С.Овсянникова. Юбилей Пакта Рериха.

С 6 по 12 апреля 2010 г. Организация Объединенных Наций провела в Европейской штаб-квартире в Вене Международную  конференцию, посвященную охране культурных  ценностей на  нашей планете. В конференции принимали участие около 300 специалистов в области культуры со всех континентов Земного шара. 7 апреля, в рамках конференции, состоялось торжественное открытие выставки, посвященной 75 летию Пакта Рериха, предоставленной Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха, а также приём гостей в честь указанного события.

«Расцвет государства начинается с расцвета культуры». Ренессанс любой национальной культуры всегда связан с осознанием народом таких ценнос­тей, как красота, духовность, совесть, нравственность… И наоборот – когда они становятся в тягость людям, когда общество «устает от классики», когда «ему чего-нибудь попроще бы», в нем воцаряется демон самораспада, и ре­альностью становится фантасмагория «Бесов» Достоевского. Сложилась па­радоксальная ситуация – поднявшись на высокую ступень развития, челове­чество вдруг обнаружило, что эта сту­пень висит над пропастью. «Нет ниче­го, что имело бы ценность само по себе. Над всем господствует выгода, потребность, отдача. Такое тотальное потребительское отношение грозит гибелью, причём не только природе, но и самому человеку». Посмотрите кругом, что мы сейчас наблюдаем? Памятники архитектуры и искусства в ужасающем состоянии, и не только вре­мя этому виной, а скорее – человечес­кий фактор: межрелигиозные конфлик­ты, непрекращающиеся захватнические нападения и войны, терроризм, кото­рый достиг небывалых размеров – всё это приводит сохранявшиеся веками культурные объекты в катастрофичес­ки непригодное состояние, а некото­рые из них и вовсе исчезли с лица зем­ли благодаря «радению» человека.

Никакими силовыми структурами невозможно остановить этот саморас­пад. Противостоять ему может только Культура. И вот идея Пакта по охране культурных ценностей была предложе­на ещё в 20 веке нашим соотечествен­ником знаменитым художником, архе­ологом, путешественником, филосо­фом, педагогом и общественным дея­телем – Николаем Константиновичем Рерихом. В 1898 году известный ис­кусствовед Д.В.Григорович, приглашая Николая Константиновича в Музей Им­ператорского общества поощрения художеств себе в помощники, напут­ствовал его: «Так мысленно и напиши­те над Музеем: «Храните священные предметы». Тогдашние устремления молодого Рериха посвятить себя защи­те культуры одобряли В.Стасов, А. Блок, Л.Семенов-Тяньшанский, Л.Ан­дреев. В 1903 году Рерих вместе со своей женой Еленой Ивановной совер­шает большое паломничество по со­рока старинным русским городам от Казани до границы литовской. Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, он пишет этюды русских древностей, а  его жена фотографирует святыни на -плёнку. И здесь впервые он прочувствовал «Сергееву думу о единении Отече­ства – и земель его, и человеческих душ». Вот на каком всеобъемлющем материа­ле складывается у Рерихов представле­ние о необходимости спасать наши древ­ние национальные сокровища, перерос­шее затем з концепцию спасения человечества через спасение мировой куль­туры. Уже в своих хождениях по Руси он впервые столкнулся с властью тьмы, невежества над исторической памятью, с «тихими погромами» древних памят­ников и реликвий. А к началу первой мировой войны он был уже признанным авторитетом в вопросах охраны памят­ников культуры, науки, религии, состо­ял в комиссиях по реставрации Храма Василия Блаженного, по музеям старо­го Петербурга и допетровского искус­ства. В 1915 году Рерих предложил Ни­колаю II и великому князю Николаю Ни­колаевичу предпринять серьезные госу­дарственные меры по всенародной ох­ране наших культурных сокровищ. Пред­ложение встречено сочувственно. Но… шла I Империалистическая война, и до государственных мер императорские руки так и не дошли.

Дальнейшие поездки и экспедиции по государствам трех континентов приве­ли Николая Константиновича к мыслям о всеобщем характере опасности объек­тов искусства и культуры, о прямой вза­имозависимости с «громкими погрома­ми» войн, социальных и межнациональ­ных противостояний. Не случайно имен­но после гималайской экспедиции в кон­це 20-х годов мысли эти оформились в четкие параграфы Пакта. В нём он об­ращается ко всему миру, к государствен­ным и культурным деятелям всех стран с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. Про­ект Договора и обращение академика Рериха к главам государств и прави­тельств были опубликованы в 1929 г. в мировой прессе. Его поддержали вид­нейшие учёные, политики, деятели ис­кусств. Ведь язык культуры – это язык красоты, всемирно понимаемый и по­читаемый. Именно культурой сближаются и взаимообогащаются народы.

О резонансе, вызванном предложени­ем Рериха, говорит выдвижение его кан­дидатуры на получение Нобелевской премии мира. 3 марта 1929 года газета «NEW YORK TIMES» сообщила, что художник, учёный и профессор Нико­лай Рерих официально выдвинут Депар­таментом Международного права Па­рижского университета и комитетом по выдвижению кандидатов на присуждение премии, в который входят представи­тели и члены университетов разных стран. Это был первый случай, когда кандидатура художника и учёного выд­винута на присуждение Премии Мира на основании того, что стремление к международному миру через искусст­во и культуру создаёт лучшее взаимо­понимание в международных отноше­ниях.

Сама сокровенная идея Пакта Ре­риха, как видим, уходит корнями в глу­бины русской истории. Хотя свидетель­ство о рождении этому Пакту выдано на севере Европы, в бельгийском го­роде Брюгге. Здесь, в Брюгге, состоя­лась, как сказали бы теперь, презента­ция Пакта Рериха и освящение Знаме­ни Мира в соборе Святой Крови. На конференции 1931 г. Николай Констан­тинович говорил, что: «Если знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то всё же оно ввело в сознание человеческое огром­ный стимул человеколюбия. Также и Знамя, нами предложенное для охраны Культурных сокровищ, если оно и не всегда спасёт драгоценные памятники, то всё же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимо­сти забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесёт в сознание ещё один стимул, стимул Культуры, стимул уважения Ко всему, что создаёт эволюцию человечества». Здесь же прошла и вторая конференция в защи­ту культуры. Третья собралась в 1933 году в Вашингтоне.

Потребовалось 20 с лишним лет на­пряжённой работы после первого пред­ложения художника русскому царю, прежде чем Пакт был окончательно от­работан, утверждён и подписан. И это произошло в столице США Вашингто­не 15 апреля 1935 г., где состоялось его подписание, как Первого Между­народного Договора по защите куль­турных ценностей, известного во всём мире как Пакт Рериха. США и пред­ставители 20 стран Центральной и Южной Америки, члены Панамерикан­ского Союза присутствовали на под­писании Договора. В утверждении того, что спасение Культуры есть спа­сение цивилизации, с Рерихом были солидарны многие выдающиеся совре­менники: политические и духовные лидеры того времени – Папа Римский, президент США Рузвельт, президент Чехословакии Масарик, писатели Ро­мен Роллан,  Герберт Уэлс,  Бернард Шоу, Томас Манн, видные учёные, сре­ди них Альберт Эйнштейн и ещё мно­жество видных и образованных людей того времени. Президент США Ф.Руз­вельт, подписывая Пакт, сказал: «В стро­гом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широко­го осуществления одного из жизнен­ных принципов – сохранение совре­менной цивилизации. Этот Договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выра­жено в самом тексте».

Подготовила С. ОВСЯННИКОВА.

“Уймонские вести”

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x