С подачи маэстро Ведерникова в БЗК пришла «Весна священная» и прозвучали вальсы Равеля

Весной в мире — сплошная импрессия. Но не ждите ярких полотен. Ждите ярких опусов. Импрессионисты есть и в музыке. Под их аккорды встречала весну Мария Критская.

Александр Ведерников вновь за пультом перед оркестром Большого театра. Впервые после официального ухода с поста его главного дирижера и музыкального руководителя летом 2009-го. Именно с подачи Ведерникова в Большой зал Московской консерватории пришла весна — «Весна священная» Игоря Стравинского.

«Я с этим оркестром работал 8 лет в качестве главного дирижера. Когда я планировал этот концерт, я еще продолжал там работать. Мне было приятно поставить такое сочинение в программу. Это итог и демонстрация тех возможностей, к которым оркестр Большого театра пришел, в том числе, и за время моего руководства», — отметил заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Ведерников.

Если Стравинский помог подвести итоги во втором отделении, то Равель, заявленный в первом, представил своеобразного дебютанта. Пианист из Македонии Симон Трпчески. На Западе давно зарекомендовал себя как один из самых талантливых и интересных пианистов последних лет. В Москве у него премьера.

«Это мой первый концерт в Москве. В России я уже был. В Петербурге я сыграл два сольных концерта, еще с оркестром Капеллы играл. В прошлом году сыграл с Петербургской филармонией. Мой русский опыт пока небольшой», — рассказал пианист Симон Трпчески (Македония).

Он с гордостью называет себя воспитанником русской школы и считает, что лучшего образования получить не мог. Учился у народного артиста России пианиста и органиста Бориса Романова, который остался в Македонии после развала Советского Союза.

«Я считаю себя очень счастливым, — делится пианист Симон Трпчески. — Русская традиция – это дисциплина, культура к звуку, вкус. Это самое главное в музыке».

Это образование, помноженное на талант, теперь открывает перед ним двери лучших концертных площадок мира. График расписан, наверное, на годы вперед: Симон Трпчески ангажирован самыми знаменитыми оркестрами Европы и Америки.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Ведерников сожалеет, что Симон в Москве еще не очень широко известен. «Мне хотелось познакомить с ним московскую публику. У нас довольно долгий творческий контакт. Мне кажется, это один из тех концертов, которые ему здорово удаются», — добавил дирижер.

Первый концерт для рояля с оркестром Мориса Равеля для Симона — испытание. За произведения этого композитора он берется не часто: говорит, играть его сложно — и технически, и стилистически.

«Я очень люблю его как композитора. Его гармонический язык, то, как он рассказывает о природе и человеческих ощущениях, — это гениально. А внутри — немножко джаз! Мне это тоже нравится. Я стараюсь петь, когда играю. Но не голосом, конечно, а через рояль. Мне очень интересно сыграть эту музыку с русскими музыкантами. Я считаю, что русские — одни из лучших музыкантов в мире», — делится пианист Симон Трпчески (Македония).

Симфоническая программа непривычна и для оркестра Большого театра. Первый концерт Равеля в России исполняют редко. На то есть причины исторического характера: при советской власти в стране была слабая школа медных духовых инструментов, а Равель в этом произведении использовал серьезные трубные партии.

«У Равеля другой язык. Французы знамениты своим шармом. Вальсы, которые сегодня играют, и вторая часть Равеля — это шедевр. Любовь связана с шармом», — поясняет пианист Симон Трпчески.

Концерт начался с «Благородных и сентиментальных вальсов» — сюиты, созданной Равелем в 1911 году и освистанной публикой. Слушатели приняли ее лишь несколько лет спустя, зато теперь это одно из самых популярных равелевских произведений. Интересно, что «Весна священная» Игоря Стравинского, выбранная маэстро Ведерниковым для второго отделения, тоже начала свой путь к сердцам меломанов со скандального провала на Дягилевских сезонах. Программа вечера в консерватории объединила эти сочинения не случайно.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Ведерников отмечает: «Мне хотелось сыграть «Весну священную». Что касается произведений Равеля, то мне кажется, что все это было написано приблизительно в одно и то же время, приблизительно в одном и том же месте — во Франции. «Весна священная» исполнялась первый раз во Франции. Все эти сочинения были инспирированы той творческой атмосферой, которая была тогда во Франции, это было связано и с именем Дягилева. В частности, «Весна священная» была написана для Дягилевских сезонов, и у Равеля были произведения, написанные специально для этого. Учитывая несомненное взаимное влияние русской и французской музыки в то время, мне показалось это хорошей комбинацией».

«Весна священная» — произведение особенное. Музыка к балету была написана Стравинским в 1913 году. Сюжет композитор увидел во сне — сцены из древних языческих времен. За либретто и сценографию взялся Николай Рерих, а хореографией занялся Вацлав Нижинский. Об этом сочинении композитор писал: «Каждый инструмент здесь как почка на ветке дерева, и весь оркестр должен символизировать значение рождающейся весны».

«Это некий творческий манифест, ничего подобного никто до Стравинского не писал, — поясняет Ведерников. — До сего времени оно беспрецедентно — и по составу оркестра, и по специфическим трудностям». «Жизнь этого сочинения сейчас, в основном, симфоническая. Балет — это очень консервативное искусство. Для балетных людей это до сих пор что-то чрезвычайно модерное», — отмечает Александр Ведерников.

Новая музыка зарождалась на фоне кардинальных изменений в искусстве начала 20 столетия. Это было время, когда в живописи появились кубизм и фовизм, а в поэзии — дадаизм. Пресытившись утонченностью 19 века, публика заинтересовалась «варварским» стилем и обратила взгляд в далекое прошлое. Стравинский стал первым, кто предложил такой музыкальный стиль.

«Стравинский — композитор, который оказал наибольшее влияние на развитие музыки в 20 веке. Стравинский очень разный, но в каждом из своих периодов это именно Стравинский, а не кто-то другой. Мало кто привнес в музыку столько нового, сколько Стравинский. Равель — это один из столпов французской музыки, прежде всего, гениальный оркестровщик. Его музыка, помимо того, что крайне интересна и нова, она еще и очень живучая, она обладает большой популярностью у публики», — рассуждает заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Ведерников.

Публика это в который раз подтвердила. В тот вечер в Большом зале консерватории свободных мест не осталось, за исключением аварийных. Кстати, это последний сезон БЗК, после которого здание закроется на капитальный ремонт — впервые за 100 лет. А пока в этих стенах с уникальной акустикой еще можно успеть услышать уникальную музыку.

МТРК Мир

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика