«Рериховский век». Итоги недели с Андреем Радиным.

Самая большая потеря – у скрипачки оркестра Мариинского театра. В Австрии у нее похитили скрипку 1697 года работы итальянского мастера Роджери за 400 тысяч долларов. Как сообщает местная полиция, дорогой инструмент исчез в субботу днем из вестибюля гостиницы в предместье Вены. Девушка оставила скрипку Роджери на хранение у своего знакомого, а он увлекся интернетом. Этим и воспользовался злоумышленник.

А вообще, у Мариинки на минувшей неделе все складывалось удачно – в театре станцевали «Анну Каренину» и поставили «Мистерию апостола Павла».

В выставочном зале «Манеж» открылся крупнейший межмузейный проект «Рериховский век».

Мы все хорошо знаем, что в истории культуры загадок не меньше, чем в просто истории. Свежайший пример – межмузейный проект «Рериховский век», который только что открылся в выставочном зале «Манеж». Он должен рассказать все о деятельности семьи Рерихов во главе со знаменитым Николаем Рерихом.

Жена Рериха и его два сына, кстати, отца во всех начинаниях поддерживали. В проекте поучаствовало 70 музеев России и мира, выставку готовили 10 лет.

Казалось бы, тут-то мы и получим ответы на все вопросы. Ведь в Манеже чего только нет. Картины, книги, документы, материалы. Пермский иконостас по эскизам «главного» Рериха рядом с буддийскими молитвенными барабанами – одно это чего стоит. Но загадки загадками и остались: почему и на чьи деньги семья Рерихов отправилась в центрально-азиатскую экспедицию по советскому Алтаю и еще не советской Монголии? Зачем они пытались, безуспешно, добраться до тибетского Далай-Ламы? Какую-такую Шамбалу искали? Конспирологических версий много – то ли Рерихи стали агентами ОГПУ, то ли американцы их наняли, то ли семья идеалистов по своему почину пыталась построить буддийский коммунизм в Гималаях. В ответах организаторы выставки крайне политкорректны.

Зато на открытии проекта «Рериховский век» почтили одно из самых важных начинаний семьи Рерихов. 75 лет назад американский президент Франк Рузвельт подписал Пакт Рериха – первый в истории международный договор об охране памятников культуры, в том числе, в военные времена. Вы спросите, что спас Пакт Рериха?

Владимир Мельников, заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по науке:

«Могу привести один эпизод, к американскому президенту пришли с приказом о бомбардировке Нагасаки и Хиросимы. Он должен был его подписать, но еще и бомбардировку Киото, и тут ему говорят – но ведь мы же подписали пакт Рериха, а Киото – это все для японской культуры. И президент вычеркнул Киото».

Кстати, Николай Рерих всегда подчеркивал, что материальная цивилизация и культура – разные вещи: «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но чувство Красоты дает то благородство духа, которым и отличается культурный человек». Две темы для размышлений по этому поводу тут как раз подкинул Мариинский театр.

Сначала в концертном зале Мариинки состоялась эпохальная премьера. Оперу «Мистерия апостола Павла» москвич Николай Каретников писал 30 лет. Умер в 94-м. В 95-м мариинцы исполнили его оперу в концерте, спустя 15 лет облекли в театральные одежды.

В либретто не до шуток: Нерон сжигает Рим, апостол Павел присутствует при этом, погибает, тиран погибает вместе с ним. Мощный материал – счастливый шанс для режиссера Алексея Степанюка и художника Семена Пастуха.

Увы, даже вместо приличной древнеримской оргии получилась каша. Миманс шевелится безо всякого взаимодействия со сложной музыкой Николая Каретникова. У главных героев точно ярлычки на лбу понаклеены. Апостол Павел и его сподвижники только появились на сцене – а уже все в кровавых рубцах из красного скотча. Нерон – полуголый тиран и гад.

Мы, конечно, любим кино-блокбастеры про конец света, но это еще не повод устраивать конец света отдельно взятой опере современного, хоть и почившего уже композитора.

Вот обратный пример: на той неделе в Мариинском театре показали премьеру балета Алексея Ратманского на музыку современного классика Родиона Щедрина, «Анна Каренина» называется.

На премьерных спектаклях в заглавной роли блистали Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Тут читаный всеми роман Льва Толстого переведен на язык танца чуть не дословно, никаких загадок истории – вот Анна, вот любовник Вронский, вот поезд, вот труп. Но дело не только в эдакой нарочитой повествовательности.

В балете Алексея Ратманского все детали точно пригнаны друг к другу, на сцене много всего – но ничего лишнего, только то, чего требует музыка Щедрина. Вот эту соразмерность, эту гармонию во всем Николай Рерих, кажется, и называл чувством красоты, которое отличает культурного человека.

Ну, мы же не чиновники от культуры, чтобы применять запретительные меры. Нет, отказывать никому ни в чем не будем. Но поразмыслить мы можем, не правда ли?

100 ТВ

rutube.ru

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика