Дмитрий Артюх (г. Владимир). Глазами Рериха

11726Зачем императорское археологическое общество отправило в начале 20 века художника Рериха в экспедицию по древним городам России. Что искал в наших краях известный знаток Тибета? И какие открытия сделал в Суздале, Владимире и Юрьев-Польском. К 135-летию со дня рождения Рериха Дмитрий Артюх восстановил наиболее интересные эпизоды его путешествия по нашей области.

Для художников Суздаль в России все равно что Барбизон во Франции. Рисовать храмы, монастыри, реку Каменку и «заманчивые дали», открывающиеся с городских круч, и сегодня едут мастера со всей страны. В июне 1903 года на знаменитой площадке возле Спасо-Ефимьева монастыря можно было видеть 30-летнего мужчину с небольшой бородкой, пишущего маслом этюд с монастырскими башнями. Это был никто иной как Николай Константинович Рерих.

Юрий БЕЛОВ, краевед: «Здесь река Каменка протекает, берег высокий левый крутой, а он любил такие высокие места, где приволье, где свежий воздух, где ветер дует в лицо».

Суздаль был лишь одной точкой грандиозной научной экспедиции — будущий исследователь Тибета вместе со своей женой объехал 40 древних городов, и написал около 100 картин и этюдов, объединенных в серию «Пантеон нашей былой славы». Экспедицию организовало Императорское Археологическое общество, которое позаботилось о том, чтобы владимирский губернатор выдал Рериху, выражаясь современным языком, месячный проездной на гужевой транспорт.

Геннадий РУДЕНКО, председатель общества «Культура»: «Существует подорожная. Было интересно ее прочитать, что на этот период подателю сего выдавалась лошадь на целый месяц для археологических раскопок на территории Владимирской области».

Подробности пребывания Рериха в Суздале неизвестны. Древний город и его окрестности вдохновили художника еще на несколько работ, среди которых этюд Космодемьянской церкви на Яруновой горе, Борисоглебская церковь в Кидекше и ограда Александровского монастыря, по преданию самого древнего в городе, в начале 20 века переживавшего не лучшие времена.

Юрий БЕЛОВ, краевед: «Переделывали, искажали старину, и вот это его очень сильно волновало. И вот Рерих — одним из первых поднял свой голос в защиту культурного наследия прошлого».

Писал Рерих и храмы Юрьев-Польского, и Дмитриевский собор, Боголюбовский монастырь, и храм Покрова-на-Нерли. Под Владимиром он мечтал пополнить свою уникальную археологическую коллекцию, насчитывающую к середине 20 века более ста тысяч экспонатов. Но помешали крестьяне.

Геннадий РУДЕНКО, председатель общества «Культура»: «Есть там в дневнике его описание Добросельского городища. Но когда он приехал и хотел начать раскопки, посмотрел и он записал, что это городище было засеяно овсом и поэтому никаких раскопок, естественно, производиться не могло».

С «Путешествия по старине» началось дело, которому Рерих был верен всю свою жизнь — борьба с пристройками, новоделами, бомбами и снарядами, человеческой сушью и педантизмом — всем тем, что уничтожает древние памятники. А итог путешествия — картины и этюды, в том числе написанные на нашей земле — послужили популяризации русской культуры на западе — бОльшая часть картин нынче находятся в Нью-Йоркском музее и в частных коллекциях.

Дмитрий Артюх, Александр Можаров. ТВ-6 Владимир

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика