Дмитрий СТЕШИН. Грузите слово Божие гигабайтами!

Православные священники развернули настоящий крестовый поход в виртуальном мире

В последние годы батюшки стали с компьютером на ты. Около 500 священников окормляют свою паству и в храмах, и в Сети. Фото: Игорь БАБКОВ

Удивительное дело – во Всемирной интернет-сети, забитой под завязку порнографией и насилием, православные христиане расчистили от скверны и чужебесия огромную территорию. Расчистили и успешно возделывают свой райский сад. Корреспондент «КП» несколько дней занимался «православным интернет-серфингом» – результаты впечатлили.

КРЕСТОМ И НОУТБУКОМ

Ровно 14 лет назад в Интернете появилась первая православная страничка – сайт Нижегородской епархии. Создал ее священник Игорь Пчелинцев буквально на свой страх и риск. Непонятно было, как отнесутся к такой модерновой затее иерархи церкви? Ситуация получилась двоякая: с одной стороны, есть незыблемое мнение историка христианства Тертуллиана «Богу не угодно то, что Он не создал», с другой стороны, было бы просто неумно не использовать для несения Слова Божьего новейшие достижения человеческого разума. Внутри РПЦ МП была большая дискуссия  и вывод был сделан любопытный, в духе библейских притч. И компьютер, и Интернет – это всего лишь инструмент, скальпель, который может оказаться и в руках врача, и в руках разбойника, принести зло или добро.

Паства, в которой немало молодых и образованных людей, сразу же отреагировала – православный Интернет начал развиваться лавинообразно, давая устойчивый прирост до тысячи сайтов в год. Сейчас в православном Интернете свыше 7000 ссылок.

Сначала это были просто странички конкретных священников, общин, храмов. Потом появились первые виртуальные библиотеки – например, «Предание.ру». Возникли первые православные информационные ресурсы: «Благовест-инфо», «Православный мир», «Русская линия», «Седмица.ру» – и многие другие. По оперативности и плотности информационного потока эти сайты можно сопоставить со светскими новостными монстрами типа «Лента.ру» или «Ньюсру.ком».

К концу первой пятилетки XXI века проповедь в Интернете стала обычным делом, и значительно раньше президента и чиновников многие батюшки стали блоггерами. А в прошлом году в Интернете появилась первая православная социальная сеть «Соборноедело.ру», которая по своим функциональным возможностям ничем не уступает  социальным сетям «Одноклассники» и «ВКонтакте». Но есть одно отличие – так называемая духовная цензура. В этой сети нет тематических групп любителей порнографии, сектантов или сатанистов.

ЗНАКОМСТВА БЕЗ «КЛУБНИЧКИ»

Считается, что чуть ли не половина пользователей Интернета в первый раз пришли в Сеть, чтобы с кем-нибудь познакомиться.

Набираю в первой попавшейся поисковой системе два заветных слова: «Православные знакомства». Поисковик вываливает на экран несколько тысяч ссылок. Тыкаю наугад: «Православные знакомства, задай вопрос батюшке, православный чат, православный форум». Разумеется, никакой баннерной рекламы с мазью для увеличения груди. Нет и общей таблицы с анкетами соискателей знакомства, где, как на рынке или в прайс-листе борделя, можно выбрать особь для спаривания. Все знакомства на этом сайте происходят строго в процессе общения в разных тематических группах. Еще одна новость – женских анкет здесь в два раза больше, чем мужских! На светских сайтах знакомств строго наоборот. Мысленно попросив у жены прощения, заполняю анкету, указываю храм, в который хожу. На вопрос: кого ищу? – отвечаю: барышню. Выбираю свою наименее страхолюдную фотографию и регистрируюсь на сайте. Проходит примерно три с половиной секунды, и я получаю первое письмо от 24-летней Татианы: «Удивлена. Все пишут, что ищут женщину, и только вы ищете барышню! Слов
о-то какое, редко услышишь!»

Так, вот теперь я могу зайти к Татиане в анкету и посмотреть: что за барышня такая? Высшее образование, реставратор, прихожанка храма Неопалимой Купины в Отрадном. Хочет мужа и троих детишек. Всего два фото. На одном – в платочке, вязаной кофте, юбка в пол… На другой – вполне светская, весьма симпатичная модная девушка, но без косметики, зато с русой косой.

«Татиана, каюсь, жениться не готов, зашел из любопытства. Поговорим? Скажите, а почему вы не ищете мужа на «Мамбе.ру» (крупнейший сайт знакомств в Рунете. – Прим. авт.)? Там же миллионы анкет!»

«Мне оттуда мужа не надо. Который думает, что, раз я разделила с ним хлеб, можно сразу ложиться в постель. А потом он женится. Если захочет. А вам барышни с «Мамбы» тоже неинтересны?»

Татиана рассказала мне, что живет «на скале в море бушующем, полном соблазнов». От сверстников воротит, хотя почти все номинально крещены в православие. А мужа ей хочется не просто с крестиком на шее, а верующего. Община при храме у них небольшая, все парни наперечет, но теперь, слава Богу, есть православный Интернет. Православная молодежь с их сайта собирается группами, человек по 20 – 30. Летом ездят паломничать или трудниками в монастыри. Зимой устраивают чаепития, на большие церковные праздники вместе ходят на службы. У Татианы есть жених, но есть и куча неженатых православных подруг… Я в конце концов сознался, что журналист и собираю материал. Татиана написала мне: «Вранье – тяжкий грех!» – и с презрением отключилась. Мне стало стыдно.

ЭЛЕКТРОННАЯ ИСПОВЕДЬ

Православных батюшек в Интернете, по самым скромным подсчетам, около 500. Основное их занятие – проповедь, жаркие богословские споры с атеистами и иноверцами.  Еще батюшки общаются в Интернете с паствой. Я несколько раз пытался получить виртуальное благословение на одно личное и важное дело. Но каждый раз ответом было молчание. Единственный, кто внес ясность в этот вопрос, был отец Иоанн (Соколов) из Екатеринбурга. Он мягко и терпеливо объяснил мне, что в Интернете благословляет лишь свою паству, людей, которых знает лично. И мне бы, в свою очередь, он тоже не рекомендовал искать в Интернете благословения – можно нарваться на самозванца. Если нет возможности дойти до храма, а человеку нужна духовная помощь, лучше всего зайти на официальный сайт ближайшей епархии. По крайней мере будет гарантия, что ты общаешься с человеком, облеченным саном.

По ряду причин в Интернете невозможна и виртуальная исповедь. По словам протоиерея Максима Козлова, профессора Московской духовной академии: «Жизнь и таинства церкви – это не психосоматические упражнения, не визит к врачу. Исповедь – это встреча живого человека с Богом через священника, такое общение не подразумевает анонимности и дистанционности».

Кроме того, как известно всем верующим, во время исповеди духовник, читая молитвы и отпуская грехи, накладывает на голову прихожанина епитрахиль, часть своего облачения. И это действо имеет сакральный смысл, символизируя благодать. Разумеется, виртуально воспроизвести такой обряд невозможно.

БИТВА С АНТИХРИСТОМ. ВЕРСИЯ 2.0

Люди, не интересующиеся религией, просто не представляют себе накала страстей, бушующих в Интернете. Среди православного духовенства есть батюшки, для которых интернет-проповеди по значимости сравнялись со службой в реальном храме. Иногда, объединившись в отряды, интернет-проповедники устраивают настоящие рейды по атеистическим сообществам, и там, в стане врага, жарким и мудрым словом сражаются с безбожниками. Иерархи РПЦ были вынуждены даже призвать интернет-священников и паству к сдержанности в виртуальном мире, напомнив им, что Слово всегда остается Словом.  На одной из самых популярных атеистических интернет-площадок – в сообществе «Ру.Антирелигия» – я с интересом следил за дискуссией батюшки из Новосибирска и группы безбожников. Батюшка (не буду указывать его имя и фамилию по этическим соображениям) сражался с атеистами аки  лев. Слов никто не выбирал. Обсуждали вечную тему – отношения государства и церкви. Атеисты наседали, батюшка отбивался вполне успешно, и в конце концов кто-то из оппонентов, не найд
я более аргументов, возжелал лично встретиться и вырвать священнику бороду. На что батюшка тут же привесил в топике пару своих фотографий из спортзала… Думаю, Арнольд Шварценеггер разрыдался бы от зависти. Что характерно, беседа с атеистами как-то скоропостижно завяла – победили Вера и Дух. Хотя, по мнению православного интернет-подвижника Антона Воронцова, безбожники пока лидируют:

– И это  не просто атеисты, а воинствующие антихристиане. Я думаю, что неравенство сил напрямую связано с новейшей историей нашей страны. Возьмите для примера ТОП поисковой системы «Яндекс» – все блоги первой десятки имеют ярко выраженную антихристианскую направленность. В сообществе «Ру.Антирелигия» – 5000 членов, в «Ру.Православии» едва наберется 1000 человек. Но мы не сдаемся. Сейчас запускаем новый проект – «Блог988», который должен объединить православных христиан Украины, Белоруссии и России.

А пока православный Интернет вышел на новый уровень, успешно осваивая самые современные медийные технологии. На сайте http://www.orthomedia.ru/ или http://www.media.tv-soyuz.ru/ можно смотреть видеолекции священников, прямые трансляции православных радиостанций и телеканалов. Ни атеисты, ни  иные конфессии похвастаться такой продвинутостью пока не могут.

КСТАТИ

С подачи Папы Иоанна Павла II в 1999 году у католического Интернета появился свой покровитель – святой Исидор Севильский, автор первой в мире энциклопедии. РПЦ МП пока не определилась с покровителем виртуального пространства, хотя иерархи церкви высказывали разные мнения. Предлагались и Георгий Победоносец, и святитель Феофан Затворник, и Иоанн Богослов.

Прогресс или виртуальная профанация?

Несколько лет назад житель Новосибирска Виталий Котов создал программу для виртуального богослужения «Лампада». С помощью компьютера или мобильного телефона с интернет-браузером можно было выбрать образ святого и зажечь перед ним свечу. Программа вызвала шквал резкой критики и со стороны иерархов церкви, и со стороны обычных верующих, после чего сайт был закрыт. По тем же причинам бесславно закрылся любопытный интернет-проект «Образок.ру», где можно было скачать иконку-заставку для экрана мобильника. Возможно, подобная судьба ждет и  первую виртуальную православную многопользовательскую онлайн-игру. Разработал ее один из монахов РПЦ, и сейчас проект под условным названием «Виртуальный монастырь» находится на рассмотрении в канцелярии Московской патриархии. Как и в обычной онлайн-игре, пользователь выбирает себе персонаж и начинает его «прокачивать», улучшая «личностные» качества героя. В обычных играх это улучшение происходит за счет побед в схватках, магии, обладания артефактами. Здесь же  потребуется знание

Библии или, например, разрешение сложных игровых ситуаций с помощью христианской морали и богоугодных дел. Одним из сторонников создания подобной игры был дьякон Андрей Кураев. По крайней мере он рассказывал об этом проекте минувшим летом журналисту «КП». Но, судя по тому, что церковь упорно молчит по поводу православной онлайн-игры, она вряд ли выйдет в свет. Причина одна, и лежит на поверхности – виртуальный мир профанирует истинную веру и рано или поздно может ее заменить полностью. Лень, комфорт, доступность – обратная сторона прогресса и неизбежное его достижение. И можно понять Православную церковь, которая, несмотря на явные успехи своей паствы в Интернете, пока относится к электронной реальности с неким подозрением. В основе христианской веры  лежат реальные физические и духовные страдания, а в Интернете они иллюзорны.

Это противоречие метко прокомментировал руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский: «Бог взял на себя грехи человеческие и страдал на кресте, а ты не можешь дойти до церкви и поставить свечку!»

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

В Интернете появился аналог поисковой системы «Гугл» – Iskomoe.ru. Православный интернет-поисковик индексирует 7000 православных сайтов в Интернете и имеет входные поисковые страницы на 20 языках мира.

Комсомольская правда

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x