Роман Лункин. КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ КАК ВЫЗОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ? «Стратегия национальной безопасности России до 2020 года» уделяет беспрецедентное внимание духовным вопросам.

Трудно ожидать от нынешних руководителей российского государства абсолютной искренности и прозрачности, однако и в полном лицемерии их обвинять не стоит. Президент России Дмитрий Медведев постепенно расставляет акценты своего подхода к демократии, к организации управления, к гражданскому обществу. «Стратегия национальной безопасности России до 2020 года», уже многими экспертами справедливо раскритикованная в своей социально-экономической части, в то же время четко расставляет приоритеты президента Медведева в религиозной сфере. В этом отношении документ является беспрецедентным по отношению к предыдущим национальным стратегиям и концепциям РФ.

«Стратегия национальной безопасности России до 2020 года» была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а ее текст можно прочитать на президентском сайте и на сайте Совета безопасности РФ. Стратегии предшествовали утратившие свою силу Концепции национальной безопасности в редакции 1997 и 2000 годов, где также говорилось о приоритете безопасности личности, общества и государства, но в новой стратегии на первый план вышли национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Но и духовные ценности занимают значительное место в документе. В разделе «Общие положения» особо подчеркивается, что «возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти». В разделе «Повышение качества жизни российских граждан» это качество связывается со знанием, которое общество получает обо всех сферах духовной жизни: «Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества: <…> обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества».

Мирной духовной жизни, как отмечается в Стратегии, противостоят религиозный экстремизм и радикализм. В главе второй «Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития» отмечается следующая международная угроза: «Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма».

В разделе «Государственная и общественная безопасность» эта угроза конкретизируется в отношении России: «Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране». Более того, Стратегия сообщает, что в стране уже существует Национальный план противодействия коррупции, а также «развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм».

Седьмой раздел Стратегии, посвященный культуре, напоминает о почти забытом российскими властями принципе светскости государства, о конституционных положениях, касающихся соблюдения свободы совести и вероисповедания, о равных правах всех верующих в России перед законом.

Веротерпимость связывается, и с национальной безопасностью: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость».

Залогом толерантности провозглашается взаимодействие с институтами гражданского общества, то есть с самими религиозными объединениями, принадлежащими к различным конфессиям и религиям: «Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения».

В заключение в Стратегии утверждается, что безопасность зависит совсем не от борьбы с кем бы то ни было, а от диалога и единства граждан РФ, в том числе на основе духовных ценностей: «Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан…».

Духовное воспитание при этом может быть различным, и каждое религиозное объединение России может претендовать на духовное и патриотическое воспитание граждан РФ: «Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России».

Понятие «духовной безопасности» в Стратегии Медведева наполняется совсем иным содержанием, чем в прежних аналогичных документах, – не агрессивным, не направленным против «внутренних врагов», а скорее умиротворяющим (впрочем, «борьба с религиозным экстремизмом» – это тема особого разговора).

«Стратегия национальной безопасности России до 2020 года» может быть признана наиболее либеральной в новейшей истории страны. Мало кто помнит, но в редакции Концепции 1997 года содержалось утверждение «важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий в сохранении духовных ценностей». Под влиянием Московской патриархии было вставлено следующее заявление: «Необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительных ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности».

В путинской редакции Концепции 2000 года были убраны упоминания о Православной Церкви. А борьба с сектами была переведена в сферу противодействия иностранным угрозам – миссионерам: «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, …формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров«.

Нынешнюю Стратегию можно рассматривать в контексте многочисленных высказываний Медведева о необходимости построить свободное общество в России, преодолеть правовой нигилизм, развить многопартийную систему и диалог с религиозными объединениями. В Туле, на заседании Госсовета, Медведев встречался со всеми членами Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а совсем не с одним Патриархом Кириллом, невзирая на стремление последнего быть уникальным «представителем религии» при главе государства.

Как будто в противовес «православным» радикалам, в том числе «сектоведам» типа Александра Дворкина, государственная политика в сфере религии в Стратегии Медведева определяет Россию как многоконфессиональную страну, в которой единство и гражданский мир зависят от веротерпимости. Разрушителями национальной безопасности оказываются те, кто протаскивает клерикализацию науки, образования, армии, масс-медиа, общественной и государственной сферы, порождая конфликты и возмущение гражданского общества.

Портал-Credo.Ru

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика