В Москву привезли коллекцию костюмов Дягилевской антрепризы

16-01100 лет назад Сергей Дягилев впервые вывез на гастроли русский балет. Зазвучали, точнее, затанцевали на весь мир! К столетию «русских сезонов» прямиком из Лондона в Москву прибыла коллекция костюмов Дягилевской антрепризы. Те самые, в которых выступала балетная труппа еще тогда, в начале 20 века. Настоящие! Не подделка! Правда, выставка получилась скромной: всего 7 костюмов, 2 шляпки и трое пуантов. Почему трое? Видимо, одна потерялась. Что стало причиной распада пары, выясняла Надежда Боричева.

Роскошная старина. По-другому и не скажешь. Небольшую коллекцию из знаменитых дягилевских сезонов не стали выставлять среди пустых музейных стен. Ее разместили среди экспозиции, посвященной русскому модерну.

«Не было бы той красоты, того ощущения, той эпохи, если бы костюмы были оторваны от эпохи. Они выставлены именно в залах русского стиля», – говорит Маргарита Баржанова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Потертые строчки на черных пуантах написаны рукой звезды русского балета Тамары Карсавиной. Юрист из Лондона Ольга Мазур (это ее коллекция) предполагает, что пуанты – часть костюма Коломбины из балета Делиба.

Вот костюмы придворных дам к спектаклю «Соловей». Автор – французский художник Анри Матисс. Как писал в своих мемуарах постановщик дягилевских балетов Серж Григорьев, Матисс эти цветы рисовал сам.

Кажется, от этих костюмов веет историей. Они жили, дышали, слышали гром аплодисментов вместе с артистами балета. Музейщики отмечают: эта экспозиция открылась ровно через 100 лет после первого представления «Русских балетов» в парижском театре «Шатле». Особенность выставки – костюмы не закрыты стеклом. Разрешила владелица. В залах поддерживается оптимальный режим – 50 процентов влажности и 22 градуса тепла.

Как говорит Марина Белова, заведующая отделом хранения экспозиций и выставок, самое главное – тут работают освежители воздуха. Их пять штук. Специально один вход только. Другой закрыли, чтобы пыль не проникала.

За первые несколько дней выставка привлекла столько внимания, что Третьяковская галерея попросила продлить сроки пребывания костюмов в России и выставить их у себя.

«После того как костюмы выставятся у нас и отдохнут костюмы (текстиль нельзя долго демонстрировать на открытом пространстве), все с октября смогут полюбоваться ими уже в Третьяковке», – сообщила Маргарита Баржанова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Эта экспозиция – лишь вершина айсберга. Говорят, для дягилевских «Русских сезонов» было создано 8 вагонов декораций и 3 тысячи костюмов. Часть вещей, созданных Львом Бакстом, Анри Матиссом, Николаем Рерихом, бесследно исчезла. Другие попали в частные дома. И только благодаря таким энтузиастам как Ольга Мазур, эти костюмы смогли перешагнуть столетний рубеж.

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x