Рерих в Ярославле

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Н.К.Рерих

C 19 ноября по 27 декабря 2009 г. в Музее истории г. Ярославля будет проходить выставка картин Николая Константиновича Рериха «От России до Гималаев». Выставка является совместным проектом Мэрии города Ярославля, Музея истории города Ярославля, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и Ярославского Рериховского общества «Орион».

Выставка посвящена 135- летию со дня рождения Н.К.Рериха и 130 летнему юбилею его супруги – выдающегося философа Е.И.Рерих, а также Году Индии в России. На выставке будут представлены 56 картин Н.К. Рериха серии «Гималаи». Зрители смогут познакомиться с материалами о жизни и деятельности всех членов семьи Рерихов. В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад этой выдающейся семьи в российскую и мировую культуру. В рамках выставки 15-16 декабря состоится международная российско-индийская научная конференция, посвященная первому ученому-индологу ярославцу Герасиму Лебедеву (1749-1817).

Творчество Николая Константиновича Рериха (1874-1947гг.) представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Кроме 7000 живописных полотен он оставил нам богатое литературное и научное наследие: более 30-ти печатных научно-философских трудов.

В 1903 – 1904 годах Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск… «Поездка за стариной» – так назвал это путешествие Н.К.Рерих. Он поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания, песни. И во всем этом видел красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Итогом этого путешествия стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. Художником была создана большая живописная серия, насчитывающая более 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» и «Российскими Елисейскими полями» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».

В 1903 году Рерихи побывали в Ярославле, Романово-Борисоглебске, Ростове. В 1904 году Николай Константинович посетил Углич. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославской земли. В числе этих картин: «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на Ишне» и другие.

Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень, украшенный орнаментом и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей хранится в фондах Государственного Эрмитажа.

Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвящает Ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. Неслучайно художник призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни».

Именно путешествие Н.К.Рериха по Руси послужило началом борьбы художника за охранение памятников старины, которая завершилась принятием в 1935 году Пакта Рериха – первого международного документа по защите культурных ценностей человечества.

Представленная на выставке серия картин «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед. Младший сын художника – Святослав Николаевич Рерих руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке. Путь исследователей пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу был основан Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита – «Свет Утренней Звезды»), где были заложены новые направления научных изысканий. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин, и еще значительное количество было написано впоследствии по имевшимся наброскам. За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор.

Роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей, их вклад в мировую культуру неоднократно подчеркивалась на уровне высшего руководства России и Индии. В Москве Н.К. и Е.И.Рерихам установлен памятник. Памятник Н.К.Рериху также установлен недавно на Алтае. В честь семьи Рерихов названа малая планета. Н.К.Рериху посвящены пик и перевалы на Алтае и Тянь-Шане.

Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные центры. Во исполнение его заветов в России созданы и плодотворно работают Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха (г. Москва), Международная Лига защиты Культуры, многочисленные культурно-просветительские организации.

Музеи России

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x