие выходили из усадьбы, мы всматривались в их лица, предполагая заметить что-то особенное, например нечеловеческую жестокость, в их обликах. Но они выглядели как обычные люди и направлялись домой, где их, наверное, ждали семьи… И думалось: как они будут смотреть в глаза сына, матери, ведь совесть в человеке не может не подавать сигналы того, что свершилось очень постыдное, подлое дело. И вспоминался сказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»… Великий сатирик верил в лучшее будущее: совесть, истерзанная, оплеванная, никому не нужная, оказывается после всех злоключений растворенной в чистом сердце русского дитяти, и «растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть». «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет всем распоряжаться сама», – заключает Салтыков-Щедрин. Произведение это вышло в свет в 1869 году…

Всемирная история, культура всех народов убеждают: правда и справедливость, честь и совесть в конце концов всегда побеждают, и имена тех, кто преступил законы человечности, совести, передаются из поколения в поколение в назидание потомкам, вызывая в них содрогание отвращения. Мы уверены, что общественный Музей имени Н.К.Рериха возродится и именно в усадьбе Лопухиных, и наследие Рерихов будет возвращено, и два соседствующих музея будут сотрудничать, прокладывая пути к будущему – к «стране великой Культуры», как писал Н.К.Рерих, и в «этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание».

Мы обращаемся к руководству и сотрудникам ГМИИ с предложением отказаться от притязаний на усадьбу Лопухиных и присоединиться к справедливому требованию вернуть усадьбу общественному Музею имени Н.К.Рериха.

С уважением,
общественные защитники Музея имени Н.К.Рериха МЦР

Зарипова Елена, г. Кемерово

Белясина Лидия, Московская область

Татарская Елена, Московская область

Бояринова Ольга, Свердловская область

Зайляева Эльзира, Республика Алтай

Малышев Виктор, г. Николаев, Украина

Соболева Римма, г. Ярославль

Приложение:

 

Прошлое, настоящее и будущее Усадьбы Лопухиных, памятника истории и культуры XVII–XIX веков

Источник: Международный Центр Рерихов

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика