«Наследие Рериха немыслимо без Латвии…»

убежден директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко

5455Рижский вклад

– С чем пожаловали в Ригу?

– Главная цель визита – отбор работ на беспрецедентную выставку «Рериховский век», которую в апреле 2010 года наш музей проводит совместно с Государственным Эрмитажем при поддержке многих музеев мира. На ее масштаб указывает место проведения – санкт-петербургский Манеж. Выставка посвящена творческому пути четырех членов семьи Рерихов – Николая, Елены, Юрия и Святослава. Если сложить годы их творческих биографий, то получится не слишком много, сто с небольшим лет. Отсюда название выставки. Выставка призвана показать не только художественное творчество, но и научную работу, путешествия… На двух этажах Манежа есть где развернуться.

Кроме Эрмитажа, Русского музея и Третьяковки материалы своих коллекций предоставляют многие музеи стран ЕС, идут переговоры с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и музеями Индии, будет много материалов из частных коллекций. Очень порадовало согласие Монголии, где в этом году открылся Музей Рерихов. Они привезут уникальную картину Николая Рериха «Красный всадник», на которой владыка Шамбалы поднимает на битву народ. Она создана во время 1-й центральноазиатской экспедиции в Тибет через Монголию. Там как раз произошла революция, и Николай Константинович подарил эту работу тогдашнему премьер-министру Монголии.

Однако мы понимали, что широкий смотр работ Николая Рериха немыслим без рижской коллекции. Кульминацией посещения вашего города стало подписание договора с Латвийским национальным художественным музеем об экспонировании на нашей выставке двенадцати работ из Риги.

Коллекция вашего музея интересна и собственно картинами, и своей судьбой, отражающей историю латвийского Рериховского общества. Оно действовало в тесном контакте с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерих и сыграло серьезную роль в распространении рериховского учения. Его участники несколько раз подвергались репрессиям и наряду с небольшой группой в Эстонии и родственниками Рерихов в Санкт-Петербурге сохранили верность своим принципам. В Москве рериховское движение развернулось позже, когда уже «стало можно».

– Что еще нашли по Рерихам в Латвии?

– Настоящим сюрпризом стала выставка в Латвийской академической библиотеке, посвященная 135-летию Николая Рериха. На ней представлено исчерпывающее собрание книг о семье Рерихов и Рериховском обществе в Латвии.

Надеюсь с помощью президента компании «Волмарс» Артура Авотиньша привлечь на выставку рериховские работы из латвийских частных собраний. Его сын Эрвин Авотиньш согласился продюсировать фильм о подготовке выставки и рериховском наследии сегодня… Рижская поездка оказалась чрезвычайно плодотворной.

К дедушке в Майоренхоф

– Что связывает Николая Рериха с землей Латвии?

– Согласно имеющимся сведениям, датско-немецкая семья Рерих в XIII- XIV веках перебралась в Лифляндию и здесь осела. Прадед Рерихов стал служить российскому императору Петру I, дед перебрался в Петербург. К сожалению, восстанавливать все это приходится больше по воспоминаниям и семейным легендам. К несчастью, при пожаре дома Рериха-прадеда сгорели все документы. Ему потом мучительно пришлось доказывать свое дворянское происхождение.

Николаю Константиновичу это аукнулось, когда он сватался к Елене Ивановне. По отцу она была Шапошниковой, а по матери – Голенищевой-Кутузовой, двоюродной внучкой знаменитого полководца. В силу сомнительного дворянства жениха по отцовской лифляндской линии ее поначалу не хотели выдавать за «этого купчишку», принадлежащего по матери к воспетому Лермонтовым купеческому роду Калашниковых.

По воспоминаниям старожила Рериховского общества Гунты Рудзите, в конце XIX века дед художника Фридрих Рерих жил в Риге, на улице Стабу, а лето неизменно проводил в Майоренхофе (ныне Майори). Туда на отдых приезжали Рерихи из Санкт-Петербурга, в том числе и маленький Николя. Студентом он часто наведывался к деду. В 1903 году он вместе с супругой проделал основательное путешествие по Латвии и другим балтийским местам. Последний раз Николай Рерих побывал в Риге в 1910 году. Но и после этого переписывался с однокашниками по Санкт-Петербургской академии художеств – Вильгельмом Пурвитом и Яном Розенталем, а позже с активистами Латвийского общества Рерихов.

Так что придется еще не раз посетить Латвию, чтобы отыскать могилы предков Николая Рериха.

Рерих и «рерихнутые»

– Чем Рерих интересен сегодня?

– Сейчас как никогда актуально рериховское учение о культуре. В непростые 1930-е годы Николай Рерих утверждал, что только культура способна создавать условия для нормальных отношений людей и структур власти, предотвращать конфликты и произвол. В следующем году исполняется 75 лет Пакту Рериха – первому в истории международному соглашению о защите культурного наследия, ставшему основой последующих конвенций ООН.

Вроде бы имя Николая Рериха у всех на слуху, между тем даже его художественное творчество остается не слишком изученным. Дело в том, что в СССР о Рерихе вспомнили только в 1957 году, когда его сын Юрий привез на выставку гималайские картины отца. О Николае Константиновиче как о художнике Серебряного века, участнике «Мира искусства», практически никто не вспоминал, его картины лежали в запасниках Русского музея. Отдельные особо скептические искусствоведы даже утверждали, что ранний и поздний Рерих – это два разных человека.

Вокруг имени Рериха и членов его семьи всегда распространялось много слухов – политических, религиозных… Отчасти причина коренится в самом Николае Константиновиче. Будучи человеком художественного склада, он при общении с людьми не особенно задумывался, кто перед ним, стоит ли заводить знакомство с этим человеком.

Потому и возникали легенды, что его завербовали шпионить в пользу СССР, США или Японии. Так, в ходе Маньчжурской экспедиции 1933- 1935 годов, оплаченной министерством сельского хозяйства США, он запросто встречался с первыми лицами Японии, хотя уже в то время отношения этих стран оставляли желать лучшего.

– А как насчет контактов с куратором тибетского направления в НКВД Яковом Блюмкиным?

– Тут отдельная история. Блюмкин действительно кинулся вдогонку гималайской экспедиции Рериха… но не догнал. Когда Рерихи были в Улан-Баторе, глава советской дипмиссии получил указание задержать их «до прибытия через три дня товарища Блюмкина». На счастье Рерихов, они подружились с этим дипломатом. Сразу после получения телеграммы он предупредил Николая Константиновича: «Скорее пакуйте вещи и отправляйтесь восвояси». А сам взял ружье и отправился на три дня охотиться. Рерихи сумели удрать от Блюмкина за день до его прибытия.

– Еще Рерихам приписывается создание альтернативной религии, согласно которой всем происходящим в мире управляют махатмы, обитающие в Шамбале…

– В ряде случаев учение Рерихов претерпело серьезную мифологизацию. Вообще Рерихи и рериховцы – это две большие разницы. В уставе нашего музея есть специальный пункт о просветительской работе среди многочисленных рериховских организаций. А они бывают очень разными. У самих Рерихов встречается словечко «рерихнутые».

Хобби стало профессией

– Несколько слов о музее и о себе…

– Я по образованию кандидат математических наук, окончил Санкт-Петербургский университет, где остался преподавать. С детства интересовался творчеством и взглядами Николая Рериха, и так уж сложилось, что в какой-то момент хобби стало профессией.

Разговоры о создании музея Рерихов как филиала Русского музея начались еще в конце 1950-х, сразу после передачи СССР гималайской коллекции. Удалось заручиться поддержкой министра культуры Екатерины Фурцевой, но скоропостижная смерть Юрия Рериха прервала этот процесс. В конце 1990-х группа преподавателей СПбГУ наладила сотрудничество с родственницей Рерихов Людмилой Степановной Митусовой, сохранившей рериховскую коллекцию: небольшое собрание полотен, фотографии и документы. На ее основе решили создать общественный музей семьи Рерихов, который несколько лет назад получил статус государственного.

Главная задача музея – показать преемственность и связь различных этапов в творчестве замечательного мастера, восстановить органичное восприятие творчества и учения Николая Рериха в широком контексте русской и европейской культуры. После завершения капитального ремонта здания на набережной Лейтенанта Шмидта мы будем экспонировать там работы из нашей коллекции и Русского музея, предложим широкую выставочную программу.

Отзовитесь!

Организаторы выставки «Рериховский век» просят отозваться частных владельцев работ Николая Рериха, а также фотографий и документов по рериховской теме. Контактный телефон 29209596 (Артур Авотиньш).

Игорь ВАТОЛИН

Информационный портал Даугавпилса

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x