Красный Крест культуры.

В этом году исполнилось 75 лет со дня подписания Пакта Рериха – первого в истории Международного договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников как во время войны, так и в мирное время.

Эта дата празднуется во всем мире. В апреле в Москве в музее им. Николая Рериха прошел круглый стол, посвященный этому событию, с участием видных деятелей отечественной культуры.

В марте в Нью-Дели, в день визита Владимира Путина в Индию, была открыта выставка Николая Рериха, также посвященная 75-летию Пакта.

Полтора месяца назад в Вене, под патронажем ООН и ЮНЕСКО, прошла Международная конференция «Археология в условиях вооруженного конфликта», где одно из центральных мест программы занимало чествование юбилейной даты подписания Пакта. А фотовыставка, подготовленная для этого мероприятия, отправилась в тур по столицам государств. Сейчас юбилейные мероприятия проходят в Болгарии, Испании, Мексике и Украине.

Немного истории. Николай Рерих начал активную кампанию против разрушения памятников культуры и художественных ценностей России еще на рубеже XIX-XX веков. Затем долгие годы он обращался к правительствам самых разных стран с предложением заключить международное соглашение об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В 1929 году в сотрудничестве с некоторыми европейскими юристами Рерих подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта об охране художественных и научных мировых сокровищ.

«Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества», – объяснял Рерих. Он даже предложил свой эскиз Знамени мира, знака, который бы идентифицировал объекты, находящиеся под охраной этого Пакта: красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине, которые символизируют единство прошлого, настоящего и будущего в кругу вечности. Рерих называл этот знак «Красным Крестом культуры».

Рерих напоминал: «…Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица»… Тамга Тамерлана состоит из того же знака. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру». Эмблему Знамени мира можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма».

Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. И наконец великий русский художник и общественный деятель Николай Рерих добился своего: 15 апреля 1935 года среди песков Гоби над экспедиционным лагерем Рериха впервые взвилось Знамя мира, потому что в тот же день в Вашингтоне, в Овальном кабинете Белого дома, президент США Франклин Рузвельт подписал Пакт. После него свои подписи на документе поставили руководители еще 21 государства. В дальнейшем к Пакту присоединились еще 15 стран.

А уже после Второй мировой войны, в 1954 году, в Гааге руководители 56 государств (в том числе СССР) приняли Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В основе этой конвенции лежал Пакт Рериха. Но, увы, автор Пакта – Николай Рерих – до этой даты не дожил. Он скончался за семь лет до этого события, в глубокой убежденности, что именно культура «есть самое сильное искоренение войны».

Прошло уже три четверти столетия, однако идеи Пакта Рериха до сих пор остаются остро актуальными. Многочисленные региональные конфликты ставят под угрозу исчезновения уникальные исторические культурные ценности. В 1999 году в Хорватии в селе Долац был полностью разрушен храм Введения Богородицы, построенный в XIV веке. В 2001 году в Афганистане были разрушены уникальные Бамианские статуи Будды. В 2003 году в Багдаде разрушен и разграблен Иракский национальный музей… А как сейчас, незаметно, но очень последовательно, один за другим исчезают исторические памятники в российских городах и провинциях? Для культуры война никогда не кончалась…

Елизавета Палецкая, журнал «Музеи» (г. Москва), специально для «ПР» |  № 21 от 26.05.2010

Просторы России

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x