Директор ГУП НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко: После реконструкции площадь ГМИИ имени А.С. Пушкина увеличится более чем в четыре раза

img_63290477В 2010 году в Москве начнется масштабная реконструкция музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, которая затронет не только здание самого музея, но и всего квартала, одного из самых близких к московскому Кремлю. В каком состоянии находится проект реконструкции, когда первые строители выйдут на площадку, и как будет выглядеть музей через пять лет, после завершения строительных работ, в интервью «Интерфаксу» рассказал директор НИиПИ Генплана столицы Сергей Ткаченко.

Сергей Борисович, в данном проекте вы выступаете в альянсе с известным архитектором Норманом Фостером. Насколько вам комфортно с ним работать?

Над этим проектом помимо нас трудится очень большой коллектив нашего института Генплана, археологи, геологи, а также специалисты метрополитена. Мы проектируем первую очередь реконструкции музея, которая, может быть, не такая большая по объему, но очень сложная по своим составным частям, и по подготовительным работам. С Фостером я работаю не первый год, и наше с ним сотрудничество в этом проекте, как мне кажется, получается плодотворным. В первую очередь потому, что мы еще на первоначальной стадии детально все обговорили. Нам, москвичам, легче понимать, что нужно и можно делать в исторической части города, а что категорически нельзя. Ему, как иностранцу, это сложнее, потому что он проектирует отвлеченно. А тут нельзя отвлеченно. Потому что это место вообще уникально. Первое графическое упоминание о нем есть в Петровом плане времен Бориса Годунова 1599 года, в котором фигурирует средневековая улица. Я уговорил Фостера воссоздать эту улицу, и теперь она у нас центр всей композиции первого пускового комплекса реконструкции музея. Таким образом, мы воссоздаем градостроительную структуру этого квартала, одного из самых близких к Кремлю.

То есть вы убедили Фостера отнестись к этому месту бережней?

Я убедил его в том, что нужно делать не просто нечто новое. Для меня было очень важно, чтобы он понял специфику музея, специфику этой территории. И то, что мы с ним делаем, пусть это и послезавтрашняя архитектура, должно быть увязано со структурой квартала. На самом деле этот квартал больше мемориальное место, чем памятник архитектуры. Нет, конечно, там огромное количество памятников, но это скорее уже памятники культуры, потому что за пять веков все здания не раз ломались, переделывались фасады. На какой век реставрировать? На 17, 19? Там даже не знаешь, за что ухватиться.

Вам самому проект нравится?

Я считаю, что мы получили результат, который меня лично удовлетворяет. Он подвергся критике со стороны мэра и главного архитектора города в части архитектурного облика, но с точки зрения градостроительного принципа развития территории его никто оспаривать не стал. А об архитектуре можно спорить бесконечно. У меня нет ни одного объекта в Москве, мною запроектированного и построенного, который нравился бы всем. Так не бывает. Если он нравится всем, то это плохой, серый объект, который потерялся в городе, и лучше бы его не было. Я удовлетворен работой с Фостером, особенно учитывая то, в какой сложной среде нам приходится работать.

В каком состоянии сейчас проект?

Мы находимся в середине пути. Сейчас наша задача по контракту – в квартале, где находится музей частных коллекций запроектировать библиотеку, а также депозитарий с отделением реставрации. Причем реставрации всего, начиная от монет и графики и заканчивая огромными 6-метровыми полотнами. А те площади, которые сейчас они сейчас занимают в музее, нужно отдать под экспозицию.

Какие еще работы попадают в первую очередь реконструкции?

Помимо депозитария мы делаем проект реставрации трех домиков на Волхонке – дома 8, строения 3, 5 и 6, которые будут приспособлены под расширение музея частных коллекций. Кроме этого планируется реставрация и реконструкция усадьбы Вяземских, это бывший музей Маркса и Энгельса, который находится как бы сзади музея Пушкина. Там будет экспозиция старых мастеров. То есть в будущем из музея туда переедет экспозиция мастеров, творивших до 19 века.

Что будет во второй и в третьей очередях?

Реконструкция и реставрация основного здания музея и освоение подземного пространства. Кстати, основная идея, которая была поддержана как федеральными, так и московскими властями, это освоение подземного пространства. Поскольку на этой территории на поверхности у нас огромное количество памятников, то нам приходится активно развивать подземное строительство. И оно успешно в этом проекте развивается. В частности, у нас подвальная часть основного здания музея будет соединена с подвальной частью усадьбы. И там будет все необходимое для существования музея, начиная с открытой экспозиции заканчивая музейным магазином, кафе и туалетами. Т.е. вся социально-технологическая часть будет размещена там.

В наших планах еще сделать вход в это подземное пространство сразу из метро. С чем это связано? У нас сейчас совершенно не получается сделать в первой очереди подземную автостоянку. Наверху это невозможно. Поэтому мы перенесли ее во вторую очередь. К тому же мы все-таки считаем, что в музеи люди приходят пешком, т.е. приезжают на городском транспорте.

