С 6 по 12 апреля 2010 г. Организация Объединенных Наций провела в Европейской штаб-квартире в Вене Международную конференцию, посвященную охране культурных ценностей на нашей планете. В конференции принимали участие около 300 специалистов в области культуры со всех континентов Земного шара. 7 апреля, в рамках конференции, состоялось торжественное открытие выставки, посвященной 75 летию Пакта Рериха, предоставленной Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха, а также приём гостей в честь указанного события.
«Расцвет государства начинается с расцвета культуры». Ренессанс любой национальной культуры всегда связан с осознанием народом таких ценностей, как красота, духовность, совесть, нравственность… И наоборот – когда они становятся в тягость людям, когда общество «устает от классики», когда «ему чего-нибудь попроще бы», в нем воцаряется демон самораспада, и реальностью становится фантасмагория «Бесов» Достоевского. Сложилась парадоксальная ситуация – поднявшись на высокую ступень развития, человечество вдруг обнаружило, что эта ступень висит над пропастью. «Нет ничего, что имело бы ценность само по себе. Над всем господствует выгода, потребность, отдача. Такое тотальное потребительское отношение грозит гибелью, причём не только природе, но и самому человеку». Посмотрите кругом, что мы сейчас наблюдаем? Памятники архитектуры и искусства в ужасающем состоянии, и не только время этому виной, а скорее – человеческий фактор: межрелигиозные конфликты, непрекращающиеся захватнические нападения и войны, терроризм, который достиг небывалых размеров – всё это приводит сохранявшиеся веками культурные объекты в катастрофически непригодное состояние, а некоторые из них и вовсе исчезли с лица земли благодаря «радению» человека.
Никакими силовыми структурами невозможно остановить этот самораспад. Противостоять ему может только Культура. И вот идея Пакта по охране культурных ценностей была предложена ещё в 20 веке нашим соотечественником знаменитым художником, археологом, путешественником, философом, педагогом и общественным деятелем – Николаем Константиновичем Рерихом. В 1898 году известный искусствовед Д.В.Григорович, приглашая Николая Константиновича в Музей Императорского общества поощрения художеств себе в помощники, напутствовал его: «Так мысленно и напишите над Музеем: «Храните священные предметы». Тогдашние устремления молодого Рериха посвятить себя защите культуры одобряли В.Стасов, А. Блок, Л.Семенов-Тяньшанский, Л.Андреев. В 1903 году Рерих вместе со своей женой Еленой Ивановной совершает большое паломничество по сорока старинным русским городам от Казани до границы литовской. Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, он пишет этюды русских древностей, а его жена фотографирует святыни на -плёнку. И здесь впервые он прочувствовал «Сергееву думу о единении Отечества – и земель его, и человеческих душ». Вот на каком всеобъемлющем материале складывается у Рерихов представление о необходимости спасать наши древние национальные сокровища, переросшее затем з концепцию спасения человечества через спасение мировой культуры. Уже в своих хождениях по Руси он впервые столкнулся с властью тьмы, невежества над исторической памятью, с «тихими погромами» древних памятников и реликвий. А к началу первой мировой войны он был уже признанным авторитетом в вопросах охраны памятников культуры, науки, религии, состоял в комиссиях по реставрации Храма Василия Блаженного, по музеям старого Петербурга и допетровского искусства. В 1915 году Рерих предложил Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу предпринять серьезные государственные меры по всенародной охране наших культурных сокровищ. Предложение встречено сочувственно. Но… шла I Империалистическая война, и до государственных мер императорские руки так и не дошли.
Дальнейшие поездки и экспедиции по государствам трех континентов привели Николая Константиновича к мыслям о всеобщем характере опасности объектов искусства и культуры, о прямой взаимозависимости с «громкими погромами» войн, социальных и межнациональных противостояний. Не случайно именно после гималайской экспедиции в конце 20-х годов мысли эти оформились в четкие параграфы Пакта. В нём он обращается ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. Проект Договора и обращение академика Рериха к главам государств и правительств были опубликованы в 1929 г. в мировой прессе. Его поддержали виднейшие учёные, политики, деятели искусств. Ведь язык культуры – это язык красоты, всемирно понимаемый и почитаемый. Именно культурой сближаются и взаимообогащаются народы.
О резонансе, вызванном предложением Рериха, говорит выдвижение его кандидатуры на получение Нобелевской премии мира. 3 марта 1929 года газета «NEW YORK TIMES» сообщила, что художник, учёный и профессор Николай Рерих официально выдвинут Департаментом Международного права Парижского университета и комитетом по выдвижению кандидатов на присуждение премии, в который входят представители и члены университетов разных стран. Это был первый случай, когда кандидатура художника и учёного выдвинута на присуждение Премии Мира на основании того, что стремление к международному миру через искусство и культуру создаёт лучшее взаимопонимание в международных отношениях.
Сама сокровенная идея Пакта Рериха, как видим, уходит корнями в глубины русской истории. Хотя свидетельство о рождении этому Пакту выдано на севере Европы, в бельгийском городе Брюгге. Здесь, в Брюгге, состоялась, как сказали бы теперь, презентация Пакта Рериха и освящение Знамени Мира в соборе Святой Крови. На конференции 1931 г. Николай Константинович говорил, что: «Если знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то всё же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Также и Знамя, нами предложенное для охраны Культурных сокровищ, если оно и не всегда спасёт драгоценные памятники, то всё же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесёт в сознание ещё один стимул, стимул Культуры, стимул уважения Ко всему, что создаёт эволюцию человечества». Здесь же прошла и вторая конференция в защиту культуры. Третья собралась в 1933 году в Вашингтоне.
Потребовалось 20 с лишним лет напряжённой работы после первого предложения художника русскому царю, прежде чем Пакт был окончательно отработан, утверждён и подписан. И это произошло в столице США Вашингтоне 15 апреля 1935 г., где состоялось его подписание, как Первого Международного Договора по защите культурных ценностей, известного во всём мире как Пакт Рериха. США и представители 20 стран Центральной и Южной Америки, члены Панамериканского Союза присутствовали на подписании Договора. В утверждении того, что спасение Культуры есть спасение цивилизации, с Рерихом были солидарны многие выдающиеся современники: политические и духовные лидеры того времени – Папа Римский, президент США Рузвельт, президент Чехословакии Масарик, писатели Ромен Роллан, Герберт Уэлс, Бернард Шоу, Томас Манн, видные учёные, среди них Альберт Эйнштейн и ещё множество видных и образованных людей того времени. Президент США Ф.Рузвельт, подписывая Пакт, сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот Договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
Подготовила С. ОВСЯННИКОВА.
“Уймонские вести”