Cостоялось официальное закрытие международного выставочного проекта «Рериховский век»

Дорогие друзья, гости последнего дня работы выставки! Сегодня мы закрываем нашу выставку! Только лишь месяц у петербуржцев и гостей города была возможность ее посетить. За этот месяц здесь прошло много мероприятий – презентация книг, творческие встречи, концерты, кинопоказы.

Слово директора Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексея Бондаренко:

Позвольте всех вас поблагодарить за внимание к выставке. Выставка удалась, имела успех, здесь наконец-то удалось комплексно представить наследие семьи Рерихов в Петербурге – их родном городе. Мы рады,  что в ней приняли участие 75 музеев мира и 30 частных собраний. Эта выставка привлекла внимание большого количества посетителей. По подсчетам наших коллег из выставочного зала «Манеж», это самая крупная некоммерческая выставка, которая проходил в стенах «Манежа» за последние 10-12 лет. Я бы хотел поблагодарить всех, кто работал над экспозицией – коллектив нашего музея, наших партнеров, Центральный Выставочный Зал «Манеж», представителей всех музеев, которые работали с нами на протяжении многих месяцев. Сама идея выставки зародилась семь лет назад, а последние два года велась особенно интенсивная работа. Здесь подставлены не только картины, рисунки, личные вещи, предметы собирательства семьи Рерихов, здесь показан культурный контекст, в котором жила и работала семья Рерихов. Не только в Петербурге,  но за его пределами, в Европе, Америке, Азии. Я надеюсь, что этот проект получит свое развитие в других городах России и мира.

Слово заместителя директора по научной работе Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, научного руководителя выставки Владимира Мельникова:

Дорогие гости! Это действительно праздник, праздник торжества идей семьи Рерихов. Но это торжество не было бы возможным без объединения усилий многих и многих музеев, общественных организаций, научных центров, библиотек. Участники предоставляли как подлинные предметы, так и изображения, которые были использованы на информационных банерах, их здесь около трехсот. Я бы хотел с чувством глубокой благодарности напомнить вам о них. Это Боровичский краеведческий музей им. С.Н. Поршнякова; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Волгоградский музей изобразительных искусств; Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского, представил два парных панно Н.К. Рериха «Княжья охота», они впервые привезены в Петербург; Ленинградский областной государственный архив в Выборге представил документы о пребывании семьи Рерихов в этом городе в 1918-1919 году; Екатеринбургский музей изобразительных искусств предоставил икону «Архангел Гавриил» и целый ряд других произведений Н.К. Рериха,  которые по техническим причинам в самом музее не выставляются, здесь их можно увидеть. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, г. Казань хранит потрясающие по своей значимости шедевры наследия Рерихов; Калужский областной художественный музей участвует виртуально, они предоставили одну работу «Терем Ярославны», но она дополняет представление о Рерихе как театральном художнике; Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, – небольшой вклад, но без этих работ нельзя представить ни одной реконструкции Рериха,  связанных с пермским  звериным стилем, с его интерпретацией культурно-исторического наследия; Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, и здесь произошел целый ряд открытий, – благодаря этой выставке удалось некоторым работам из этого музея дать название, например, работе «Залив», 1917 года; Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, здесь нет ни одной вещи в оригинале, но они есть на плакатах, и будут в каталоге, это важные и ценные предметы. Дальше – Москва, здесь участвует большая группа музеев, в особом представлении они не нуждаются. Третьяковская галерея – крупный вклад, около 30 произведений живописи и графики, группа документов; Государственный музей востока – самый крупный вклад из московских музеев, – 50 картин, живописная панорама центральной Азии;  Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева,  впервые благодаря сотрудникам этого музея мы можем рассказать о Борисе Константиновиче Рерихе и  его творчестве, совершенно неизвестном; Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки – театрально- декорационное искусство Рериха из их фондов уникально, но также и работа, представленная здесь «Старая Ладога», позволяет понять контакты Рериха со стариной в тот период; Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, тоже большой вклад – около 50 эскизов декораций и костюмов к 7 постановкам. Российская государственная библиотека им. Ленина, – в отделе рукописей и спецхране хранятся замечательные свидетельства творчества семьи Рерихов; Российский государственный архив литературы и искусства впервые масштабно представил здесь творчество юного Юрия Рериха,  документы, фотографии, письма как самого Николая Константиновича, так и его ближайшего родственного окружения; Государственный исторический музей – документы; Музей Н.К. Рериха Сибирского Рериховского Общества, г. Новосибирск – благодаря им мы смогли оценить деятельность последователей Рериха – Б.Н. Абрамова и Н.Д. Спириной; Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля – ряд ранних работ Рериха, в том числе одна из  крупнейших «Строят ладьи»;  Пермская государственная художественная галерея представила Пермский иконостас, – ценнейший памятник русской духовной культуры, выполненный Н.К. Рерихом; Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – удивительная картина «Крик змия», которая выполнена в технике иконописи на досках темперой; Издательский дом Агни, г. Самары и Международная общественная организация «Центр духовной культуры» из Самары помогали  материалами и оборудованием, помогали в исследованиях; Самарский областной художественный позволил представить творчество учителя Рериха – Архипа Куинджи и одну картину Николая Константиновича. Конечно, на выставке большинство экспонентов из Петербурга. Это Библиотека Российской Академии наук; Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, – на основе их материалов показана работа Николая и Бориса Рерихов по заданию Императорского русского Военно-исторического общества в Новгороде в 1910 году; Горный музей Санкт-Петербургского государственного Горного института (технический университет) представил уникальное собрание кристаллов и минералов, подаренных когда-то Святославом Рерихом; Мариинский театр позволил использовать свои декорации на информационных банерах, также в дни работы выставки состоялось представление спектакля «Весна Священная» в декорациях Рериха; Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» в Стрельне – два произведения из бывшей коллекции М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневской, и здесь находится арт-объект «Йеллингский камень», выполненный по картине «Сокровище Ангелов» из этой коллекции; Государственный музей Истории Религии – позволил говорить о глубоких связях Рериха с православием, здесь находится икона из его иконописной мастерской; Русский музей-крупнейший вклад, прекрасные картины и графика; Эрмитаж – самые разнообразные предметы – археологические предметы, мебель, картины из коллекции Рериха; Институт истории материальной культуры Российской Академии наук помог полнее понять Рериха–археолога; Иконописная мастерская Феодоровского городка и Общество возрождения художественной Руси в Царском Селе представили интереснейшие материалы об этой странице творчества Рериха; Пушкинский дом предоставил рисунок к итальянским стихам Блока, архивные документы; Исследовательский фонд Рерихов, – самостоятельная экспозиция, посвященная открыткам в творчестве Рериха; Музей Гумилева; Музей истории школы К.И. Мая, где учились 5 членов семьи Рерихов, представил материалы об этом; Музей-квартира А.И. Куинджи, учителя Н.К. Рериха; Музей-квартира И.И. Бродского – современника, партнера, коллеги Рериха, который сохранил часть его произведений; Музей петербургской Академии художеств также представил ранние произведения, которые позволяют понять, как учился там Рерих. Российская государственная библиотека; Музей Арктики и Антарктики показывает творчество Борисова, соученика Рериха по мастерской Куинджи; Российский Институт истории искусств – материалы о контактах Рериха с музыкантами;  Санкт-Петербургский Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» позволил реконструировать витражи по рисункам Рериха, это арт-объект «Витражи счастья»;  Государственный Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов, – основной организатор выставки, представил более 400 предметов; Музей театрального и музыкального искусства – редкие графические произведения для театра; Санкт-Петербургский государственный Университет, который окончил Николай Константинович и его брат Владимир – представил картину и фотографию, свидетельствующую о работе Рериха в Санкт-Петербургском археологическом институте; Санкт-Петербургский филиал Архива РАН-там были найдены документы, свидетельствующие о работе Рериха над буддийским храмом в Петербурге; Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха, та самая школа, которую когда-то возглавлял Николай Рерих, и которое хранит не только традиции его преподавания, но и память о художнике в своих фондах;  Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга представил практически полностью свое собрание; Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга – десятки документов из этого архива; Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга – материалы о контактах Института Урусвати с Вавиловым; Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева – замечательная коллекция раннего творчества Рериха, эскиз «Весны Священной»; город Сортавалла – два учреждения: частный Музей «Дача доктора Винтера», в которой бывал Рерих и сейчас там развернута экспозиция и большая коллекция работ Смирнова-Русецкого, – художника, ученика Рериха из Регионального музея Северного Приладожья им. Т. А. Хаккарайнена;  Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, представил одну картину Рериха и монографию «Рерих» 1916 года. Смоленский государственный объединенный исторический архитектурно- художественный  музей-заповедник – произведения из фондов, связанные с княгиней Тенишевой и Талашкино. Теперь зарубежные участники. Азербайджанский государственный музей искусств им. Рустама Мустафаева, г. Баку – единственное произведение, но какое – роспись Талашкина «Святые воины»; Армения – Национальная галерея г. Еревана, одна работа «Покорение Казани»; Болгарская национальная галерея иностранного искусства, г. София  представил больше 20 произведений, Николая Константиновича и Святослава Николаевича впервые за много лет увидели Родину; Клуб «Друзья Рериха» помогли собрать материалы о Людмиле Живковой. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, г. Алматы – 5 произведений; Латвия, Академическая библиотека Латвийского университета. Г. Рига –   позволила представить книжную деятельность Рериха и его сотрудников в 30-е годы; Латвийский Национальный художественный музей, г. Рига  – уникальные картины 1920-1930 г одов; Национальный художественный музей Молдовы, г. Кишинёв – использованы изображения одной картины «Псковский погост»; Музей изобразительных искусств Монголии им. Дзанабадзара, г. Улан-Батор представил одну картину «Великий Всадник», но важную, она была подарена Монгольскому правительству; Наконец, Соединенные Штаты Америки,  Музей Николая Рериха, г. Нью-Йорк поделился и рисунками из фондов и многочисленными документами и фотографиями; Украина Киевский музей русского искусства, г. Киев – несколько картин; Одесский Дом-Музей им. Н. К. Рериха позволил представить окружение Николая Рериха и в петербургский период и позже; Одесский художественный музей обладает уникальной коллекцией, использованной на банерах;   Франция – Государственный музей современного искусства Государственного центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду хранит уникальные работы 1920 годов; Эстония – Кадриоргский художественный музей, филиал художественного музея г. Талина, – одна работа раннего периода достойно представлена в материалах этой выставки. Большое спасибо вам всем!

Слово Андрея Соболева, президента Исследовательского фонда Рерихов в Санкт-Петербурге:

Очень жаль, что выставка заканчивается, но радостно от того, что в 21 веке творчество и философия Николая Константиновича и его семьи оказались очень востребованными. Эта выставка – пример этому, и тот интерес, который она  вызвала – показатель. Николай Константинович Рерих в 1935 году подготовил Пакт, защищающий права культуры и выдвинул знак триединства, как символ объединения всех прогрессивных сил и эта выставка проходила под этим символом, который показывает, что сейчас необходимо объединяться. Хочется поблагодарить всех сотрудников петербургского  музея-института семьи Рерихов, всех принявших в ней участие. Мы рады, что оказались в числе экспонентов. Выставка послужит основанием для тех вершин, которые будут взяты в дальнейшем.

Приветственное слово заслуженного художника России, лауреата международной премии им. Николая Рериха Валентины Аноповой:

Дорогие друзья! Я хочу поблагодарить всех участников этой огромной познавательной выставки и всех кто ее посетил. Я уверена, они получили много знаний и сделали для себя много открытий, в том числе и я. Несмотря на то, что я очень давно знакома с творчеством и жизнью Рерихов, но я получила огромное удовольствие, узнав дополнительные сведения.  Это действительно Век Рерихов. В прошлом году я была участницей Международных «Дельфийских игр» в Южной Корее, я как художник представляла Россию. Там присутствовали 54 страны, и это тоже путь к Свету, который возносит в своем творчестве Николай Константинович. Оргкомитет «Дельфийских игр» издал календарь 2010 года и для этого календаря были отобраны 28 рисунков, которые я сделала в Южной Корее во время этого мероприятия. И хочу передать этот календарь в дар Музею-институту семьи Рерихов.

Слово сотрудника Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, одного из кураторов выставки Полины Шумковой:

Я хотела поблагодарить частных коллекционеров, без них не состоялась бы эта выставка. Они внесли значительный вклад в эту выставку, украсили экспозицию. Я перечислю просто по фамилиям: это собрания Анненко, Беликовых, Федотова, Сыромятникова, Васильева, Брунцева, Фролова, Киркевич, Палеева, Мельникова, Кирьяновой, Быстрянцевой, Шумакова, Стрельниковой, Мартынова, Григорьевой, Крылова, Марсодолова, Яламова, Букреева, Будниковой.

Спасибо!

Слово исследователя творчества семьи Рерихов Алексея Анненко:

Дорогие друзья! Мы с вами стали свидетелями события исторического значения в мировой культурной жизни. Это событие останется в благодарной памяти как тех, кто здесь побывал, так и тех, кто не имел возможности ее посетить, но оценил сам факт такого события. В моей памяти эта выставка оживила события 35-летней давности, когда я, молодой студент, приезжал в 1974 году в Москву, и там, впервые после долгого перерыва проходили выставки Николая Константиновича в залах Академии художеств и Святослава Николаевича в Третьяковской галерее. Это душевное движение сейчас ожило во мне. Сегодня закрывается выставка, показавшая современное понимание творчества, поисков и  достижений замечательной семьи русских, петербургских интеллигентов планетарного масштаба. Проект «Рериховский век» дал возможность Рерихам проявиться в своем родном городе в подлинном блеске и величии. Выставка реально показала, что может сделать интеллигенция,  если она не ограничивается словами, но переходит к делам. Это относится не только к Рерихам, но и к организаторам выставки, которые доказали, что сообща можно свернуть горы. Выставка показала, что существует рериховское движение, которое проявляется не только в существовании таких серьезных и перспективных организаций, ка

к петербургский музей-институт семьи Рерихов. Прежде всего, это движение души человека, вызванное прикосновением к творческим исканиям Рериха. Организаторы вложили все свои душевные силы в организацию этого грандиозного проекта. И переполненные залы и очереди из желающих попасть на экспозицию показали, подтвердили, что общество нуждается в высоких и светлых идеалах. Эта масштабная веха в нашем осмыслении рериховского наследия открыла новые горизонты, показала, что «Рериховский век» имеет начало, но он продолжается, а наша задача – не забывать в нашей повседневной жизни об этих сияющих творческих сферах, сохранить частицу «Державы Рериха» в наших душах.

Слово заведующего отделом Дома русского зарубежья им. А.С. Солженицына Александра Федотова (г. Москва):

Здравствуйте! Конечно, наш дом русского зарубежья интересуется, в первую очередь, периодом жизни семьи Рерихов в эмиграции, но в данном проекте я участвовал с другой темой, которой я занимаюсь уже больше 20 лет. А именно – участие Николая Константиновича в деятельности «Общества возрождения художественной Руси», которое существовало в Петрограде с 1915 по 1917 год и строительства Феодоровского городка в Царском Селе. Эти материалы мне удалось представить здесь. Это очень интересный факт биографии Николая Константиновича, и он до сих пор не освещался. Я хочу поблагодарить устроителей выставки, потому, что, не побоюсь этого слова, – это выдающееся, грандиозное событие, крупнейшая выставка, посвященная деятельности семьи Рерихов и я счастлив, что мне удалось в ней участвовать. Это честь и большая удача для меня.

Заключительное слово директора Санкт-Петербургского государственного музея- института семьи Рерихов Алексея Бондаренко:

В конце мая, 23 числа, исполняется 100 лет со дня рождения Людмилы Степановны Митусовой. Именно благодаря ей стало возможным и создание в Петербурге Музея-института семьи Рерихов, и проведение этой выставки.

Вся эта работа и в целом деятельность нашего музея в этом году посвящается ей. Это наш ей земной поклон. Спасибо всем еще раз, всего доброго!

РЕРИХОВСКИЙ ВЕК

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x