«Сердцем с вами !..»

 

 

 

 

 

 

 

Елена Ивановна Рерих

Елена Ивановна Рерих

К 130 – летию со дня рождения Е.И. Рерих

 

 

 

 

 

 

 

Мудрая спутница знаменитого мужа – художника Н.К. Рериха,

нежная и  заботливая мать, Елена Ивановна избегала говорить о себе,

а все ее научно – философские труды  изданы под псевдонимами.

 Но приходит новое время, при котором все чаще работы Е.И.Рерих,

 полные сердечного почитания мудрости прошлого и настоящего,

 становятся востребованными жизнью. Мы коснемся лишь

отдельных граней необыкновенной судьбы выдающегося мыслителя

 

Елены Ивановны Рерих.

 

Начало пути

 

 

Елена Ивановна Рерих родилась в Петербурге 12 февраля 1879 года в семье архитектора — академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны. Родовитая семья одарила Елену Шапошникову двумя предками – героями, среди которых — князь Дмитрий Пожарский, предводитель народного ополчения 1612 года, и великий русский полководец М.И. Кутузов. Двоюродным братом матери Елены Ивановны был великий русский композитор М.П. Мусоргский, посвятивший своей сестре несколько произведений.

 С ранних лет девочка проявляла особую любовь к красоте во всех ее гранях и глубокое религиозное чувство. Благодаря незаурядным способностям к семи годам Елена Шапошникова читала и писала на трех языках, а позднее заинтересовалась литературой и философией.

Она обладала тонкой интуицией и даром предвидения, которые сопутствовали ей всю жизнь, помогая в трудное время. Девушка видела пророческие сны и мечтала посвятить себя служению обездоленным и нуждающимся в духовной помощи.

Елена Ивановна успешно окончила Мариинскую гимназию и проявила себя одаренной пианисткой. Люди, близко её знавшие, вспоминали, что с юности девушка мечтала связать свою судьбу с человеком искусства, чтобы помогать ему, вдохновляя на высокие цели. Желанная встреча произошла в 1899 году: в имение ее дяди, князя Путятина, приезжает художник Николай Константинович Рерих. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства определили их дальнейшие отношения, и через два года молодые люди обвенчались в Петербурге, в храме св. Екатерины при Императорской Академии художеств.

 В августе 1902 года у Рерихов рождается сын Юрий, в будущем выдающийся востоковед и ученый с мировым именем. Спустя два года, в октябре 1904-го, в семье появляется сын Святослав, ставший, как и его отец, художником и общественным деятелем.

В последующие годы многие картины Н.К.Рериха возникли как результат совместного творчества художника и сердечно любимой им Лады; и в этом необычном «сотворчестве» Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». В этом «творили вместе» заключен особый смысл, поскольку многие полотна художника, были созданы по замыслам Елены Ивановны.

 

Свет русской старины

 

Елена Ивановна (справа), Юрий и Святослав Рерихи. Бологое, 1913

Елена Ивановна (справа), Юрий и Святослав Рерихи. Бологое, 1913

По воспоминаниям тех, кто близко знал Елену Рерих, «с самого первого года замужества она проводила лето на раскопках Новгородской губернии, живя с ним /мужем – сост./ в землянках…» (П.Ф. Беликов). Как могла она, светская красавица, воспитанная в атмосфере утонченности и изящества, мириться с такими «первобытными условиями жизни»? Однако, именно так, рука об руку, словно не замечая земных препятствий, прошли супруги Рерихи свою непростую жизнь в любви и взаимопонимании. Должно быть, тогда он впервые назвал ее с нежностью другиней, Ладой. Это имя – тоже древнерусского рода. «Сколько в нем лада, вдохновения, силы! — пишет Николай Рерих в очерке «Лада». – И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны».

В 1903 году супруги решили проехать, подобно паломникам, по древним русским городам, среди которых были Владимир и Псков, Ростов Великий и Ярославль, где сохранилась память о древнейшем поселении человека на Руси. «Какая красивая жизнь была, — пишет молодой Рерих, любуясь мастерством народных умельцев. — Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство, не то, что теперь – ненужная игрушка для огромного большинства».

