Святохина Г.Б. «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»

 

 Живая Этика о значении Духовности и Красоты
в жизни человеческого общества

 
Опубликовано: Духовность и Красота как явление Культуры в образовательном процессе: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. – Уфа: БГПУ, 2005. – С. 22–27.

Учение Живой Этики возникло в первой трети XX века в сотрудничестве Е.И. Рерих и Н.К. Рериха с Учителями Мудрости Востока. Живая Этика – цельная фундаментальная мировоззренческая система, созвучная, с одной стороны, идеям Платона, а с другой – идеям представителей русского космизма. Опираясь на новый синтетический космический (после мифологического, религиозного, научного, по определению Л.В. Шапошниковой1 ) тип мышления, Учение дает взгляд на мир, Космос как одухотворенную, пронизанную принципом жизни, закономерно и разумно организованную эволюционирующую целостность. Человек в ней – микрокосмос, или особый элемент Космоса, несущий в себе все структурные уровни его Бытия и подверженный действию всех космических законов. Соблюдение этих законов является необходимым условием существования Космоса, а следовательно, этической нормой всех существ и структурных уровней его Бытия, в том числе Природных Царств и Духовной Космической Иерархии, начальным звеном которой является Человек. Система этих одухотворенных космических отношений и взаимосвязей, в основе которых Любовь, Красота и Гармония, и есть Живая Этика.
Эти особенности космического мировоззрения вносят свою специфику в понимание как самой жизни, так и смысла существования человека, его приоритетных ценностей и целей жизни. В соответствии с учением Живой Этики огромное значение приобретает формирование у человека целостного гармоничного восприятия мира, существующего на основе синтеза Знания, Любви и Красоты, а значит, и воспитание в себе соответствующих высоких качеств, осознание человеком необходимости самосовершенствования как важнейшей космической задачи его жизни. При этом задача совершенствования предполагает развитие человека во всех ключевых аспектах его существования:
– в физическом – совершенствование физического тела с точки зрения его здоровья, силы, выносливости, красоты;
– в витальном, то есть связанном с проявлением жизненной энергии в сфере эмоций, желаний, побуждений и т.д. – обретение навыков использования и управления ею, позволяющих облагораживать человека;
– в ментальном – развитие умственных способностей, аппарата мышления, внимания, памяти, способности мыслить о прекрасном, возвышенном, духовном;
– в аспекте, связанном с развитием его индивидуальности, то есть с постижением человеком его истинного «Я», которое вечно, составляет его истинную суть, делает его индивидуальностью, набирающей свой уникальный опыт космического существования, проходя циклы воплощений на Земле на пути самопостижения и накопления подлинной красоты и богатства индивидуальности;
– в духовном аспекте – постижение человеком своего Высшего Божественного Всеединого Духовного Начала, направляющего к духовности, Общему Благу, к Истине, Любви, Красоте и дающему возможность восхождения по космической лестнице Духовной Иерархии на более высокую ступень.
В целом на этом эволюционном пути огромное значение приобретает принцип утончения и одухотворения сознания человека на основе формирования высокой Культуры, устремления человека к Знанию, Добру и Красоте. Н.К. Рерих, подчеркивая значение составных элементов Культуры, писал: «…расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой»2. И добавлял: «Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве»3. В то же время он отмечал: «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение»4.
П.А. Флоренский, рассуждая о проблемах духовной жизни человека XX века, констатировал, что идеал цельного знания, столь ясно начертанный Платоном, в действительности потерял свою значимость. Он писал: «Посмотрите, как распались начала внутренней жизни: святыня, красота, добро, польза не только не образуют единого целого, и даже в мыслях не подлежат теперь слиянию. Современная святыня робка и жмется в затаенный, ни для чего более не нужный уголок души. Красота бездейственна и мечтательна, добро ригористично, польза – пресловутый кумир наших дней – нагла и жестока. Жизнь распылилась»5.
Поэтому особую актуальность на современном этапе приобретает девиз: «Будем стремиться к Прекрасному!», который был свойствен творческой деятельности всех членов семьи Рерихов, но особенно часто его вспоминал С.Н. Рерих в своих статьях, на встречах со своими соотечественниками. Он писал: «…лучший дар, который вы можете принести человечеству, – это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесете другим, которые, может быть, смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь». Вспоминая своего отца Николая Константиновича, его творчество, отношение к жизни, он подчеркивал, что тот был именно таким человеком, который может стать для нас прекрасным примером того, как человек, поднимая себя, может поднять других. С.Н. Рерих писал: «Я уверен, что завет Николая Константиновича – стремиться к прекрасному, строить прекрасное, думать о нем – нас оживит и изменит. Это живая энергия – наша мысль. Она строит все, и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других. Будем всегда направлять наши мысли на благое, на прекрасное!
Что такое прекрасное? Это наиболее совершенные комбинации каких-то особых условий нашей жизни, это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всем следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из вас обретут то счастье, которое идет по следам этих вех…»6
Вспоминая мудрого античного философа, С.Н. Рерих отмечал: «Платон сказал: “Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя”; эта истина веками провозглашалась всеми великими мыслителями.
Особенно важно и, конечно, не случайно то, что духовный импульс всегда был главнейшим стимулом к творчеству. С незапамятных времен, задолго до возникновения религиозных движений и концепций, лучшие устремления человечества находили свои благороднейшие выражения, свой высочайший интерес в духовном. Так, красота и духовные устремления слились в едином проявлении и стали для нас объективными представлениями, так сказать, кристаллизацией Высшей Жизни <…> Чувствовали вы когда-нибудь трепет, вызванный чудесным ландшафтом, красивым закатом или словами вдохновенного поэта? Испытали ли волнение и душевный подъем, созерцая прекрасную статую или картину? Творения искусства – кристаллизация мыслей и эмоций художника, его стремлений и переживаний. Они – живая запись, оставленная нам этими вдохновенными душами, ушедшими вперед. Творения искусства обладают покоряющей силой, скрытой в их внешнем аспекте, и, настраиваясь на их восприятие, мы отвечаем вибрациям, которые изначально вызвали этот самый образ.
Мы должны сознательно стараться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря, проникать вглубь, и тогда сможем поддаться влиянию произведения искусства»7.
Приведу некоторые выдержки из учения Живой Этики в этом ключе. «Как прекрасны строения, в которых запечатлена мысль о красоте!»8 Еще: «Спросят: “Где же поиски совершенства?”
Отвечайте: “Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трех путей достаточно”»9. И еще: «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к Истине <…> Не может смущаться идущий сознанием красоты. Только смущение может преградить путь.
Неверно сказать – красота спасет мир, правильнее сказать – сознание красоты спасет мир.
Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться. Устали нет, когда сад духа пустит новых пришельцев!»10 «Красота научит устремлению»11.
Живая Этика дает важные практические советы: «Как пробудить преданность? Целесообразностью. Как улучшить качество? Явлением почтения мастерству. Как пробудить плодотворность? Желанием красоты»12. «На пути к Миру Огненному нужно осознать красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью»13. Или еще: «Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда говорю о красоте, прежде всего имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях.
Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса»14. Ведь, как мы знаем, Космос – в переводе с греческого – порядок, красота.
«Каждый успех зависит от знания, и если где-нибудь неудача, то где-то вкралось невежество. Потому скажем: знание выше всего. Где есть знание, там явление красоты»15. Также важно иметь в виду, что: «Великая красота заключена в принятии полной ответственности <…> Сознательная ответственность будет прекрасным побудителем энергии»16.
Говоря о художественном творчестве, о значении Культуры в жизни общества С.Н. Рерих писал: «…творения искусства как бы живые существа, живая история аккумулированных художником опыта и мыслей. Мы должны ценить их и уважать точно так же, как любое искреннее и большое чувство в живом человеке <…> Только устремляясь к чему-то лучшему и возвышенному, можем мы возвыситься сами; и в этом свете какой первостепенной становится необходимость защиты и сохранения всех неисчислимых проявлений человеческого гения, вверенных нам предшествующими поколениями!
Давайте ревностно и с любовью охранять дошедшие до нас творения всех великих людей! Это высокие души, оставившие нам свои вечные свидетельства, всегда будут излучать свой свет для тех, кто может настроить себя созвучно. Давайте устремимся и найдем достойную цель в жизни не только для улучшения нашего материального существования! Давайте посмотрим шире и поверх этого и увидим жизнь в новом свете, полную смысла и значения!
Новые и прекрасные понятия расширяют наши горизонты, меняют ежедневные привычки, пробуждая бесконечный интерес и вырабатывая терпимость; устремления наших братьев становятся понятными в атмосфере сотрудничества.
Война со всеми ее ужасами – прямая угроза цивилизации: разрушая произведения искусства, достижения мысли, она лишает нас и будущие поколения впечатлений, источников воздействия и вдохновения.
Насилие затухает под сводами высокого собора и процветает в безобразном притоне. Мы должны украшать наши жилища, наше окружение, и они будут, в свою очередь, излучать свое благотворное воздействие на нас, наших детей и возместят нам все тысячекратно»17.
И здесь уместно вспомнить Пакт Рериха – первый в истории международный документ, бравший под защиту памятники Культуры, инициатором которого выступил Н.К. Рерих. Он же предложил в качестве символа охранения культурных ценностей Знамя Мира. «Человечество привыкло к знаку Красного Креста, – писал он. – Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное от малого до великого и должен дать, подобный Красному Кресту, знак Культуры. Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, переваривая пищу вкусного обеда. Нет, именно в голоде и холоде, как тяжело раненным светло горит знак Красного Креста, так же и голодным телесно и духовно будет светло гореть знак Культуры»18. И еще: «Если человечество признало Красный крест для телесно раненных и больных, то также признает оно и Знамя Мира как символ мирного преуспевания и здоровья духа»19.
Рассказывая о школе в Бангалоре, в Индии, выросшей на идеях известного индийского философа Ауробиндо Гхоша, С.Н. Рерих отмечал: «Самое главное – это то, что в ней все проникнуто идеями воспитания более совершенного поколения, в том числе и идеями моего отца и учителя Н.К. Рериха».
Этой школе Святослав Николаевич уделял самое пристальное внимание. Он писал: «…воспитание нравственности и само осознание Красоты должны начинаться с самых ранних лет. Из опыта нашей школы я вижу: то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда <…> Главное – поощрять и обогащать внутренний мир ребенка. Дать возможность как-то проявить себя <…> Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения»20.
В качестве важных принципов в Живой Этике указывается: «Главное в воспитании – ясно представлять себе человека будущего». «Окружить детей красивыми образами»21. А также: «Для роста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. История Искусств и Знаний войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям. Руководитель этого предмета должен быть действительно образованным…»22
«Мыслитель говорил: “Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратиться к Высотам Божественным”»23.

 

  1. 1. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Культура и время. – 2003. – № 3/4. – С. 24–43.
  2. 2. Рерих Н.К. Об искусстве. – М., 1994. – С. 50.
  3. 3. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. – Рига, 1991. – С. 103.
  4. 4. Там же. – С. 4.
  5. 5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. – М., 2003. – С. 10–11.
  6. 6. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М., 1993. – С. 82–83.
  7. 7. Рерих С.Н. Свет искусства. – М.,1994. – С. 19.
  8. 8. Аум, 299.
  9. 9. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов, 19 июля 1922 г.
  10. 10. Община (Рига), 27.
  11. 11. Там же, 180.
  12. 12. Агни Йога, 67.
  13. 13. Мир Огненный. Ч. III, 80.
  14. 14. Аум, 439.
  15. 15. Беспредельность. Ч. II, 493.
  16. 16. Братство. I, 579.
  17. 17. Рерих С.Н. Свет искусства. – С. 20.
  18. 18. Рерих. Н.К. Твердыня пламенная. – С. 270.
  19. 19. Рерих Н. Держава Света. Священный Дозор. – Рига, 1992. – С. 257.
  20. 20. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – С. 87.
  21. 21. Там же. – С. 88–91.
  22. 22. Мир Огненный. Ч. II, 77.
  23. 23. Братство. Ч. II. Надземное, 426.

 

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x