К 100-летию Живой Этики (Агни Йоги)

24 марта 1920 года была сделана первая запись, давшая отчет книгам Живой Этики. Вот она.

ЛОНДОН. 1920. Март 24

Я – твое благо.
Я – твоя улыбка.
Я – твоя радость.
Я – твой покой.
Я – твоя крепость.
Я – твоя смелость.
Я – твое знание.

1 Камень драгий, единый, благостью в жизни сохраните.

Аум Тат Сат, Аум.

Я – вы, вы – Я – частицы Божественного «Я».

Воя Моя! Шумит жизнь – осторожнее!

Опасность! – Душа шорох слышит.

Тяжко миру – спешите спастись.

Жизнь питает душу.

Утверждение чистого «Я».

Работай для жизни и сознания чистоты.

Оставьте все предрассудки – мыслите свободно.

Не уходите от жизни, ведите себя верхним путем.

Храмина всем. Всем Един.

Дом Божий населен мирами, и всюду витает Св. Дух.

 

На основе этих записей было издано 14 книг Учения Живой Этики:
• «Листы сада Мории. 1924». (Зов). Париж, 1923 г.
• «Листы сада М. 1925». (Озарение). Неизвестно, 1924 г.
• «Община. 1926». Первое издание в Урге (Улан-Батор), 1926 г., второе, изменённое издание в Риге, 1936 г.
• «Агни Йога. 1929». Первое издание в Париже, 1929 г., второе, изменённое издание в Риге, 1937 г.
• «Беспредельность I. 1930». Париж, 1933 г.
• «Беспредельность II. 1930». Париж, 1934 г.
• «Иерархия. 1931». Париж, 1931 г.
• «Сердце. 1932». Париж, 1932 г.
• «Мир Огненный I. 1933». Париж, 1933 г.
• «Мир Огненный II. 1934». Рига, 1934 г.
• «Мир Огненный III. 1935». Рига, 1935 г.
• «Аум. 1936». Рига, 1936 г.
• «Братство. 1937». Рига, 1937 г.
• «Надземное. 1938». (Манускрипт из 955 параграфов, впервые издан только в начале 90-х годов)

 Из предисловия ко второму изданию Писем Елены Рерих

“Выход в свет «Живой Этики» не случайно совпал с так называемым научным взрывом, когда пересматривались привычные догмы, появлялись новые направления, исследовавшие, казалось, невозможное, и складывалась новая модель мироздания и его механизмов. Возникшие направления потребовали и нового подхода к научным исследованиям – целостного. На ином уровне начиналось осмысление Великого единства Человека, Планеты, Вселенной. Зарождалось Космическое сознание, а вместе с ним и стремление выйти за пределы Планеты и связаться с «братьями по разуму».

Но мало кто знал, что духовная традиция Востока, особенно Индии, в своих глубинах уже таила давно этих «братьев по разуму», которые представляли одухотворенный, еще неведомый науке Космос. Духовные Учителя, или как они сами себя называли – Старшие братья человечества, и были создателями вместе с Еленой Ивановной Рерих книг «Живой Этики», или «Агни Йоги». В Индии Учителей называли Махатмами, или Великими душами. Махатмы были как бы сущностями другого мира. Их качества и возможности отличались от наших, их образ жизни мало походил на жизнь обычных обитателей планеты. Они носили странные имена, которые больше напоминали псевдонимы. У них были свои убежища, своя тайная история. Они проходили через века земного времени, постигая их смысл совсем по-иному, чем мы. Слова «Старшие братья человечества» звучали в книгах «Живой Этики» заманчиво и фантастически и чем-то напоминали о романах Ивана Ефремова. Много лет спустя я узнала, что Ефремов пользовался книгами «Живой Этики», когда писал свои. Возможно поэтому его фантастика оказалась столь привлекательной и уникальной.