Многогранность русской старины, ее синтетичность давала путешественникам «повод для размышления и о Востоке, и о Западе» (Л.В. Шапошникова) и выявила себя во множестве картин и этюдов Н.К. Рериха, его очерках, а также в работах Е.И. Рерих «Преподобный Сергий Радонежский», «Криптограммы Востока».

Сопровождая мужа – художника в его путешествиях по России, Елена Ивановна освоила искусство фотографии. Ее снимки сохранили не только особую стать древнерусских соборов, но и оставили неоспоримое свидетельство открытого к ним небрежения, уже в те годы являвшего себя без особого стеснения. «Поговорите с духовенством, поговорите с чиновничеством, — сокрушается Николай Константинович, — и вы увидите, какие люди стоят к старине ближайшими. Ведь стыд сказать: местная администрация, местные власти часто понятия не имеют об окружающей их старине».

 

Е. И. и Н. К. Рерихи

Е. И. и Н. К. Рерихи

В сборнике статей «Этюды русской старины» (от 31 декабря 1903 г.) читаем: «Художник Н.К. Рерих, прекрасно знакомый с русской археологией, в течение минувшего лета объездил все места севера и запада России, в которых сохранились археологические памятники». Его работы наглядно знакомят зрителя с современным состоянием знаменитых монастырей и, в том числе, «с характерными деталями росписи в старинном храме святого Иоанна Предтечи в городе Ярославле». Правда, сам художник напишет немного иначе: «В недавнее время сильно пострадали две выдающиеся церкви Ярославля — Николы Мокрого и Ивана Предтечи. У Николы выкрасили желтой масляной краской чудесную белую с зелеными изразцами колокольню». А Елена Ивановна, печалясь, составляла в этот момент подпись к фотографии пострадавшего храма: «Внутренность испорчена безобразным подновлением».

Возможно, именно это первое совместное путешествие по местам древнерусской истории укрепило мысль Н.К.Рериха о необходимости активной защиты и охранения культурных сокровищ с помощью особого знака — Знамени Мира. Позднее, в 1935 году, Пакт Мира (Пакт Рериха), защищающий культурные ценности в период военных действий, будет принят комитетом Лиги Наций.

 

Новые горизонты

 

Годы 1916-1918 в связи с нездоровьем Николая Константиновича семья проводит в Карелии, откуда, после революционных событий вернуться на Родину оказалось невозможным. Проехав Финляндию, Норвегию и Данию, Рерихи останавливаются в Великобритании. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмы (Великие Души), иначе — Учителя.

Осенью 1920 года семья Рерихов выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке, под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих, небольшая группа друзей и сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Результаты их трудов поразительны: совместными усилиями были созданы Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi» и ряд других учреждений. Организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, они стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось далеко за пределы одной страны. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под куполом Культуры всех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – пишет Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

Уезжая в 1923 году из США, Рерихи оставили здесь активную, плодотворно работающую группу учеников и сотрудников. Фактически при жизни Рерихов эта группа была главным центром основанного ими духовно- культурного движения.

В Америке Елена Ивановна продолжает записи своих бесед с духовными учителями Востока. Появление серии книг Учения Живой Этики имело прямое отношение к тем процессам, что происходили в науке, культуре, политической и духовной жизни XX столетия. Грядущие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень предчувствовали многие выдающиеся ученые и философы того времени, среди которых В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский, а также известные русские поэты, музыканты и художники. Учение Живой Этики обращено, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей жить в соответствии с Космическими законами, оно открывает беспредельные возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.

 Книги Живой Этики стали издаваться с 1924 года на разных языках, и для многих они стали источником новых знаний и мощным стимулом к самосовершенствованию. Вдохновенные идеи Учения составляют основу художественного и литературного творчества Николая Константиновича Рериха. На его полотнах оживают древние восточные легенды, рождаются образы Великих Мудрецов, подвижников и святых. Язык живописи, стирающий границы между мирами духа и материи, своеобычно отображает Великие Законы Космоса и существование иных измерений, а также их взаимодействие с нашим плотным миром.

 

Великое путешествие

 

Н. К. Рерих. Гималаи

Н. К. Рерих. Гималаи

В 1923 году Рерихам удается осуществить мечту, возникшую у них еще в России – попасть в Индию – страну богатейших духовных и культурных традиций. Почти сразу по прибытии в Индию семья начинает серьезную подготовку к экспедиции по мало исследованным районам Центральной Азии.

Елена Ивановна принимала активнейшее участие во всех этапах подготовки экспедиции. Она входила во все детали организации, ее чутье и глубокое знание людей помогало в подборе участников экспедиции.

С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна, вместе с мужем и старшим сыном отправляется в Великое путешествие. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут; наравне с мужчинами она преодолела тысячи километров, 35 высокогорных перевалов высотой до 6 с половиной тысяч метров, великие пустыни Такла-Макан и Гоби.

Е.И. Рерих не только разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути, но для многих стала поистине Ведущей. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце… На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, – писал Николай Константинович, – замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в устроении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

«Тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, чуть было не приведшие к гибели экспедиции, — все это требовало на только выносливости, но и незаурядного мужества» (Л.В.Шапошникова).

Трудно представить, но и на тропах Срединной Азии продолжается творческий труд великой семьи; Елена Ивановна Рерих завершает работу над книгами «Община», «Знаки Агни Йоги» и «Основы буддизма».

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи создали в живописной долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней Звезды»), почетным президентом – основателем которого стала Елена Ивановна. Продолжается и кропотливая работа над книгами Агни – Йоги (Живой Этики). Особое место в творчестве Е.И. Рерих занимают письма многочисленным адресатам, изучающим Живую Этику. Простым и доступным языком она объясняет своим корреспондентам проблемы, затронутые в книгах Учения, — вопросы о Законах Космоса и эволюции планеты и человечества. На страницах ее писем – размышления о формировании качеств человека Новой эпохи, советы тем, кто вступил на нелегкий путь самосовершенствования. На вопросы, рождавшиеся в сердцах самых разных людей, Елена Ивановна отвечала вдумчиво, мудро и доброжелательно.

 Первое издание «Писем Елены Рерих» вышло в Риге в 1940 году, и эти два тома явились лишь малой частью ее огромного эпистолярного наследия, к тщательному изучению и полному изданию которого приступил в конце ХХ века Международный Центр Рерихов. Публикация писем Елены Ивановны позволяет по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с продвижением идей Пакта Рериха. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха (1934 — 1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.

«Её имя стоит и на листе учредителей Нью-Йоркского музея Рериха, — пишет Т. Книжник, — Мастер Института Объединенных искусств и международного художественного центра «Корона Мунди». На знамени Института начертано: «Искусство объединит человечество… Искусство есть знамя грядущего синтеза» (Н.К.Рерих).

Кроме того, усилиями «другини, спутницы, вдохновительницы» воссоздается и особый жизненный уклад семьи Рерихов, его творческая атмосфера, наполненная трудом, духовной радостью и заботами о судьбе сыновей, Юрия и Святослава. Заглянем в эту «семейную лабораторию» — туда, где посчастливилось сформироваться юным характерам в окружении живого и непрерывного творчества.

 

Прообраз семьи будущего

 

С. Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих

С. Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих

«Наш дом

, — вспоминает о своем детстве Святослав Николаевич Рерих, — был полон предметов искусства, замечательных книг и коллекций Николая Константиновича… Круг общения родителей был также необычайно интересен – в их петербургском доме бывали Александр Блок и Леонид Андреев, Михаил Врубель и Валентин Серов, Сергей Дягилев и Игорь Стравинский… Беседовали об искусстве, совместных творческих планах». Младший сын, с нежностью отзываясь о своей матушке, отмечает, что она «очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами, порывами и чувствами». Он рассказывает и о том, как Елена Ивановна бережно собирала для него и брата Юрия те книги, коллекции, экспонаты, которые поддерживали интересы детей. «Таким образом, наш маленький мир был насыщен замечательными впечатлениями», — подчеркивает Святослав Николаевич.

В очерке «Три ключа», обращенном к молодежи, Елена Ивановна напоминает о путях, ведущих к Любви, Красоте и Знанию — к тем Ключам, что открывают каждому глубины его духовного мира. Пишет она «легко, ясно, доступно. Каждая мысль, каждая ее фраза (…) имеет практическое значение, — отмечает Л..В. Шапошникова, и «призывает к мужеству». Вот мудрые советы Е. И. Рерих «молодым друзьям».

 «…Выбирай хороших друзей и в обращении с ними умножай свои добрые качества, читай с ними хорошие книги, делай выводы и все наилучшее постарайся запомнить и провести в жизнь. Вырабатывай в себе твердость и постоянство и не развлекай себя во время работы.

Старайся очищать свою речь от пустых и бессмысленных слов. Пусть твоя речь будет ясной, четкой и краткой. Уходи из того места, где пустая болтовня, где есть злоба и ненависть, где царит раздор, вредные развлечения и глупость.

 Будь чист, и пусть любовь изливается через тебя, как аромат струится из цветка.(…) Пусть твоя жизнь будет лучом радости для других. Каждую неудачу и горький опыт преврати в ценнейший урок, который послужит тебе руководством в дальнейшем.

Шире открой свое восприятие красоты через искусство. Люби музыку, картины.(…) Проявляй больше интереса ко всему, в чем проявлен гений творцов красоты. Будь, как солнце, щедро разливающее вокруг себя свет и бодрость».

В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

В Кулу Елена Ивановна прожила около двадцати лет, до ухода из жизни Николая Константиновича (1947г.), а последние годы провела в г. Калимпонге, ведя активную переписку с сотрудниками многих стран мира. В своих письмах «она всегда старалась помочь, ободрить, возвысить дух каждого из них,— пишет С.Ю. Ключников. — Подтолкнуть к дальнейшим поискам и творческому раскрытию». «Сердцем с вами!» — так искренне, по-матерински  обычно заканчивала Елена Ивановна свои письма.

 

«Помогите земле Русской!.. »

 

Н. К. Рерих. Держательница мира

Н. К. Рерих. Держательница мира

 Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами: «(…) Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем (…). Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу».

Великолепное духовно–философское наследие Е.И. Рерих включает, кроме книг Учения Живой Этики, повесть «Преподобный Сергий Радонежский» и исследование «Основы буддизма». А в 1929 году в Париже издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока» (под псевдонимом Ж. Сент-Илер). Это сочинение представляет собою собрание апокрифов (текстов, не вошедших в канонические писания) и передает легендарные и исторические события давнего прошлого, повествуя о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского.

Елене Ивановне принадлежит перевод на русский язык «Тайной Доктрины» («Синтез науки, религии и философии») — фундаментального труда Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, — а также сборник «Чаша Востока» (под псевдонимом Искандер Ханум).

«После себя Елена Ивановна оставила столько замечательных манускриптов. Они одни могут напитать целую эпоху», — писал в 1962 году Святослав Николаевич Рерих.

 Науку, утвердившую технократию, Е.И. Рерих мечтает связать с исследованиями внутренних возможностей человека: «Наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь», — пишет она в 1954 году. Именно о таком направлении в науке и идет речь на страницах Живой Этики. «В книгах содержался также синтез древней мысли Востока и новых научных достижений. Причем он был таким естественным и гармоничным, как будто плавно вытек уже готовым из какого–то неведомого нам источника» (Л.В. Шапошникова). И действительно, по мнению ряда современных ученых, среди которых — академики С.П. Капица, Б.В. Раушенбах, А.Л. Яншин и многие другие, обновление науки становится неизбежным. «Она /наука — сост./ должна смело отбросить устаревшие догмы, стать более открытой и более одухотворенной», — пишет член Академии космонавтики Л.М. Гиндилис. Размышляя об истоках нового учения, известный философ, профессор А.В. Иванов отмечает, что «Живая Этика выступает органическим продолжением отечественной «метафизики сердца», представленной целым созвездием блестящих русских религиозных мыслителей – А.С. Хомяковым и П.Д. Юркевичем, П.А. Флоренским, И.А. Ильиным, Л.П. Вышеславцевым».

С. Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих

С. Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих

Особое место в трудах Е.И. Рерих занимают легенды и сказания, записанные во время путешествий. «В легендах народ выявляет свои чаяния и достижения», — говорится в ее работе «Преподобный Сергий Радонежский». Но «почему облик Преподобного так мощно запечатлелся в народном сознании?, — размышляет Елена Ивановна. — Почему народ так возлюбил его и поставил превыше других подвижников? Народ инстинктивно чуял, что вся жизнь Преподобного была самоотверженным служением во благо ближних. Народ чуял, что в сердце его звучала боль Мира, что он всего себя полагал на пользу Мира и тем зажигал свое прозрение. Как пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый. Множество светильников Земли русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит… Неисповедимы пути духа…».

А вот и проникновенные строки из сборника сказаний «Криптограммы Востока»:

 «К Сергию пришел Святитель Алексий с вопросом — что делать?

Сергий ответил: «Помоги земле русской». Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? — Он ответил: «Помогите земле Русской».

 Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «ПОМОГИ ЗЕМЛЕ РУССКОЙ!».

 Где бы ни проходили жизненные пути Е.И. Рерих – в древнем Петербурге, в Лондоне или далеких индийских селениях — всюду находила она возможность помочь или подбодрить слабого, создавая вокруг живую атмосферу радости и надежды. «…Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите ее героический народ!», — писала Елена Ивановна в статье «Свет над Родиной».

 

* * *

…В 1955 году Елены Ивановны не стало. На Родину вернулся старший сын, выдающийся востоковед Юрий Николаевич, а младший из Рерихов, замечательный художник и мыслитель Святослав Николаевич, стал основателем Советского Фонда Рерихов в России. В наши дни он приобрел статус Международного Центра – Музея, где сохраняется бесценное наследие великой семьи.  

Известный индолог и писатель Людмила Васильевна Шапошникова стала доверенным лицом С.Н. Рериха, а в дальнейшем — Генеральным директором Центра–Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Позднее, вспоминая весну 1990 года — время своей работы с архивом Е.И. Рерих — она заметит: «Я не могла понять, как можно написать за одну жизнь столько… По–видимому, к Елене Ивановне не подходят наши обычные мерки».

Приходит новое время, и философские труды Е.И. Рерих, полные сердечного почитания мудрости прошлого и настоящего, становятся востребованными жизнью.

 «Рериховские идеи и мысли обладают удивительной способностью. Чем больше времени проходит, тем более актуальными и нужными нам они становятся, — свидетельствуют современники. — Это происходит оттого, что Николай Константинович и Елена Ивановна всегда писали о самом важном для человека, о непреходящем для него. И писали так, что их мысли живут и развиваются вместе с нами, с нашим временем, ибо в них была заложена мудрость духа» (Л.В. Шапошникова).

Елена Ивановна и сейчас, в дни ее 130–летнего юбилея, «сердцем с нами», а ее мудрое слово неизменно поддерживает нас в самые трудные времена. Помните, как писала она в одном из очерков: «Пережила Россия смутное время, переживет и эту страду. Велик дух ее народа и в страданиях и исканиях обретает он мощь непобедимую. Так суждено».

 

/По материалам Сайта МЦР, Благотворительного Фонда им. Е.И. Рерих,

с выдержками из работ Л.В.Шапошниковой и др./

 

 

 

Подготовила Л.В. Янковская, г. Ярославль

http://yro.narod.ru/nasled/biogr/biogr_08_09.html

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика