Уголок российского Саратова возник в индийском городке Наггар в предгорьях великих Гималаев. Связать зримым и осязаемым “мостом” два региона, отдаленных друг от друга на тысячи километров, позволила экспозиция, открытая в выставочном зале Международного мемориального треста Рерихов /ММТР/. На ней представлено более двух десятков работ студентов кафедры культурологи Саратовского государственного технического университета. Произведения молодых мастеров графики и декоративного ткачества, воплотившие исторические сюжеты, памятники древней Руси, иллюстрирующие русские былины и сказания, дополняет фотогалерея, рассказывающая о жизни этого учебного заведения, о творческих исканиях и достижения его учащихся.
Дебют саратовцев в бывшем рериховском имении в Наггаре приурочен к фестивальной программе, которой ММТР отмечает 130-летие со для рождения Елены Рерих – супруги и единомышленницы выдающегося русского художника, путешественника, ученого, философа Николая Рериха. По установившейся традиции, празднику предшествовала утренняя молитва о мире и благополучии -“Шанти пуджа”.
Ритуал прошел под многовековым гималайским кедром – деодаром, который помнит хозяев имения, обосновавшихся здесь ровно 80 лет назад после завершения грандиозной трансазиатской экспедиции. У каменных изваяний богов – хранителей долины – был возожжен священный огонь, очищающее благодатное пламя которого способно даровать успех добрым начинаниям.
В основанном в наггарском имении по инициативе Николая Константиновича институте гималайских исследований “Урусвати” был начат комплексный научный анализ тщательно собиравшихся материалов по истории и культуре, минералогии и ботанике, археологии и этнографии, зоологии и языкознанию, философии и религии, традиционной медицине, искусству, фольклору. ММТР, созданным в начале 90-х годов как совместный российско-индийский проект в интересах сохранения рериховского научного, духовного, исторического и культурного наследия и продолжения их дела, регулярно проводятся фестивали искусств, научные конференции, семинары, творческие конкурсы.
За последние годы трестом издано более 20 книг, отразивших широкий диапазон научных, философских, литературных, поэтических и художественных исканий Рерихов – Николая Константиновича, Елены Ивановны, их сыновей Юрия и Святослава. В детище ММТР – колледже искусств имени Елены Рерих, который является единственным такого рода учебным заведением в штате, регулярно занимаются около 150 детей, причем – по 6 направлениям, включая индийскую классическую музыку и танцы, живопись, ткачество и даже традиционную храмовую резьбу по дереву.
Представляя выставку саратовцев, педагог университета и организатор обучения Валентина Войтенок, подчеркнула, что “язык искусства, в котором воплощаются душа и сердце, понятен всем”. “Мы привезли работы, раскрывающие красоту нашего края, рассказывающие о том, что нам дорого, – отметила она. – Уверены, что такое общение способно больше сблизить нас с индийцами и Индией”.
Эту мысль поддержал в своем выступлении член правления Академии изящных искусств штата Химачал-Прадеш Мохан Ратор. Он убежден, что большая созидательная деятельность ММТР помогает “оберегать и крепить корни дружбы между индийским и российским народами, которые питаются их богатейшим культурным достоянием”.
Настоящим подарком гостям фестиваля стала большая концертная программа, подготовленная учащимися колледжа – юными музыкантами и певцами. В ней блистала вокально-инструментальная группа “Гималайские орлы”, задорно исполнившая “Катюшу” и “Пчелочку златую”. Но прежде в заполненном до отказа конференц-зале ММТР выступили приехавшие на праздник широко известные в Индии мастера классической музыки и танца – вокалист Нирадж Санди, виртуозный исполнитель на барабанах табла Мадхуреш Бхатт, танцовщица стиля катхак Анкита Годжиа.
А в финале всех ожидал сюрприз: первый художественный фильм, снятый в 1925 году кинематографистами Германии в Индии, причем – без каких-либо декораций, в интерьерах и на фоне реальных дворцов, могучих крепостей, живописных улиц. Сюжетом для немой ленты “Свет Азии” послужила легенда о жизни Будды и примечательно то, что главную роль исполнил актер и режиссер Химансу Раи, в фильмах которого снималась Девика Рани – звезда индийского кино, позднее ставшая супругой и верной спутницей Святослава Рериха. Отреставрированная копия уникальной архивной работы была накануне прислана в подарок друзьями ММТР, число которых постоянно множится как на индийской земле, так далеко за ее пределами.
Нью-Дели
Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Сергей Кармалито
Фото автора