“Музей исчезнувших картин” готов к открытию

Новости культуры с Владиславом Флярковским. Эфир от 10.11.2019 (19:30). “Музей исчезнувших картин” готов к открытию
Готов к официальному открытию «Музей исчезнувших картин». Нет, картины его, к сожалению, как исчезли, так и не нашлись, только некоторые обнаружились в качестве начинки других, новых картин. Современные технологии позволяют разглядеть то, что когда-то было, а теперь этого нет, да ещё и рассказать историю исчезновения.

«Музей исчезнувших картин» – проект «РИА Новости» и его партнёра Петербургского Русского Музея. Уже готовы к наплыву зрителей 17 некогда утраченных шедевров. Премьера виртуального Музея состоится на будущей неделе, на Петербургском Культурном форуме. А наш корреспондент Алия Шарифуллина уже изучила принцип его работы.

Одним движением «Портрет госпожи Алисы Ривуар» превращается в «Портрет Шаляпина». В этом силуэте сложно узнать великого певца, но доподлинно известно, что это тот самый портрет кисти Репина, который почти век считался утерянным. В 2009 году перед продажей на аукционе картину с обнаженной просветили рентгеном и обнаружили очертания Шаляпина. Репин считал портрет неудачным и записал полотно, оставив только Бульку – бульдога Шаляпина.

«Мы решили показать, как это выглядит в рентгене, потому что автор пытался использовать те самые очертания, чтобы они не так бросались в глаза. А потом мы нашли архивное фото, где Шаляпин позирует для этого полотна», – рассказал менеджер проектов дирекции новых медиа МИА «Россия сегодня» Добромир Иода.

Таких загадок в истории искусства – тысячи. Войны и революции, пожары и наводнения, вандалы и сами авторы уничтожали произведения искусства. Сегодня увидеть многие из них можно только в виртуальном пространстве. «Музей исчезнувших картин» – проект, в котором собраны реконструкции утраченных шедевров.

В самой крупной базе утраченных культурных ценностей – Art Loss Register – числится более 500 тысяч предметов. Но точное количество исчезнувших произведений искусства не знает никто. Так называемых «черных списков» много – реестр Интерпола, каталоги Росохранкультуры, базы МВД и таможни – и эти документы не всегда совпадают. Создатели виртуального музея провели свое расследование.

«Мы писали во все музеи, не все откликнулись, многие отказывались. Это связано с некоторым смущением, комплексом, с отсутствием какого-то исторического мужества. Но мне кажется сейчас за давностью лет, взвешивая весы значения, нужно сказать, что да, эта картина была у нас украдена, это часть нашей истории и давайте попробуем хотя бы в цифровом виде эту картину восстановить», – отметил заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева.

Сегодня в проекте участвуют 7 музеев, фондов и частных галерей. Русский музей предоставил работы, которые входили в состав передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи». В 1940 году экспозиция объездила весь юг России, но домой так и не вернулась. Началась война, экспонаты сложили в ящик и оставили на хранение в Алупкинском дворце. После оккупации Крыма дворец разграбили, часть картин вывезли в Германию.

«После войны начался возврат некоторых произведений. В коллекции состояли первые имена: Коровин, Рерих, Тропинин, Крамской. Из 183 произведений вернулось всего 60. Судьба тех произведений, которые мы выбрали для проекта, совершенно неизвестна нам. Это потрясающие произведения, от которых остались только черно-белые снимки», – отметила заместитель директора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Ольга Бабина.

То, что исчезло в доцифровую эпоху, представить в виртуальном пространстве сложнее всего. Утрачены не только сами шедевры, но и их репродукции. Чёрно-белым изображениям попытались вернуть цвет с помощью нейросети.

«Бралась нейросеть для работы с изображением, которая использовала все – от фотографий до изображений искусства. Мы не можем гарантировать, что именно в этих цветах она была нарисована, но это очень близкая репродукция получается», – рассказал менеджер проектов дирекции новых медиа МИА «Россия сегодня» Добромир Иода.

От многих полотен не осталось ничего, кроме редких упоминаний в музейных каталогах. И рекорд здесь бьет русский авангард.

В 1922 году в Ростов Великий было доставлено 59 произведений «левых» художников. За прошедшие 90 с лишним лет часть из них была утрачена, в разные годы полотна «ликвидировали».

Одна из главных причин массовой утраты работ русских авангардистов – советская музейная политика. В 30-е годы коллекции «очищали» от формализма и высылали «чуждое искусство» в провинциальные музеи. Иногда полотна уничтожали приказом министерства культуры, как не имеющие художественной ценности.

Только у Ольги Розановой – амазонки русского авангарда – было утрачено 58 работ, около трети написанных ею картин. Среди них «Хвост кометы», хранившийся в Ростовском музее. Как выглядело это полотно можно судить лишь по сухому описанию в инвентарной книге.

«Картина «Беспредметная композиция». Эта картина известна как «Хвост кометы», она была исключена и, видимо, погибла, вот здесь мы видим – «списана», – отметил заместитель директора по научной работе Музея-заповедника «Ростовский кремль» Сергей Сазонов.

Экспонаты «Музея исчезнувших картин» сами рассказывают об истории своего исчезновения. Например, заглянув в замочную скважину, можно увидеть полотно Коровина «Рыболов», которое украли из музея города Вязники в 2013 году. Воры спрятались на ночь в подсобке и выбирали картины для кражи через замочную скважину.

«Музей исчезнувших картин» – это еще и повод поговорить о системе безопасности в учреждениях культуры, чтобы памятники русского искусства перестали погибать и исчезать бесследно.

Автор: Алия Шарифуллина

Источник: Россия – Культура

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x