Великие души, можно утверждать, находились на более высокой ступени космической эволюции. За ними стоял огромный опыт накоплений культуры и духа. Они были бесконечно мудры, общались между собой на особом, неизвестном нам языке, говорили кратко и поэтично. Их фразы были похожи на афоризмы, а иногда звучали как стихи.
Именно они, Махатмы, являлись тем Источником, о котором писала Елена Ивановна в своих письмах к Рузвельту. И знания, заключенные в книгах «Живой Этики», были оттуда же.”
Е.И.Рерих. Письма. В 2-х тт. Том 1, стр. 011. // Предисловие ко второму изданию

Елена Рерих об Живой Этики

С.Н.Рерих. Портрет Елены Рерих. 1937 г.

” Учение прежде всего прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие образы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению. Потому в Вашем сборнике хорошо бы подчеркнуть больше значение Живой Этики. Велика миссия – зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Какое прекрасное слово – подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.”
Е.И.Рерих. Письма. т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 098. // №32. А.М.Асееву. 6.05.1934

“«Солнечный путь не знает водительства, кроме внутреннего вождя своего божественного духа», но все восточные Учения, так же как и «Живая Этика», заповедуют всеми способами развивать свое чувствование, ибо без этого нет продвижения. Именно Высшее Водительство заключается не в постоянной указке, но в намеках, в бережном наведении сознания на расставленные вехи, чтобы ничем не нарушить самостоятельного достижения, которое одно лишь имеет цену, а также и в незримых прикасаниях к духу для зажигания его, когда ученик допускает это. Все основано на взаимопомощи, на сотрудничестве. ”
Е.И.Рерих. Письма. В 2-х тт. Том 2, стр. 144. // 17.04.36

” Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.”
Е.И.Рерих. Письма. В 2-х тт. Том 2, стр. 423. // 1939

“Теперь обращаюсь к моей истинной дочери, Порумочке. Поручается ей великая задача – наряду с официальным Обществом Женского Единения начать и внутренний круг, который она могла бы вести путем Учения и Служения. Пришло время проводить в жизнь начала Живой Этики. Новую группу предлагаю назвать именно классом Живой Этики. Пока что я изъяла бы из обихода название «Агни-Йога» групп. «Живая Этика» покрывает всё и не вызывает ненужных вопросов. Сейчас столько ищущих душ, их гораздо больше, нежели нам кажется, и мы, хранители сокровенных зерен, обязаны поделиться с другими. Помните, как Сказано: «Недостойно просыпать зерна лишь в свой сад». Кроме того, и церковь, и многие другие блюстители традиций не смогут восстать против Живой Этики, ибо она не опрокидывает никаких основ, наоборот, отводит новое прекрасное место религии, освещая все неясные места в Священных Писаниях. Учение Этики дает новое, более глубокое и прочное устремление к водительству Духовному.Разве указанная в Библии Лестница Иакова не есть Великая Иерархия Света?”
Письма в Америку, т.1, стр. 175. // 8.V.34

“Прилагаю страничку Учения, которую Указано приложить к этому письму:
«Живая Этика усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Для того чтобы приложить Живую Этику к жизни, нужно прежде всего найти в себе качество истинного Служения Иерархии. Именно, все ханжи прежде всего отходят от Живой Этики. Никакое предстояние перед Предметом, символизирующим Высший из Обликов, не поможет, если нет истинного почитания.”
Письма в Америку, т.1, стр. 202. // 31.V.34

“Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Живая Этика поможет охранить обличие человека. Эти огненные законы дадут духу понимание Иерархии. Служение может быть чудесным мостом между мирами, ибо Мир Тонкий не поможет духу окружиться тонкими энергиями, если заразы духа не изжиты на Земле. Не нужны все уверения в преданности, не нужны поминания Учителя, не нужны поминания Владыки там, где нет понимания Живой Этики. В Мире Тонком не уйти от своих переживаний. Так же как собственный свет освещает окружающее, так и собственная тьма заглушает все пространство. На пути к Миру Огненному нужно задуматься о грозных последствиях, если Живая Этика не была применена в жизни»…

Мне Сказано добавить к письму, что «нужно вдумчиво читать все сказанное, ибо час последний». Так Живая Этика должна войти в жизнь каждого дня. Если Живая Этика не будет принята, то ряд грозных последствий явит свою мощь. ”
Письма в Америку, т.1, стр. 203. // 31.V.34

“Сейчас множество людей страдают одержанием, но, чтобы помочь и в этом бедствии, надо опять-таки всеми силами укрепить психическую энергию и престол ее, сердце. И единственная профилактика для всего есть Живая Этика. Одичание и озверение при здоровых телах было бы чудовищно, потому, пока люди не поймут духовного совершенствования, немощи их и не могут быть отняты. Потому, как врач, прежде всего и прежде всех физических лекарств удостоверьтесь в духовном состоянии болящих.”
Е.И.Рерих. Письма. т. 1. 1919-1933 гг. (МЦР), стр. 405. // №170. А.М.Асееву. 1.10.1933

“Живая Этика так сейчас нужна! Как я писала на днях Лидии Андреевне: «Важно проводить просветительные, культурные идеи без зазывания и навязывания Учения. Тем более что принципы и идеи, выраженные в Учении, не носят на себе какой-либо исключительной печати и все они прекрасно укладываются в понятие Живой Этики. Много тем для лекций и рефератов можно заимствовать из Учения без титула Агни Йоги. Сейчас важно поднять и расширить сознание могущих идти со Светом, но подымать его можно, лишь пользуясь доступными им методами и образами, постепенно расширяя эти представления до мировых масштабов…»”
Е.И.Рерих. Письма. т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 308. // №80. К.И.Стурэ. 22.08.1934

“Живая Этика есть мост ко всем Мирам. Только в живом приложении создается прохождение неуязвленное. Ничто не поразит доспех огненный. Можно не тревожиться зарослями Метафизики, когда дух знает путь Живой Этики. Только мера добра явит Огонь светлый. С таким светильником можно вступить ясно на великий Мост. Только для пути дальнего дается Живая Этика. Нужно любить ее, как путевое пособие.”
т. 3. 1935 г. (МЦР), стр. 727. // №248. К.И.Стурэ. 31.12.1935

“Без красоты не может быть и живых устоев всего бытия. Живая Этика может быть живой лишь для того, в ком и слово о прекрасном всегда живет.”
Е.И.Рерих. Письма. т. 5. 1937 г. (МЦР), стр. 076

“Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.”
Е.И.Рерих. Письма. т. 6. 1938-1939 гг. (МЦР), стр. 428. // №149. Р.Я.Рудзитису. 10.06.1939


 

“Живая Этика дана для развития внутренней культуры человека. Она воспитывает в нас человечность, помогает изживать эгоизм, устремляет к самосовершенствованию и к Общему Благу, учит благородству и душевности. Всё творчество Рерихов – и этико-философское, и художественное направляет нас к самому главному в жизни: к повышению уровня культуры в каждом человеке его собственными усилиями и таким образом развития всего человечества в целом.

Будущее человечества – это культурное человечество, это расцвет Культуры. Меняется время. Подступают эволюционные сроки. Настоящий прорыв в Космос совершается не технократическими достижениями, а энергетическим процессом космической эволюции человечества. Входят в жизнь открываемые современной наукой новые энергии, которые невозможно воспринимать без нравственной основы в сознании. Человек может овладевать этими высшими утончёнными понятиями, только повышая свою внутреннюю культуру, изживая заблуждения невежества. Поэтому новая ступень эволюции определена не только как космическая Эра, но и как Эпоха Культуры. Пакт Рериха и Знамени Мира несёт символ Культуры. Так наша человеческая судьба и с нею судьба планеты на ответственности любого человека – носителя Культуры”.

Из Обращения Международного Совета Рериховских организаций к рериховским организациям и широкой общественности, г.Москва 1997г. Опубликовано в журнале “Мир Огненный”, №14, 1997 г

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x