Ирина Духина (г. Челябинск). “Николай Рерих. Начало биографии”.

Николай Рерих Выставки Николая Рериха — именно так пишется знаменитая фамилия во всех художественных энциклопедиях, — гастролируют по России довольно часто. Экспозиции, как правило, сопровождают длинные прилавки со всевозможной литературой эзотерического толка. Многочисленные рериховские сообщества проводят здесь свои чтения, медитируют, отмечают памятные даты членов знаменитой семьи. А в нынешнем октябре это тройной юбилей — Николая Константиновича (135-летие), его жены Елены Ивановны (130-летие), его сына Святослава Николаевича (105-летие). По этому поводу на выставке ожидается обширная программа празднеств и торжественных приемов.

Живописец Святослав Рерих, живший в Индии, много способствовал сближению этой страны с Россией. Елена Ивановна Рерих оставила обширное духовно-философское наследие, изучению которого будет посвящена научная конференция в Москве, куда приглашены сотрудники нашего Музея искусств. Глава семьи Нико-лай Константинович Рерих является, на мой взгляд, прежде всего очень «результативным» археологом. Его многолетние экспедиции по Центральной и Восточной Азии дали миру ценнейшие исторические и этнографические материалы. Именно это во многом определило его художественный и мировоззренческий интерес к славянскому язычеству и буддизму.

В 1920 году Рерих покидает Россию и живет, главным образом, в Америке и Индии. Он становится видным деятелем культуры международного масштаба. По его инициативе был подготовлен и подписан Акт Международной конвенции по за-щите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Это произошло в Гааге в 1954 году. (Вот и еще один юбилей!) *

Обширная просветительская деятельность Рериха по сию пору собирает его многочисленнейших сторонников по всему миру. Именно поэтому выставки Рериха всегда больше, чем выставки. И все же, как искусствовед, я должна сказать о самой экспозиции.

Московский музей имени Н.К. Рериха представил из своих фондов шестьде-сят пять живописных подлинников. Широко известны произведения условно на-званного цикла «Гималаи». Зрители привыкли в залах рериховской экспозиции «дышать» разреженным воздухом бело-голубых пейзажей Тибета. Но впервые зри-тели увидят «Северные пейзажи», созданные художником в период его жизни в Финляндии. Впервые показана работа из серии архитектурных этюдов «Нижегород-ский Кремль. Башня.» 1903 года. Очень интересна ее история. При поддержке Российского Императорского общества поощрения художеств Николай Константинович с женой совершили путешествие по старинным русским городам. В поездке они делали замеры и описания храмов и старинных сооружений, снимали планы, фотографировали, что, конечно же, имело серьезный исторический смысл. «Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями!.. Какое сокровище!» — писал художник в письмах. В результате этой поездки сложилась серия небольших по размеру картин, названная одним из исследователей «Пантеоном российской былой славы». Была выставка в залах того же общества, был визит в экспозицию императора Николая Второго с семьей. «Этюды русской старины» заслужили высочайшее одобрение и должны были быть приобретены для Русского музея. Но началась русско-японская война. За долги устроители выставки вынуждены были продать коллекцию. И она целиком была вывезена в США. Затем рассыпалась по разным частным собраниям. Сейчас благодаря спонсорским усилиям серия медленно по частям возвращается в Россию. Вот одну из таких работ — «нижегородскую» мы и имеем возможность увидеть на выставке.

Жемчужиной экспозиции назову чрезвычайно редко вывозимое из фондов произведение Рериха «Схимник» 1895 года. Работа, выполненная еще в годы учебы в мастерской Архипа Ивановича Куинджи Петербургской академии художеств, является программной, как бы предопределяющей судьбу. Тем, что историки называют «началом биографии» мастера. Уединение от внешнего мира, строгое монашество, молитва за всех бедных и страдающих, высокое подвижничество — таковы, наверное, были идеалы молодого художника. Однажды в гостях в ответ на вопрос шутливой анкеты: «Ваш идеал?», он серьезно ответил: «Схимник». Качественная лессировочная (прозрачная) живопись портрета заставляет вспомнить об уважении русской классической живописной школы.

Александровский зал челябинского Музея искусств принимает выставку до начала декабря. В экспозиции демонстрируются видеофильмы о художнике, прово-дятся концертные вечера, дискуссии.

Ирина Духина

Южноуральская Панорама

* От редакции сайта “Агнивести”:

По инициативе Н.К. Рериха был подготовлен и подписан в 1935 году Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (так называемый Пакт Рериха). Это был очень важный международный договор перед Второй мировой войной. А в 1954 г. Конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», которая основана на Пакте Рериха. Для справки.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x