Будет ли новое строительство на территории квартала?

По историческим исследованиям, которые были там проведены, у нас выделена зона, в которой возможно новое строительство, вне территории памятников культуры. Там, где по визуальному анализу это ничему не мешает. Там будут построены депозитарий, реставрационные мастерские и библиотека.

Сергей Борисович, насколько увеличится площадь музея в результате реконструкции?

Если смотреть по первой очереди, что почти в три раза. Сейчас здание музея занимает около 25 тысяч кв. метров. После первой очереди реконструкции общая площадь музея увеличится до 80 тысяч кв. метров. Из них 40 тыс. это надземная часть, а 40 тыс. – подземная.

То есть увеличение объема идет в основном за счет подземного строительства?

Да. Вот, например, то подземное пространство, которое появится у нас между основным зданием музея и усадьбой составит 14 тыс. кв. метров. Депозитарно-реставрационный центр займет 17 тыс. кв. метров, библиотека почти 5 тысяч. Если посмотреть параметры усадьбы Вяземских, то в результате реконструкции наземная часть составит 5 тыс. кв. метров, а подземная – 15 700.

А если брать все очереди, насколько увеличится площадь музея?

Больше, чем в 4 раза. Сейчас у нас 25 тыс. квадратных метров, а будет приблизительно 113 тысяч.

Недавно на этом объекте было совещание с участием мэра Москвы и министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. Есть какие-то проблемы с финансированием проекта?

Нет. Дело в том, что Набиуллина «поставлена» попечительским советом курировать этот федеральный проект. И проблем с деньгами нет — они давно выделены. Есть соответствующее постановление правительства России, где все расписано и по финансам и по годам. И насколько мне известна ситуация, с финансированием все в порядке. Просто реконструкция музея является важным задачей для руководства нашей страны, и это было рабочее совещание по состоянию объекта.

Во сколько обошлось проектирование первой очереди музея госбюджету?

Мы выиграли конкурс на проектирование первого этапа на 320 млн рублей. С инженерно-изыскательными работами там получается чуть более 400 млн.

Во сколько оценивается весь проект?

Всю финансовую часть вопроса можно найти в постановлении РФ по реконструкции музея, это не секретная информация.

Сергей Борисович, недавно произошел конфликт с музеем Рериха

Это все не соответствует действительности. Я на днях встречался с администрацией музея Рериха, и у нас не то, что полное единодушие, мы поддерживать друг друга будем. У нас вообще нет разногласий. У них есть свой проект реставрации, и он войдет естественной частью в наш общий генеральный план.

Т.е. никаких имущественно-земельных споров относительно участков нет?

Никаких. Более того, у них с музеем Пушкина было подписано соглашение. Да кто поднимет руку на усадьбу, где есть утвержденный проект реставрации?

Вы будете участвовать в конкурсе на проектирование второй и третьей очереди?

Обязательно! Мы вперед не забегаем, может так случится, что мы с Фостером можем конкурс и не выиграть. Кстати, этот конкурс мы выиграли абсолютно честно. Он был открытым, комиссия была смешанной. И мы среди прочих претендентов дали наиболее реальный, но самый длинный срок, и самые большие деньги. Но, тем не менее, по квалификации мы победили.

Когда проект будет утвержден?

Мы должны сначала сдать в экспертизу проект первой очереди, который мы наработаем, к апрелю 2010 года. Потому что в апреле нужно представить его на утверждение правительству РФ.

Публичные слушанья будут?

Обязательно, и тут дело даже не в музее, а потому что это закон. И пройти они должны также до апреля.

Когда начнутся непосредственно сами работы?

Лопату воткнем не раньше сентября. И еще не надо забывать, что лопата лопатой, а впереди у нас должны идти археологи. Но это не должно затянуть сроки строительства, при реконструкции Гостиного двора, у нас строители и археологи работали почти одновременно.

Будет ли ограничен доступ в музей посетителей во время реконструкции?

Наша задача – провести реконструкцию так, чтобы не ограничивать доступ людей в музей во время работ. Вот, например, сделали депозитарий, освободили что-то в музее, можно закрыться на неделю какой-то частью, чтобы перенести экспозицию в то место, где был у них склад. Отреставрировали усадьбу, опять на неделю-две закроется эта часть музея, чтобы перенести эти картины туда, и на их место поставить что-то из запасников. Какая-то часть музея в любом случае всегда будет работать. В любом случае никогда не закроется итальянский дворик, потому что никто не собирается его менять. То же самое с Белым залом, в котором проходят концерты и основные выставки, он закрываться не будет, потому что никто не собирается с ним ничего делать. Музей частных коллекций просто расширится. Поэтому какого-то длительного закрытия музея для того, чтобы все там переделать, не будет.

Когда завершится реконструкция?

По тому же постановлению правительства РФ сроки завершения реконструкции музея — 2015 год.

Интервью подготовила Оксана Олишевская

Interfax-russia.ru

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика