«Наследие Рериха немыслимо без Латвии…»

убежден директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко

5455Рижский вклад

— С чем пожаловали в Ригу?

— Главная цель визита — отбор работ на беспрецедентную выставку «Рериховский век», которую в апреле 2010 года наш музей проводит совместно с Государственным Эрмитажем при поддержке многих музеев мира. На ее масштаб указывает место проведения — санкт-петербургский Манеж. Выставка посвящена творческому пути четырех членов семьи Рерихов — Николая, Елены, Юрия и Святослава. Если сложить годы их творческих биографий, то получится не слишком много, сто с небольшим лет. Отсюда название выставки. Выставка призвана показать не только художественное творчество, но и научную работу, путешествия… На двух этажах Манежа есть где развернуться.

Кроме Эрмитажа, Русского музея и Третьяковки материалы своих коллекций предоставляют многие музеи стран ЕС, идут переговоры с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и музеями Индии, будет много материалов из частных коллекций. Очень порадовало согласие Монголии, где в этом году открылся Музей Рерихов. Они привезут уникальную картину Николая Рериха «Красный всадник», на которой владыка Шамбалы поднимает на битву народ. Она создана во время 1-й центральноазиатской экспедиции в Тибет через Монголию. Там как раз произошла революция, и Николай Константинович подарил эту работу тогдашнему премьер-министру Монголии.

Однако мы понимали, что широкий смотр работ Николая Рериха немыслим без рижской коллекции. Кульминацией посещения вашего города стало подписание договора с Латвийским национальным художественным музеем об экспонировании на нашей выставке двенадцати работ из Риги.

Коллекция вашего музея интересна и собственно картинами, и своей судьбой, отражающей историю латвийского Рериховского общества. Оно действовало в тесном контакте с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерих и сыграло серьезную роль в распространении рериховского учения. Его участники несколько раз подвергались репрессиям и наряду с небольшой группой в Эстонии и родственниками Рерихов в Санкт-Петербурге сохранили верность своим принципам. В Москве рериховское движение развернулось позже, когда уже «стало можно».

— Что еще нашли по Рерихам в Латвии?

— Настоящим сюрпризом стала выставка в Латвийской академической библиотеке, посвященная 135-летию Николая Рериха. На ней представлено исчерпывающее собрание книг о семье Рерихов и Рериховском обществе в Латвии.

Надеюсь с помощью президента компании «Волмарс» Артура Авотиньша привлечь на выставку рериховские работы из латвийских частных собраний. Его сын Эрвин Авотиньш согласился продюсировать фильм о подготовке выставки и рериховском наследии сегодня… Рижская поездка оказалась чрезвычайно плодотворной.

К дедушке в Майоренхоф

— Что связывает Николая Рериха с землей Латвии?

— Согласно имеющимся сведениям, датско-немецкая семья Рерих в XIII- XIV веках перебралась в Лифляндию и здесь осела. Прадед Рерихов стал служить российскому императору Петру I, дед перебрался в Петербург. К сожалению, восстанавливать все это приходится больше по воспоминаниям и семейным легендам. К несчастью, при пожаре дома Рериха-прадеда сгорели все документы. Ему потом мучительно пришлось доказывать свое дворянское происхождение.

Николаю Константиновичу это аукнулось, когда он сватался к Елене Ивановне. По отцу она была Шапошниковой, а по матери — Голенищевой-Кутузовой, двоюродной внучкой знаменитого полководца. В силу сомнительного дворянства жениха по отцовской лифляндской линии ее поначалу не хотели выдавать за «этого купчишку», принадлежащего по матери к воспетому Лермонтовым купеческому роду Калашниковых.

По воспоминаниям старожила Рериховского общества Гунты Рудзите, в конце XIX века дед художника Фридрих Рерих жил в Риге, на улице Стабу, а лето неизменно проводил в Майоренхофе (ныне Майори). Туда на отдых приезжали Рерихи из Санкт-Петербурга, в том числе и маленький Николя. Студентом он часто наведывался к деду. В 1903 году он вместе с супругой проделал основательное путешествие по Латвии и другим балтийским местам. Последний раз Николай Рерих побывал в Риге в 1910 году. Но и после этого переписывался с однокашниками по Санкт-Петербургской академии художеств — Вильгельмом Пурвитом и Яном Розенталем, а позже с активистами Латвийского общества Рерихов.

Так что придется еще не раз посетить Латвию, чтобы отыскать могилы предков Николая Рериха.

Рерих и «рерихнутые»

— Чем Рерих интересен сегодня?

— Сейчас как никогда актуально рериховское учение о культуре. В непростые 1930-е годы Николай Рерих утверждал, что только культура способна создавать условия для нормальных отношений людей и структур власти, предотвращать конфликты и произвол. В следующем году исполняется 75 лет Пакту Рериха — первому в истории международному соглашению о защите культурного наследия, ставшему основой последующих конвенций ООН.

Вроде бы имя Николая Рериха у всех на слуху, между тем даже его художественное творчество остается не слишком изученным. Дело в том, что в СССР о Рерихе вспомнили только в 1957 году, когда его сын Юрий привез на выставку гималайские картины отца. О Николае Константиновиче как о художнике Серебряного века, участнике «Мира искусства», практически никто не вспоминал, его картины лежали в запасниках Русского музея. Отдельные особо скептические искусствоведы даже утверждали, что ранний и поздний Рерих — это два разных человека.

Вокруг имени Рериха и членов его семьи всегда распространялось много слухов — политических, религиозных… Отчасти причина коренится в самом Николае Константиновиче. Будучи человеком художественного склада, он при общении с людьми не особенно задумывался, кто перед ним, стоит ли заводить знакомство с этим человеком.

Потому и возникали легенды, что его завербовали шпионить в пользу СССР, США или Японии. Так, в ходе Маньчжурской экспедиции 1933- 1935 годов, оплаченной министерством сельского хозяйства США, он запросто встречался с первыми лицами Японии, хотя уже в то время отношения этих стран оставляли желать лучшего.

— А как насчет контактов с куратором тибетского направления в НКВД Яковом Блюмкиным?

— Тут отдельная история. Блюмкин действительно кинулся вдогонку гималайской экспедиции Рериха… но не догнал. Когда Рерихи были в Улан-Баторе, глава советской дипмиссии получил указание задержать их «до прибытия через три дня товарища Блюмкина». На счастье Рерихов, они подружились с этим дипломатом. Сразу после получения телеграммы он предупредил Николая Константиновича: «Скорее пакуйте вещи и отправляйтесь восвояси». А сам взял ружье и отправился на три дня охотиться. Рерихи сумели удрать от Блюмкина за день до его прибытия.

— Еще Рерихам приписывается создание альтернативной религии, согласно которой всем происходящим в мире управляют махатмы, обитающие в Шамбале…

— В ряде случаев учение Рерихов претерпело серьезную мифологизацию. Вообще Рерихи и рериховцы — это две большие разницы. В уставе нашего музея есть специальный пункт о просветительской работе среди многочисленных рериховских организаций. А они бывают очень разными. У самих Рерихов встречается словечко «рерихнутые».

Хобби стало профессией

— Несколько слов о музее и о себе…

— Я по образованию кандидат математических наук, окончил Санкт-Петербургский университет, где остался преподавать. С детства интересовался творчеством и взглядами Николая Рериха, и так уж сложилось, что в какой-то момент хобби стало профессией.

Разговоры о создании музея Рерихов как филиала Русского музея начались еще в конце 1950-х, сразу после передачи СССР гималайской коллекции. Удалось заручиться поддержкой министра культуры Екатерины Фурцевой, но скоропостижная смерть Юрия Рериха прервала этот процесс. В конце 1990-х группа преподавателей СПбГУ наладила сотрудничество с родственницей Рерихов Людмилой Степановной Митусовой, сохранившей рериховскую коллекцию: небольшое собрание полотен, фотографии и документы. На ее основе решили создать общественный музей семьи Рерихов, который несколько лет назад получил статус государственного.

Главная задача музея — показать преемственность и связь различных этапов в творчестве замечательного мастера, восстановить органичное восприятие творчества и учения Николая Рериха в широком контексте русской и европейской культуры. После завершения капитального ремонта здания на набережной Лейтенанта Шмидта мы будем экспонировать там работы из нашей коллекции и Русского музея, предложим широкую выставочную программу.

Отзовитесь!

Организаторы выставки «Рериховский век» просят отозваться частных владельцев работ Николая Рериха, а также фотографий и документов по рериховской теме. Контактный телефон 29209596 (Артур Авотиньш).

Игорь ВАТОЛИН

Информационный портал Даугавпилса

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика