Татьяна Бойкова. Впечатления о прошедшем съезде РО в Новосибирске

Вот и закончил свою работу съезд «Единение и сотрудничество рериховских организаций — путь к сохранению  наследия Рерихов», о котором так много везде говорили и писали (особенно в соцсетях). Говорилось, как всегда, много всякого и разного, но в итоге подтвердилась известная всем истина – кто много говорит, тот мало делает, а чаще всего совсем ничего не делает.

 

Всю работу по устройству и подготовке  съезда взяли на себя сибиряки: группа «Культурное единение» и ученые Новосибирского академгородка. В работе самого съезда, а также в организации работы волонтеров принимало большое участие  РО «Беловодье» из Верхнего Уймона.  Полагаю, не ошибусь, если от имени многих выражу им всем огромную сердечную благодарность за прекрасную, четкую работу на всех «фронтах» —  все было организовано на высшем уровне. Это и явилось в т.ч. подготовкой почвы для хорошей плодотворной работы съезда и прекрасных, дружеских встреч вечерами, уже после его работы.

 

Всем, кто волновался и болел сердцем за предстоящий съезд, и тем, кто искажал основные мысли и продолжает писать мерзкие пасквили в адрес съезда и его участников в настоящее время, хочу сообщить —

СЪЕЗД СОСТОЯЛСЯ!

 

Он прошел на редкость мощно, красиво, плодотворно, радостно и незабываемо!

 

Казалось, общая Радость встречи и уверенности в лучшее будущее витает в рабочем зале, шумит на ветру между вершинами огромных сосен прекрасного лесопарка, разнося эту общую Радость всем, кто так волновался за работу съезда. Конечно, уже не приходится говорить о радостных встречах друзей вечерами, после окончания очередного напряженного, но чудесного по своему наполнению, дня работы.

Территория парка, на которой мы все размещались и где проходил съезд,  состоит из соснового леса и очень красива.

 

7 февраля был днем приезда, размещения и регистрации участников съезда.  После обеда прошел концерт «Друзья для друзей», а вечером состояласьТворческая встреча «Диалог во имя Культуры»: презентация деятельности рериховских организаций», которую открыла Любовь Хоменок замечательно проведенной «Экскурсией  по залам Общественного музея». Мы все окунулись в его прекрасный мир.  Затем в выступлениях представителей сообществ мы услышали интересные рассказы: «Опыт проведения культурных программ в Пермском крае на примере МЗЛК», Пермским РО,  Детско-юношеской организации НГД ЮОО «Солярис», Лиги защиты Культуры г. Омска, Бердского Новосибирского общества, Новокузнецкого РО, выступление Дмитрия Ревякина о шествии по городам и странам проекта «Пакт Рериха. История и современность». Выступили также Галина Шнайдер — Германия, Ольга Слепова – г.Заречный, Ирина Арутюнова – Ленинградская область, Общественно инициативная группа «Друзья Извары», которой в дни съезда была вручена грамота от Международного Мемориального Треста Рерихов в Индии.

 

С большим подъемом и радостью  слушали выступление  прилетевшей на съезд Марианны Рудольфовны Озолини, которая передала  сердечный приветиз Риги и от имени Латвийского отделения МЦР предложила поставить подписи на Знамени Мира, которое она привезла с собой, точно так же, как в феврале 1990 года космонавты Анатолий Соловьёв и Александр Баландин на орбитальном комплексе  «Мир» подписали впервые поднятое над Землей это Великое Знамя Мира. Было предложено подписать тем участникам съезда, которые согласны защищать и помогать Международному Центру Рерихов с тем, чтобы позже, когда они отстоят и вернут Музей имени Н.К.Рериха, передать Знамя с этими подписями на вечное хранение в восстановленном Музее. Вряд ли найдётся хоть один человек, который бы не поставил свою подпись на этом Знамени.

Выступая 8 февраля, М. Р. Озолиня передала огненный привет съезду и самые сердечные пожелания от поэтической группы «Искры вдохновения»на фейсбуке.

 

Также 8 февраля на вечернем заседании выступили: Л.Н.Герасименко, Кременчуг; Сызрань, городское РО «Мир через Культуру» и  многие другие. Радостно было слушать выступление Марины  Логиновой  о проведении проекта “Мир через Культуру” на Харьковшине, о  выставках, прошедших в вузах, учреждениях культуры в Харькове и в музеях Харьковской области, в которых активно ведется культурно-просветительская работа с детьми и молодежью (школьники, студенты). Поделилась опытом работы в проведении акции “Колокол Мира” и символическим подписанием им Пакта Рериха. А также об актуальности идеи ” Мир через Культуру” и использовании Щитов в защите — Пакт Рериха,  Центрально-Азиатская экспедиция и культурная работа с детьми и молодежью на Харьковщине. Она сообщила и о работе недавно открытого в Харькове  выставочного зала Культурного Центра имени Н.К.Рериха.

 

Замечательным было выступление и Л.И. Глущенко, РО «Сердце Азии», г. Алма-Ата, отметившей подвижническую роль МЦР в сохранении наследия Рерихов, и  их удивительно плодотворную деятельность, несмотря на тяжелые условия работы. Размышляя о прошедших двух годах, она подчеркнула, что после событий  2017 года кто-то ушел…,  — а вот те, кто остались — проявили себя очень сильно, — отметила Людмила Ивановна. Приведя в подтверждение только несколько фактов работы Центра за 2019 год, в котором было осуществлено 31 общественное мероприятие, 55 выставок, 30 публикаций и т.д.

 

 По связи онлайн выступила Марга Куцарова из Болгарии, которая передала привет съезду и сказала, что сегодня основа всего в осознании главного – принципа Иерархии.  Также по связи онлайн  выступил Александр Терешкин, несогласный с регистрацией знака Знамени Мира МЦР и в своем выступлении задававший съезду вопросы, сформулированные по написанному им же тексту — хорошо ли это или плохо.

 

 Печально, что, несмотря на огромную проведенную работу многими нашими друзьями, даже только по одним  подборкам материалов, говорящих о мнении  Е.И. и Н.К. Рерихов  относительно защиты знака Знамени Мира и убеждающих в его обязательности, а  позднее и Святослава Николаевича Рериха, некоторые так и не поняли главной сути этого вопроса. Наверное, проще будет сказать — не захотели понять, отдавшись во власть своей самостной точке зрения. Пишу так не в обиду, но если не признаются слова самих Рерихов, то о чем еще можно говорить?

 

Также  на съезде выступила представитель Ассоциации педагогики культуры в Эстонии Светлана Окунева.  Представитель г.Феодосии высказала мысль о том, что в нашей работе  «необходимо идти к детям», с чем нельзя не согласиться. А также о том, что единение должно происходить на почве Культуры и мысли, что «Эволюция и планета зависит от меня, т.к. только тогда я чувствую собственную ответственность за все.  Сегодняшний съезд — это особый аспект в истории РД, и оттого как мы все решим, так и пойдем дальше». 

 

Виталий Федосов – Абакан, начал свое выступление с выражения благодарности устроителям съезда. Говорил о наших проблемах единения и сотрудничества в РД, и как многие выступавшие до и после него, отметил ведущую роль МЦР, являющегося нашим земным Фокусом.

 

Было много интересных мыслей и выступлений, но, к сожалению, все невозможно  было законспектировать, да и не нужно, постепенно обо всем скажут наши дела.  Пусть простят меня те, чье общество или фамилию не упомянула.  Конечно же, выступала С.С. Овсяникова РО «Беловодье», село Верхний Уймон, одно из наших самых активных обществ, где и родилась идея проведения этого съезда. Правда, одни из инициаторов этой идеи почему-то не приехали, может быть, тоже опасались за свою «свободу». Конечно, это нелепо вот так сдавать свои позиции, просто недостойно для «прокричавших» поход за сотрудничество и единение на почве Культуры.

 

В выступлении  представителя Белорусского отделения МЦР было высказано сравнение двух событий в повторении действия эволюции. Как когда-то в 1941г. в битве за Москву прибывшие сибиряки помогли переломить сложную ситуацию на фронте,  так и теперь в битве за наследие и МЦР снова нам помогают сибиряки уже только тем, что благодаря их помощи и работе съезд проходит в центре Сибири, и наша задача — помочь МЦР, направив все свои силы на деятельность по сохранению наследия и самого Центра. Большинством выступивших высказывалась мысль, что если мы позволим уничтожить МЦР, то и от рериховского движения в стране ничего не останется – его просто «прикроют». Выражались  мысли сожаления о том, что многие до сих пор этого так и не уразумели — сидят и трясутся за свою мнимую свободу и независимость от МЦР, потому и не приехали.

 

Все доклады будут опубликованы, и потому не стану на них останавливаться, только могу отметить, что в основном все сказанное было четким, понятным и деловым. В каждом выступлении звучали определенные предложения для улучшения совместной работы рериховского движения в целом. Ведь общей работы и дел так много, что некогда размениваться на какие-то обиды и претензии. Необходимо отбросить все, что касается себя любимых, и думать только об Общем деле сохранения наследия, и вот тогда все получится. Никто не собирался посягать, как отметил в своем выступлении А.В. Стеценко на встрече вечернего заседания 8 февраля в формате «вопрос-ответ», на свободу деятельности  и подчинения МЦР других рериховских организаций.

 

Также Александром Витальевичем было отмечено, что ложны мысли некоторых рериховцев и о том, что руководство МЦР не хотело сотрудничать с чиновниками. МЦР готов был сотрудничать, вносил свои  совершенно здравые предложения по этому вопросу, и чиновники  вроде бы соглашались… Так, например, им было предложено провести совместную выставку по одной картине Николая Константиновича  «Варяжское море». Они и на это согласились, но как мы все помним, именно эту картину они, крадучись, в ночь с 7 на 8 марта 2017 года вывезли из музея.

 

Исходя из всего здесь отмеченного, мы понимаем, что на самом деле  задумано было совсем иное. Их совершенно неинтересовало создание государственного музея им. Рериха, который руководство МЦР предлагало разместить во вновь построенном корпусе на территории усадьбы Лопухиных. Им нужны были сами здания усадьбы и все, что в них находилось. Такова была их цель.

 «Мы сделали все, чтобы сохранить музей, но избежать нападения мы не могли», — заметил Александр Витальевич Стеценко в своем выступлении.

 

Мы с вами, друзья, знаем, что до сих пор, как это ни печально, многими высказываются мысли в соцсетях и в комментариях у нас на портале, что можно было предусмотреть какие-то ходы для спасения наследия или хотя бы Дневниковых записей Елены Ивановны. Иногда высказываются даже довольно нелепые соображения, как надо было это сделать.  Все находчивы задним умом, примеряя при этом на себя чужие роли. Лично мое мнение таково: если слегка охладить голову и  хорошенько ею подумать, а затем положить руку на сердце и прислушаться к нему, то мы отчетливо поймем, насколько все это было невозможно. Все просматривалось и отслеживалось изнутри и снаружи. Как можно этого не понимать?

 

Дни работы съезда, как уже упоминалось выше, отражались онлайн, хотя, конечно, были досадные технические срывы и, тем не менее, все выступления, проходившие с утра 9 февраля, такие как «Открытый микрофон: обмен мнениями и дискуссии, обсуждения» — транслировались. Во второй половине дня проходило  «Принятие Резолюции», обсуждение которой после зачтения ее проекта О.Н. Калинкиной шло довольно кропотливо и даже, сказала бы, дотошно. Всем, в том числе и онлайн слушателям,  предоставлялось слово для обсуждения резолюции и внесения в нее изменений и поправок.

И если быть честным с самим собой, то здесь уже никакие злопыхатели, а они еще до сих пор водятся, не могут сказать, что резолюция была написана заранее и все за нее просто проголосовали. Этого не было. Как уже упоминала  выше, она отрабатывалась очень скрупулезно. 

 

Кроме  разных аспектов работы съезда в день 9 февраля было предусмотрено вечернее посещение двух музеев. Это Художественный Государственный музей (бывшая картинная галерея), где в отличие от Русского музея выставлены все картины Рерихов. Об этом музее остались лучшие воспоминания, хотя все посмотреть было невозможно, да и усталость сказывалась.  По музеям надо ходить спокойно, вдумчиво, а мы там были, можно сказать, пробегом.

 

Вторым был музей Сибирского рериховского общества.  Многим было интересно его посетить и мне, конечно, тоже.  Надо отметить, что встретили нас и в том, и в другом музее очень хорошо, хотя в музей СибРО мы приехали поздновато и задержали сотрудников. Но, судя по всему, они уже были к этому готовы, и нам даже был предоставлен  экскурсовод. Спасибо им за все это. Что же касается самого музея, то хочу ответить словами Георгия Шестирекова, высказанными на фейсбуке после возвращения со съезда, т.к. его мнение совпадает с моим.

«Понравилось само здание музея, как снаружи, так и внутри. Очень красиво и, я бы сказал, богато. Это оставляет хорошее впечатление. Очень понравился книжный магазин. Большой, красивый. А если говорить о том, что “не очень”, то здесь я ожидал увидеть подлинники работ Н.К. и С.Н. Рерихов. А увидел полный музей компьютерных копий. Смотрятся они, конечно, неплохо, но это всего лишь копии. И их очень много. А из подлинников только несколько малюсеньких работ С.Н.Рериха».

 

Мы расходимся  только в том, что я не ожидала там увидеть подлинников картин Рерихов, ибо им там совершенно неоткуда взяться. Хотелось увидеть зал, посвященный их земных учителям — Н.Д. Спириной и Б.Н. Абрамову, но такого я не увидела. Потом сказали, что на первом этаже, оказывается, был мемориальный кабинет Н.Д. Спириной, но нам сразу туда почему-то не предложили зайти, а потом было поздно.

 

На фоне такой плодотворной работы съезда, объединяющего людей в сотрудничестве, особенно непонятными становятся рериховцы, много писавшие и шумевшие об этом в начале, устраивавшие собрания на эту тему уже после Круглого стола в Усть-Коксе, и в итоге не приехавшие.

А ведь, действительно, было бы интересно услышать их рассказы о своей работе,  размышления о будущем рериховского движения в их понимании. Не всплески «выкриков»  на страницах соцсетей, а там, в зале. Вполне возможно, мы смогли бы понять и  лучше почувствовать друг друга. В такой дружеской обстановке, полной любви и радости  ко всем и каждому в отдельности, просто невозможно было не понять друг друга.

 

Летом и осенью, помнится, высказывались разные предложения — где провести съезд, но «европейская часть» России посчитала, видимо, что устраивать будет МЦР, а мы де сделаем такое одолжение — приедем. Но сколько об этом ни писали, никто из них так и не внес ни одного предложения о проведении съезда на своей «базе». А вот сибиряки снова оказались на высоте и здесь. Много не говорили, просто взяли и сделали на «отлично», за что им еще раз огромное спасибо.

Съезд прошел, можно сказать, пролетел, словно радостное мгновение, но остались высокие мысли о единении и сотрудничестве в борьбе за наследие и МЦР, незабываемые встречи с друзьями и уверенность в нашей общей Победе.

Источник: www.lomonosov.org

 

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x