Александра Гавычева. Музеи имени Рериха и имени Пушкина перессорились из-за земли

Руководство центра-музея имени Рериха заявляет, что его земли пытаются захватить

Директор музея имени Рериха Александр Стеценко обвинил руководство соседнего Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в рейдерстве. В ГМИИ говорят, что их коллеги просто хотят привлечь внимание к своему музею.

Давний конфликт возникший между руководством двух столичных музеев, расположенных по соседству, обострился в среду 25 ноября. Директор центра-музея имени Н.К. Рериха Александр Стеценко публично заявил, что его сосед – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пытается захватить территорию, принадлежащую рериховскому музею.

«Подрядные организации, которые работают в интересах музея имени Пушкина, пытались провести геодезические работы на нашем участке, – рассказал GZT.RU Александр Стеценко. – Когда мы попросили основания, они представили документы и схемы, по которым видно, что часть территории, никогда не принадлежавшая музею имени Пушкина, отошла к нему. И они [музей имени Пушкина] считают ее своей территорией и пытаются производить на ней работы».

Г-н Стеценко подчеркнул, что предоставленные строителями документы противоречат постановлению правительства России о праздновании столетнего юбилея ГМИИ имени Пушкина [будет отмечаться в 2012 году]. Помимо этого нарушена и договоренность музея имени Рериха с музеем имени Пушкина, считает Стеценко.

У нас же нет межевания границ, – объяснил Александр Стеценко. – И Ирина Александровна [Ирина Антонова – директор ГМИИ имени Пушкина] пытается захватить то одну, то другую часть нашей территории. Сейчас уже речь идет о большей части территории – более ста квадратных метров. Мы считаем, что это захват».

Директор музея имени Рериха сообщил также, что у него вызывают опасения многочисленные интервью Ирины Антоновой, подкрепленные проектом реконструкции музея имени Пушкина, который составил британский архитектор Норман Фостер.

«На этом проекте большая часть территории отходит им, – возмущается Стеценко. – На каком основании?»

Сейчас музей имени Рериха, по словам Александра Стеценко, готовит письменное обращение к руководству музея имени А.С. Пушкина с просьбой разъяснить происходящее.

ГМИИ им. Пушкина

Инициатором создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И.В. Цветаев. Он же стал первым директором музея. До революции музей носил имя Александра III, после был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина в честь 100-летия со дня смерти великого поэта.

«Не надо покупаться на пиар»

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина обвинениям в свой адрес сильно удивились, отреагировав на них крайне эмоционально.

«Он [Стеценко] тем самым хочет привлечь внимание к своему музею, всколыхнуть какой-то интерес, поднять посещаемость и так далее, – заявили в пресс-службе ГМИИ. – Обиженного всегда пожалеют. Не надо покупаться на пиар».

Версию о захвате земли музея имени Рериха в музее имени Пушкина категорически опровергли, как и обвинения в адрес своего директора Ирины Антоновой.

“Антонова – бывший коммунист. Чтобы она когда-то что-то, какой-то метр или даже 10 см чужой земли [захватила]? Она государственный чиновник, который блюдет это до такой степени! Если заехал какой-то водила на экскаваторе [на территорию музея имени Рериха], это ж не распоряжение Антоновой! Это же не она его отправила!”

Советник Ирины Антоновой – Наталья Синельникова также заявила GZT.RU, что слышит о произошедшем впервые.

Музей имени Рериха

Музей имени Н.К. Рериха расположен на территории старинной усадьбы Лопухиных. Он открылся в 1990 году. Экспозицию его составили более 400 картин, архив, библиотека и семейные реликвии семьи Рерихов, которые передал младший сын Рериха – Святослав. Сейчас в музее организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов.

Музей Пушкина против музея Рериха

Это уже не первое обострение конфликта между двумя музеями. Сотрудники музея имени Рериха 13 мая 2009 года обратились к СМИ с сообщением о том, что представители ГМИИ «нагнали технику к нашему забору, и нашим сотрудникам пришлось встать к нему, чтобы не допустить захвата территории». Директор музея Александр Стеценко сказал тогда, что, по его сведениям, машины должны были разобрать железобетонный забор музея Рериха «по личному приказу» директора ГМИИ Ирины Антоновой.

Представитель ГМИИ Михаил Гурвич, в свою очередь, заявил тогда, что музей «действовал в рамках постановления и никаких незаконных действий не предпринимал».

Реконструкция музея Пушкина

Масштабная реконструкция Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина приурочена к его столетию – юбилей ГМИИ будет отмечаться в 2012 году. Реконструкция запланирована в три этапа. Начнется в 2012-м и должна завершиться в 2018 году.

На праздничные мероприятия, в том числе и на реконструкцию музейных зданий, федеральным правительством выделено 23 млрд рублей. Проект, выигравший тендер Минкультуры, разработан бюро известного британского архитектора Нормана Фостера совместно с «Моспроектом-5» Сергея Ткаченко: без российского соавтора британец не мог бы принять в конкурсе участие.

Норман Фостер

Британский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Автор множества построек в стиле хай-тек. Ему принадлежат проекты таких сооружений, как мост «Миллениум» и «Сити-холл» в Лондоне, Выставочный зал в Сингапуре, купол Рейхстага в Берлине и др.

Реконструкция музея имени Пушкина подразумевает создание обширной зоны для выставочной, театральной и концертной работы, а также выделение для коллекций ГМИИ новых запасников и повышение комфорта для посетителей.

Для этого музей получает под контроль еще несколько зданий, а также осваивает подземное пространство и строит крупное здание на Волхонке – там, где сейчас расположена бензоколонка для правительственных автомашин.

Среди зданий, которым по изначальному проекту Фостера предстоит стать частью музея, – корпус, занимаемый Институтом философии РАН, с представителями которого такие планы не были согласованы. Кроме того, к постройке на Волхонке намечается здание авангардной формы из пяти цилиндров, в плане похожее на гигантский стеклобетонный цветок.

С точки зрения геологии и охраны памятников проект новостройки на Волхонке все еще вызывает сомнения.

«По закону об охране памятников в охранной зоне усадеб Вяземского и Голицыных невозможно никакое строительство, кроме регенерации тех объемов, габаритов, параметров, которые могли быть здесь исторически. Понятно, что ни такая плотность, ни такая этажность, ни такая конфигурация исторически здесь были невозможны», – отмечал краевед Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор».

Тем не менее проект реконструкции ГМИИ им. А.С. Пушкина обещано представить на общественных слушаниях до конца ноября текущего года.

GZT.RU

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x