Прославлены и венчаны на Небесах

7 марта 2010 года в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры», состоялась программа из цикла «Литературный Ярославль». На этот раз, в преддверии международного женского праздника, она была посвящена теме семьи, любви и верности.Методист областной юношеской библиотеки имени А.Суркова Светлана Николаевна Левагина рассказала посетителям о замечательном древнерусском источнике «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанной русским писателем и публицистом XVI века Ермолаем-Еразмом.

Произведения древнерусской словесности при кажущейся простоте не сразу открывают свой глубинный смысл и требуют духовной работы читателя. Именно такой предстает перед нами и эта повесть. В ней передается народное предание о жизни благоверных правителей города Мурома, князе Петре и княгине Февронии, живших в XIII веке. На Ермолая-Еразма это предание оказало такое большое влияние, что, несмотря на поставленную перед ним цель — дать жизнеописание святых, он создал произведение, далёкое от житийного жанра. По мнению некоторых исследователей, сюжет «Повести» настолько необычен, что напоминает больше народную сказку с тонким психологическим подтекстом или художественное сочинение о непобедимой силе любви.

И начинается это произведение необычно сказочно. Князь Петр спасает жену своего брата от змея, посещающего женщину в облике ее мужа. Убив змея, Петр забрызгался змеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями. Отрок, посланный Петром для поиска лекаря, оказался в рязанском селе Ласково, где встретил девушку, поразившую его своей мудростью. Феврония соглашается исцелить князя, если он женится на ней. Она знает, что князь заражен язвами гордыни, и вылечить этот недуг можно только смирением. Петр дает ей обещание жениться, но исцелившись, отказывается: «Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» — восклицает он. Однако, болезнь вновь поражает Петра и, лишь вторично исцелившись, он исполняет свое обещание. Княжна из крестьян вызвала неудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой то, что она пожелает. Обрадованные бояре не возражают, но мудрая Феврония уводит с собой мужа, который предпочитает княжеской власти долг верного супруга. Распри, поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя и княгиню обратно. Всю оставшуюся жизнь Петр и Феврония прожили в любви и согласии и умерли в один день. А после смерти, положенные в разные гробы, они чудесным образом оказываются в единой гробнице.

Писатель очень трепетно выписывает образ мудрой жены, которая способна говорить глубокими по смыслу притчами-загадками, превзойти в состязании на сообразительность самого князя и силой любви отвести беду от семьи, предпринимая решения и за себя, и за любимого мужа. И князь Петр становится достойным Февронии супругом. Ради жены своей, следуя заповедям Божиим, он отказывается от княжеской власти. На предложение бояр выбрать или престол, или жену, Петр предпочтет жену и соглашается оставить Муром. Правда, отплыв от города и очутившись на острове, он впадет в уныние. Тогда уже Феврония укрепляет его чудом. Она благословляет срубленные деревца, и на следующий день они снова зазеленеют, что станет прообразом счастливого продолжения их жизни. Это редкое умение любящей женщины — поддержать мужа в трудную минуту, не позволить почувствовать себя униженным и несчастным.

Традиционно «Повесть о Петре и Февронии Муромских» трактуется как прославление гармоничной семейной пары. И, действительно, есть о чем задуматься! Они смогли максимально реализовать себя и расцвести как личности только рядом друг с другом. Они были убеждены, что созданы для жизни вдвоем, представляя друг для друга абсолютную ценность. Они видели свой долг перед Высшим в том, чтобы пронести высокое чувство любви до последнего дня. Как не хватает такой веры современным семьям!

Общеизвестно, что в настоящее время развивается кризис семьи. Статистика утверждает, что в России, например, на 100 браков приходится 70 разводов. Печально, что это происходит в стране, где веками были крепки семейные устои.

В 2009 году во Всероссийский день семьи, любви и верности, отмечаемый в России 8 июля, в Ярославле был установлен памятник святой супружеской паре Петру и Февронии Муромским. Разместился он на Первомайском бульваре, между Казанским женским монастырем и городским ЗАГСом и хорошо прижился в нашем городе.

Может быть, обращение к памяти Святых Петра и Февронии поможет найти ответы на вопросы, волнующие сегодня многих людей: что такое семья и какими должны быть отношения между супругами, что такое истинная любовь, и какой она имеет духовный смысл?

С.Н.Левагина закончила свою лекцию мыслью о том, что любовь в семье, особенно со временем, проявляется чаще не внешне, а как внутренний дар – от сердца к сердцу. Возможно, такое понимание, поможет избежать разрыва отношений близких людей и укрепит их союз.

Музеи России

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о


Похожие сообщения:
  • M. И. Веревкин. К 300-летию со дня Рождения М.В. Ломоносова.
  • М.А. Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих
  • М.А. Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих
  • Возвращение каменных палат
  • Манифест гуманной педагогики (Бушети, Грузия. 17.07.2011 г.).
    Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

    Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

    Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

    Яндекс.Метрика