ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха в связи с обращениями директоров государственных музеев и М.Б.Пиотровского


20 февраля 2020 г. в российском информационном пространстве появилось одновременно несколько публикаций, посвященных проблеме сохранения наследия Рерихов в Москве –это обращение тринадцати директоров российских музеев к Президенту РФ В.В.Путину и письмо М.Б.Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа,к министру культуры РФ О.Б.Любимовой. Информационные материалы размещены на сайтах медиахолдинга РБК[1], Государственного Эрмитажа[2], информационного портала The Art Newspaper Russia[3]и других электронных СМИ.

В своем письме президент Союза музеев России М.Б.Пиотровский выразил поддержку политике Министерства культуры РФ в отношении наследия семьи Рерихов и дал негативную оценку реакции общественности на происходящее с коллекцией наших выдающихся соотечественников в Москве. М.Б.Пиотровский пишет: «В этой связи, Союз музеев России принял решение создать постоянно действующую комиссию по стратегии сохранения рериховского наследия и ее конкретного музейного воплощения»[2]. Заявив о создании государственной комиссии, музейное сообщество, таким образом,решило защитить наследие Рерихов от «назойливой»общественности.

Следует заметить, что музейное сообщество России имело возможность наблюдать деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов на протяжении более четверти века, и ни разу никто из директоров крупнейших музеев, в том числе М.Б.Пиотровский, не выражали претензий по поводу осуществляемой музейной деятельности и работе по сохранению наследия Рерихов. В таком случае неизбежно возникает вопрос, почему музейное сообщество хранит молчание о том, как безобразно и противозаконно в апреле 2017 г. произошел рейдерский захват успешно действующего общественного Музея имени Н.К.Рериха Государственным музеем Востока при непосредственной поддержке бывшего руководства Министерства культуры? Неужели подобное экстремальное событие является нормальной, будничной ситуацией для музейного пространства?!

До сих пор остается неясным местонахождение и судьба коллекции разрушенного общественного Музея имени Н.К.Рериха, включавшая более 700 картин Рерихов, архив мирового значения и другие уникальные культурные ценности. Музейное сообщество это также не беспокоит? Между тем 18 000 музейных предметов из наследия Рерихов, находившихся в фондах общественного Музея, были изъяты без составления описей и вывезены из усадьбы Лопухиных. И это нормальная ситуация для директоров российских музеев?!

Прежний министр культуры В.Р.Мединский неоднократно заявлял о создании государственного музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных на месте разрушенного общественного Музея имени Н.К.Рериха, но не выполнил обещания. Открытие экспозиции картин Рерихов в павильоне No 13 ВДНХ, инициированное Министерством культуры,невозможно расценивать как создание государственного музея. И это для директоров российских музеев тоже нормальная ситуация?!

При подобном подходе к проблеме сохранения культурного наследия со стороны тех, кто облечен самим государством полномочиями заботливо охранять национальное достояние,общественности остается только одно –неутомимо вновь и вновь, как гласу вопиющего в пустыне, напоминать госчиновникам о нуждах культуры и требовать от них активного деятельного участия в ее сохранении и развитии, а не только производить нормативно-правовые акты. Подобное беспокойство общественности, как правило,воспринимается чиновниками в штыки и нередко расценивается как «негативное» и «истерическое»[2].

Очевидно, что при беспристрастном подходе общественности к рассмотрению нынешней проблемной ситуации, представители народа не смогут забыть историю Международного Центра Рерихов (МЦР) и его общественного музея –ни яркую творческую деятельность мирового масштаба, ни ее трагический разгром. Общественность не позволит ни замолчать, ни переписать эту историю в угоду политической конъюнктуре.

Возвращаясь к письму главы Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского, особо выделим актуальный вопрос о создании государственной комиссии по сохранению наследия Рерихов. В обращении говорится:комиссия призвана объединить все государственные институции, готовые «быть проводниками рериховских идей и обеспечить комплексное решение вопроса обеспечения государственной защиты, изучения и актуализации рериховского наследия в России»[2]. Музейное сообщество тем самым дает понять, что общественная форма культуры в лице МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, а также других общественных организаций абсолютно исключается из сотрудничества с госучреждениями в решении проблемы сохранения наследия Рерихов.

Однако напомним, что«Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента РФ No 808 от 24 декабря 2014 г.,предусматривают осуществление ее основных направлений субъектами, каковыми являются «органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью»[4, с. 7]. Следуя этому документу, общественные организации имеют равные с государственными учреждениями права поведению культурной деятельности. Отдельно в «Основах государственной культурной политики»говорится о необходимости «поддержки общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации»[4, с. 11]. Данное положение открыто утверждает приоритет сотрудничества государственных и общественных институций в сфере культуры.

К сожалению,многолетняя практика показывает,что затруднения в конструктивном диалоге общественных и государственных структур возникают, главным образом, со стороны последних. Международный Центр Рерихов и сотрудничающие с ним общественные объединения постоянно проявляли и проявляют готовность к совместным действиям, когда они действительно направлены на сохранение наследия семьи Рерихов в России.Примером тому служит недавняя общественная инициатива, отраженная в Резолюции Международного съезда рериховских организаций, состоявшегося8-9 февраля 2020 г. в г. Новосибирске [5].В документе, в частности,содержится предложение о создании государственно-общественной комиссии с целью проведения проверки целостности наследия, изъятого у Международного Центра Рерихов, в соответствии с его учетной документацией, а также проверки условий хранения и состояния коллекции.Со стороны общественности в состав комиссии было предложено включить специалистов Международного Центра Рерихов, сумевших без финансирования государства создать музей мирового уровня, а также представителей Международного Совета рериховских организаций имени С.Н.Рериха и общественных рериховских организаций, которые более четверти века вкладывали свои финансовые средства и творческий потенциал в создание общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. За резолюцию проголосовали делегаты 111 общественных организаций из 10стран. Таким образом, общественность вновь выступает инициатором сотрудничества в рамках государственно-общественной комиссии, в отличие от директоров музеев, ратующих исключительно за государственный статус нового образования. Выдвижение инициативы о создании государственно-общественной комиссии еще раз продемонстрировало заинтересованность народа в судьбе наследия Рерихов и желание объединить усилия с государственными органами и учреждениями культуры, готовыми к сотрудничеству. Создание такой комиссии продиктовано необходимостью срочных мер, которые обеспечили бы сохранность наследия, фактически пропавшего из поля зрения после разрушения Музея имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных в апреле 2017 года.

Опасения госчиновников относительно уровня компетентности и профессионализма представителей общественности в качестве участников комиссии, отраженные в письме директоров музеев[1], могут быть преодолены на основании следующих обстоятельств. Во-первых, стоит учесть высокий уровень работы коллектива и руководства Международного Центра Рерихов, отмеченный многочисленными российскими и международными премиями и наградами, в том числе за развитие музееведения и сохранение культурного наследия, что неоспоримо свидетельствует о высоком профессионализме сотрудников МЦР. Во-вторых,в общественное пространство входят специалисты из разных сфер жизни, в том числе музейные работники, искусствоведы, реставраторы и т.д., что говорит о большом потенциале общественных организаций, в том числе профессиональном. В-третьих, чиновники склонны к скрытому проявлению признания компетентности общественного мнения. Например, после того, как общественность обратила внимание на неприемлемые условия экспонирования картин Рерихов в павильоне ВДНХ, госчиновники все-таки предприняли некоторые первичные меры по обеспечению элементарных условий безопасного хранения бесценных полотен.

Очевидно, что сотрудничество для сохранения наследия Рерихов необходимо. Чтобы выйти из состояния конфронтации, необходимо,прежде всего,перестать искать врагов в общественном пространстве и открыть сознание навстречу тем, кто на деле, а не словах защищает, сохраняет и достойно популяризирует наследие Рерихов.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха полностью поддерживает предложение МЦР и делегатов Международного съезда рериховских организаций в Новосибирске о создании именно государственно-общественной комиссии по сохранению наследия Рерихов, поскольку такой формат отвечает положениям «Основ государственной культурной политики», а также требованию времени и позволит осуществить объективный мониторинг состояния наследия,выработать систему мер для его сохранения и использования в соответствии с целями, определенными дарителем –Святославом Николаевичем Рерихом.

Примечания:
1.Главы крупнейших музеев написали Путину о проблемах с наследием Рерихов. 20.02.2020 г. // Сайт РБК. Эл. ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2020/5e4bf54a9a7947c0bb1f302a
2.Государственный Эрмитаж информирует. О комиссии по стратегии сохранения рериховского наследия. 20.02.2020 г. // Сайт Государственного Эрмитажа. Эл. ресурс. Режим доступа: https://clck.ru/MGrou
3.С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским. 20.02.2020 г. // Сайт Информационного портала The Art Newspaper Russia. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7841/
4.Указ Президента Российской Федерацииоб утверждении Основ государственной культурной политикиNo 808 от 24.12.2014 г. Основы государственной культурной политики// Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=1&nd=102364581
5.Резолюция Международного съезда рериховских организаций «Единение и сотрудничество рериховских организаций –путь к сохранению наследия Рерихов». 8–9 февраля 2020 г., Новосибирск// Сайт Международного Центра Рерихов. 16.02.2020 г. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6589

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха
24 февраля 2020 г.

Источник: roerichs.com

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x