Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха

Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха

1874, 9 октября (27 сентября) родился в Санкт-Петербурге в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха. Мать – Мария Васильевна Рерих (ур. Калашникова).

1883–1893 учится в гимназии К.И.Мая, проявляет большой интерес к истории и географии.

1891 опубликованы первые литературные очерки в изданиях «Природа и охота», «Русский охотник», «Охотничья газета».

1893 опубликованы литературный очерк и оригинальные рисунки в петербургском издании «Звезда».

1893–1897 учится в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, работает в мастерской профессора А.И.Куинджи, участвует в ежегодных ученических выставках.

1893–1898 одновременно учится в Императорском Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете, посещает лекции на историко-филологическом факультете.

1895 в Императорской Публичной библиотеке знакомится с В.В.Стасовым.

1896–1900 делает сообщения о результатах произведенных им раскопок в Царскосельском, Петергофском уездах Санкт-Петербургской губернии, Старорусском, Валдайском и Боровичском уездах Новгородской губернии, в Порховском уезде Псковской губернии.

1897 по совместной оценке совета Императорской Академии художеств и Высшего Художественного училища получает звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род», которая с выставки была приобретена П.М.Третьяковым. Поездка с В.В.Стасовым в Москву. Знакомство с Л.Н.Толстым.

1897, 30 декабря избран членом-сотрудником Императорского Русского Археологического общества.

1897–1901 публикует очерки и статьи в петербургских изданиях «Мировые отголоски», «Искусство и художественная промышленность», «Санкт-Петербургские ведомости», «Россия», «Художественные сокровища России».

1898 приглашен на должность помощника секретаря Императорского Общества Поощрения художеств.

1898–1899 читает лекции в Императорском Археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Пишет картины серии «Начало Руси. Славяне».

1899, март картина «Сходятся старцы»участвует в Весенней выставке в залах Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

1899, лето в имении князя П.А.Путятина в Бологом знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой.

1899избран помощником директора Художественно-промышленного Музея Императорского Общества Поощрения художеств.

1900 в Париже совершенствует художественное образование, пользуется указаниями Фернана Кормона. Создает картины «Идолы», «Заморские гости», «Княжья охота». Картина «Сходятся старцы» экспонируется на Всемирной выставке в Париже, «Поход» – на Весенней выставке в Императорской Академии художеств.

1901 возвращается из Франции в Россию. Избран на должность секретаря Императорского Общества Поощрения художеств. Картина «Ждут» представлена на выставке общества «Мюссаровские понедельники» в залах Императорского Общества Поощрения художеств. Пишет картины «Красные паруса», «Зловещее», «Город строят» и др.

1901, 28 октября (10 ноября) в Санкт-Петербурге в церкви Св. Екатерины Императорской Академии художеств состоялось бракосочетание с Е.И.Шапошниковой.

1902 участвует в Весенней выставке в Императорской Академии художеств.

1902, 16 (3) августа родился сын Юрий Николаевич Рерих.

1902–1903 участвует в выставках, организованных журналом «Мир искусства». Проводит археологические раскопки в Новгородской губернии, делает сообщения в Императорском Археологическом институте. Сотрудничает с петербургскими изданиями «Журнал для всех», «Ежемесячные сочинения», «Новое время».

С 1903 сотрудничает с попечительским комитетом Общины Святой Евгении.

1903 состоялась персональная выставка (около 200 картин и этюдов), устроенная князем С.А.Щербатовым и В.В. фон Мекком в помещении художественного предприятия «Современное искусство». Является членом-организатором Кружка имени Архипа Ивановича Куинджи. Вместе с Е.И.Рерих совершает путешествие по древним городам России: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Вильна, Троки, Гродно, Ковно, Митава, Рига, Венден, Изборск, Печеры, Псков. Во время путешествия создает серию архитектурных этюдов. Эти произведения (75 работ, выполненных масляными красками) были выставлены в Императорском Обществе Поощрения художеств.

1903–1910 является членом «Союза русских художников» и участником его выставок.

1904 участвует во Всемирной выставке в Сент-Луис (США), отмечен серебряной медалью за серию архитектурных этюдов. Эта серия этюдов впоследствии в числе работ других русских художников была продана в Америке с аукциона за долги устроителя. Путешествует по древним городам: Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород, пишет этюды. Сотрудничает с петербургскими изданиями «Новое время», «Весы».

1904, 23 (10) октября родился сын – Святослав Николаевич Рерих.

1905 с исключительным успехом прошли: персональная выставка в Вене, выставки в Праге (по приглашению художественного обще-ства «Manes»), Берлине, Дюссельдорфе, Милане, Венеции. В Милане отмечен Почетным дипломом наградой, считающейся выше золотой медали. Выставляет на Международном археологическом конгрессе во Франции свою коллекцию предметов каменного века.

1905, лето совершает поездки по Тверской и Новгородской губерниям.

1905–1906 сотрудничает с петербургскими изданиями «Искусство», «Весы», «Золотое руно». Создает иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и к произведениям М.Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые», «Сестра Беатриса».

1906 избран директором Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств. Путешествует по Италии и Швейцарии. В Париже в числе 15 русских художников избран членом Осеннего салона, в Реймсе – членом Национальной Академии. Разрабатывает эскизы мозаик и внешнего декора церкви в имении В.Голубева Пархомовка и для церкви в Шлиссельбурге.

1906, декабрь в Париже на «Выставке современного русского искусства», устроенной княгиней М.К.Тенишевой, представляет 130 произведений. Картина «Человек со скребком» приобретена французским правительством для Люксембургского музея.

1907 путешествует по Финляндии, пишет этюды. Создает эскизы декораций к опере Р.Вагнера «Валькирия» (постановка не осуществлена) и для драмы Н.Н.Евреинова «Три волхва» (премьера 7 декабря 1907 г. «Старинный театр». Санкт-Петербург).

1908 для дома купца Ф.Г.Бажанова (Санкт-Петербург) пишет большой «Богатырский фриз» на былинные сюжеты. Участвует в выставке в Вене, которая была организована совместно редакцией художественного журнала «В мире искусств» (Киев) и венским художественным объединением «Сецессион» («Secession»). Посещает Англию, Бельгию, Голландию. Выбран в члены правления Общества архитекторов-художников в Санкт-Петербурге.

1908–1909 работает над эскизами декораций и костюмов к операм Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (премьера 28 апреля 1908 г. Театр «Opéra Comique». Париж), «Псковитянка» (премьера 24 мая 1909 г. Театр Châtelet. Париж. Антреприза С.П.Дягилева) и к опере А.П.Бородина «Князь Игорь» (премьера 19мая 1909 г. Театр Châtelet. Париж. Антреприза С.П.Дягилева).

1909 участвует в первом «Салоне», организованном С.К.Маковским в залах Первого кадетского корпуса в бывшем Меншиковском дворце, где выставляет свыше 50 новых для петербургской публики картин, экспонировавшихся на выставках в Лондоне, Вене, Париже, Праге. Становится учредителем Общества имени Архипа Ивановича Куинджи. За выдающиеся заслуги в археологии и исторической живописи избран членом французского общества «Société Nationale des Antiquaires de France», избран членом венского художественного объединения «Сецесион» («Secession»).
В Обществе архитекторов-художников выдвигает идею создания Музея допетровского искусства.

1909, 26 октября избран академиком Императорской Академии художеств.

1909–1914 работает над созданием внутренней росписи храма в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском.

1910 участвует в выставке «Союза русских художников» (два эскиза к опере «Князь Игорь» с выставки приобретены Советом Третьяковской галереи); в выставке в Екатеринославском научном обществе; в выставке объединения «Мир искусства»; во Всеобщей Международной выставке в Брюсселе, где удо-стоен серебряной медали; в выставке русских картин в «Galerie Bernheim» в Париже; в выставке «Общины художников» в Лондоне. Картина «Ростов Великий» приобретена Национальным музеем в Риме.

Избран председателем вновь созданного художественного объединения «Мир искусства». Сотрудничает с газетой «Утро России» и с журналами «Аполлон», «В мире искусств». Принимает участие в издании «Истории русского искусства» под редакцией И.Грабаря. Оформляет заставками и виньетками книгу С.М.Городецкого «Ярь».

1910, лето вместе с Н.Е.Макаренко ведет раскопки в Новгородском Кремле и на Рюриковом городище. Поездка на курорт Гапсаль (Эстония).

1910, осень дает на выставку в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге более 30 тысяч предметов каменного века из своей коллекции.

1910–1912 работает с И.Ф.Стравинским над балетом «Весна Священная» (премьера 29 мая 1913 г. Театр Елисейских Полей. Париж. Антреприза С.П.Дягилева), пишет либретто, эскизы костюмов и декораций. Готовит эскизы декораций и костюмов к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» (премьера 9 октября 1912 г. Московский художественный театр), к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена). Сотрудничает с журналом «Старые годы» и «Ежегодником общества архитекторов-художников». Участвует в организации Всероссийского съезда художников (декабрь 1911 г. – январь 1912 г.), входит в состав комитета съезда, в число учредителей съезда; готовит доклады.

1911, январь на IV Всероссийском съезде зодчих в Императорской Академии художеств делает доклады: «Поиски Древней Руси» и «Новгородские стены».

1911 по приглашению Мориса Дени участвует в выставке религиозного искусства (Société de St. Jean) в Париже («Синяя роспись» приобретена Музеем декоративных искусств, Париж). Для «Старинного театра» создает эскизы декораций к спектаклю по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») (премьера 18 ноября 1911 г. «Старинный театр». Санкт-Петербург). Иллюстрирует сказку А.М.Ремизова «Золотой кафтан», опубликованную в рождественском номере журнала «Огонек». Сотрудничает с журналами «Всеобщий журнал литературы, искус-ства, науки и общественной жизни», «Художественно-педагогический журнал».

1912 участвует в выставках художественного объединения «Мир искусства» в Москве и Санкт-Петербурге (картины «Владыки нездешние», «Человечьи праотцы», «Ангел последний», эскизы к «Пер Гюнту»); в выставке, организованной чешским художественным кружком «Manes» в Праге. В Казани выходит монография А.Ф.Мантеля «Н.К.Рерих».

1913, апрель отмечает 15-летний юбилей своей деятельности в Императорском Обществе Поощрения художеств.

1913, май награжден императором Николаем II орденом Св. Владимира IV степени.

1913, лето едет на лечение на Кавказ (Пятигорск, Кисловодск), зарисовывает памятники старины; пишет этюды «Кавказ».

1913 выходит из правления художественного объединения «Мир искусства».

Создает эскиз мозаики для памятника на могилу А.И.Куинджи, пишет два эскиза панно для Казанского вокзала в Москве («Сеча при Керженце» и «Покорение Казани»), эскизы росписи виллы Л.С.Лившица в Ницце и эскизы декораций к пьесе М.Метерлинка «Принцесса Мален» для Свободного театра в Москве (постановка не осуществлена).

Участвует в организации Выставки русского народного искусства при Осеннем салоне в Париже.

Участвует в постоянной выставке современного искусства в Санкт-Петербурге с картиной «Гнездо преблагое – глазам прельщение».

Назначен директором Женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф.Багаевой.

Выходит в свет первый том Собраний сочинений Н.К.Рериха (М.: Т-во И.Д.Сытина, 1914).

1914 работает над оформлением оперы А.А.Давидова «Сестра Беатриса» (премьера 18 декабря 1914 г. Театр музыкальной драмы. Петроград); оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (премьера 8 мая 1914 г. Королевский театр Дрюри Лейн. Лондон).

Заканчивает роспись храма в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкине.

Участвует в выставке картин художников объединения «Мир искусства» в Риме; в Балтийской выставке в Мальме (Швеция), за участие в которой награжден командорским крестом ордена «Полярной звезды» (1915); в благотворительных выставках и аукционах в пользу раненых в войне. Протестует против разрушения собора в Реймсе.

К 75-летию Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств получает высочайшую благодарность от императора Николая II.

1914–1915 сотрудничает с изданиями «Биржевые ведомости», «Жизнь», «Отечество», «Вершины», «Лукоморье», «Старые годы», «Голос жизни» и др.

1915, март участвует в выставке художественного объединения «Мир искусства» с серией пророческих картин: «Зарево», «Змей проснулся», «Град обреченный», «Короны», «Крик змея» (приобретена Музеем Академии художеств), «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого», «Прокопий Праведный благословляет неведомых плывущих».

1915 в журнале «Апполон» и отдельной монографией вышла в свет статья А.Гидони «Творческий путь Рериха» («Аполлон». 1915. № 4–5).

1915, лето пишет картины «Волокут волоком», «Знамения», «Стрелы неба – копья земли», «Дом Духа», «Живая вода», «Тайник», «Великанша Кримгерд» и др.

1915, осень организует Музей русского искусства при Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения художеств.

1915, 10 декабря празднование 25-летия литературной и художественной деятельности.

1915, декабрь участвует в театральной выставке, устроенной собирателем Л.И.Жевержеевым в Художественном бюро Н.Е.Добычиной.

1916 пишет картины «Ковер-самолет», «Три радости», «Отдых охотника», «Пантелей-Целитель» и др.; работает над эскизами костюмов и декораций для хореографической фантазии на музыку М.П.Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (постановка не осуществлена).

Выходит в свет богато иллюстрированная книга «Рерих» (Пг.: Свободное искусство, 1916) со статьями Ю.К.Балтрушайтиса, А.Н.Бенуа, А.М.Ремизова, С.П.Яремича и со сказками и легендами Н.К.Рериха.

1916, апрель участвует в жюри конкурса моделей современной женской одежды.

1916, май императором Николаем II пожалован чин статского советника.

1916, декабрь на Рождество уезжает с семьей в Карелию, в г. Сердоболь (с 1918 г. – Сортавала).

1917, февраль участвует в выставке художественного объединения «Мир искусства» с картинами «Ковер-самолет», «Мудрость Ману», «Зовущий», «Веления неба», «Мехески – лунный народ» и др.

1917, март участвует в совещании художников и деятелей искусств на квартире М.Горького в Петрограде, где был выработан перечень мероприятий по охране художественных богатств.

Отказывается от предложенной Временным правительством должности министра изящных искусств.

1917, апрель входит в состав комитета Выставки финского искусства, которая была устроена в Художественном бюро Н.Е.Добычиной.

1917, май в связи с тяжелой болезнью легких вынужден уехать с семьей в г. Сердоболь; арендует имение «Юхинлахти» («Залив Единения») у ректора учительской семинарии Оскара Реландера.

1917, август поездка в Петроград по делам Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств.

1917, осень снимает дом в Сердоболе у лектора учительской семинарии Арвида Торстена Генеца. Создает серии картин «Героика», «Ладога», «Карелия».

1917, осень разрабатывает проект реорганизации Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств в «Свободную Академию».

1917, декабрь участвует в «Выставке этюдов», которая была устроена Н.Е.Добычиной в Художественном бюро в Петрограде.

1917, 30 декабря на короткое время приезжает в Петроград.

1918 в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины. Выходит в свет монография С.Эрнста «Н.К.Рерих» (Пг.: Изд. Общ. Св. Евгении, 1918).

1918, весна арендует дом на о. Тулолансаари у выборгского купца Баринова. Совершает с семьей поездки на о. Валаам и др. Пишет повесть «Пламя».

1918, осень переезжает с семьей в Выборг.

1918, 10–30 ноября состоялась персональная выставка в Стокгольме в Художественном зале Гуммесон; часть картин приобретена частными коллекционерами.

1919 состоялась персональная выставка в Салоне Стриндберга в Гельсингфорсе (Хельсинки) в Финляндии, часть картин приобретена Музеем Атенеум (Хельсинки).

1919, февраль избран членом Художественного общества в Финляндии.

1919, март по приглашению Т.Бичама вместе с семьей направляется через Швецию и Норвегию в Англию, в Лондон, куда прибывает летом 1919 г.

1919, лето – осень работает над эскизами декораций и костюмов к операм А.П.Бородина «Князь Игорь» («Covent Garden». Лондон), Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (постановка не осуществлена) и «Снегурочка» (постановка не осуществлена), М.П.Мусоргского «Хованщина» (постановка не осуществлена).

1920 состоялись выставки в Goupil Gallery, Worthing Gallery, Музее Виктории и Альберта. Знакомство с Рабиндранатом Тагором. Встреча Рерихов с Учителями в Лондоне. Начало создания текстов Учения Живой Этики. Работает над эскизами декораций для оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (постановка не осуществлена).

1920, 20 сентября по приглашению доктора Харше из Чикагского художественного института вместе с семьей уезжает в США для проведения выставочного турне.

1920, 1 октября вместе с семьей прибывает в США, в Нью-Йорк.

1920, декабрь открылась выставка в Kingore Gallery в Нью-Йорке.

1920–1922 состоялись выставки в 28 городах США (Чикаго, Бостон, Буффало, Филадельфия, Сан-Франциско и др.). Читает лекции о русском искусстве.

1921 выходит в свет сборник стихотворений Н.К.Рериха «Цветы Мории» (Берлин, 1921) в авторском оформлении.

Работает над созданием эскизов костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (премьера 16 ноября 1922 г. «Opera Compani». Чикаго) и эскизов декораций к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена).

1921, осень основание в Чикаго по инициативе Н.К.Рериха Объединения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»).

1921, 17 ноября основание в Нью-Йорке по инициативе Н.К.Рериха Мастер-Института Объединенных Искусств, где были созданы секции изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театральная, литературная, а также лекторий с научным и философским отделениями.

1922, 7 июля – 10 августа вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами живет на о. Монхеган (штат Мэн, США).

1922, сентябрь создание в Нью-Йорке по инициативе Н.К.Рериха Международного центра искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванного осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.

Пишет картины серии «Sancta» («Святые») и др.

1923, 8 мая выезжает вместе с семьей в Европу, чтобы оттуда направиться в Индию.

1923, май – сентябрь посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву.

1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.

1923, 17 ноября открытие в Нью-Йорке Музея Николая Рериха, где разместились свыше 300 произведений.

Вместе с семьей из Марселя на пароходе «Македония» отправляется в Индию.

1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.

1923, декабрь первое путешествие вместе с семьей по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Агру, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др. Направляется вместе с семьей к Гималаям, в независимое в то время княжество Сикким. Вместе с Е.И.Рерих встречается с Учителями в храме, стоящем на пути из монастыря Гум в Дарджилинг. Начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха.

1924 вместе с семьей посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг. Пишет картины серий «Его Страна», «Знамена Востока» и этюды. Вышли в свет сборники «Пути Благословения» (Рига) и «Adamant» (Нью-Йорк).

1924, 22 сентября вместе с С.Н.Рерихом выезжает из Индии в Марсель на пароходе «Македония»; посещает Париж.

1924, 24 октября вместе с С.Н.Рерихом на пароходе «Аквитания» прибывает в Нью-Йорк.

1924, октябрьдекабрь получает разрешение вести экспедицию под американским флагом и оформляет необходимые документы.

Передает Музею Н.Рериха в Нью-Йорке свои картины, в том числе произведения серий «Его Страна» и «Знамена Востока».

1924, 10 декабря на пароходе «Париж» выезжает из Америки в Европу; на обратном пути в Индию посещает Германию (Берлин), Египет, Цейлон, Мадрас, Калькутту.

1925, 6 марта вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами направляется в Кашмир, где находится до августа 1925 г.

1925, августсентябрь Центрально-Азиатская экспедиция находится в Ладаке.

Пишет произведения серии «Святыни и твердыни» и этюды.

1925, 30 сентября Центрально-Азиатская экспедиция вошла в Китайский Туркестан.

1925, октябрь задумывает создание серии «Майтрейя».

1925, октябрь – 1926, январь Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями Хотана, запретившими Н.К.Рериху заниматься научной работой, делать зарисовки, писать картины.

1926 вышла в свет монография «Roerich. Himalaya» (N.Y.: Brentano, 1926). В Нью-Йорке организовано Общество друзей Музея Рериха.

1926, 11 апреля – 16 мая Центрально-Азиатская экспедиция находится в столице Китайского Туркестана (Синьцзяна) Урумчи, где Н.К.Рерих получает разрешение на пересечение границы СССР.

1926, 29 мая Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу СССР в районе озера Зайсан.

1926, 13 июня вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами приезжает в Москву.

1926, 13 июня – 22 июля беседы с А.В.Луначарским, Г.В.Чичериным, Н.К.Крупской. Передает советскому правительству Письмо Учителей Востока, ларец со священной землей Гималаев. Приносит в дар Советской России картины серии «Майтрейя».

1926, 26 июля – 26 августа Центрально-Азиатская экспедиция находится на Алтае. Вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами совершает радиальные конные путешествия по Катунскому хребту, Теректинскому хребту, по долинам рек Катунь, Кучерла, Ак-Кем.

1926, 10 сентября Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу Монголии.

1926, сентябрь – 1927, 13 апреля Центрально-Азиатская экспедиция находится в Улан-Баторе (Урге), в столице Монголии. Напечатана книга Учения Живой Этики «Община». Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи оформляют специальное разрешение на посещение Лхассы при своем следовании через Тибет.

Дарит монгольскому правительству картину «Великий ВсадникРигден Джапо».

1927, апрель созданные на маршруте экспедиции произведения Н.К.Рериха отправлены в Музей Н.Рериха в Нью-Йорке.

1927, июнь – июль Центрально-Азиатская экспедиция находится в долине реки Шара-гол, где по проекту Н.К.Рериха идет строительство субургана, посвященного Шамбале.

1927, сентябрь Центрально-Азиатская экспедиция продвигается по Тибетскому нагорью.

1927, 6 октября – 1928, 6 марта Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями на высокогорном плато Чантанг в Тибете и фактически обречена на гибель.

1928, март власти Тибета разрешают Центрально-Азиатской экспедиции двигаться в Сикким через неисследованные области Тибетского нагорья и Трансгималаев.

1928, май Центрально-Азиатская экспедиция завершилась в Гангтоке, столице Сиккима; затем Рерихи отправляются в Дарджилинг.

1928, 24 июля основание Института Гималайских исследований «Урусвати» в Дарджилинге.

1928, осень передает картины, созданные в 1927–1928 гг., в Музей Н.Рериха в Нью-Йорке.

С 1929 постоянно живет в Наггаре, в долине Кулу в Индии.

1929, апрель вместе с Ю.Н.Рерихом выезжает в Америку на открытие нового здания Музея Н.Рериха.

1929 празднование 40-летия творческой деятельности. Публикация текста проекта договора об охране культурных ценностей.
Вышли в свет книги «Алтай–Гималаи» (N. Y.: F.A.Stokes Co, 1929) и «Сердце Азии» (Southbury: Alatas, 1929).

1930 избран Почетным президентом общества Maha Bodhi в Америке, членом Югославской академии науки и искусства, вице-президентом археологического института в Америке. Готовит экспедицию в Лахул. Готовит эскизы оформления балета «Весна Священная» (премьера 22 апреля 1930 г. «Metropolitan Opera». Нью-Йорк). Из-за отказа в визе для возвращения в Индию вынужден вместе с Ю.Н.Рерихом посетить Англию и Францию, где после вмешательства культурной общественности виза все-таки была получена.

1930, декабрь вместе с Ю.Н.Рерихом возвращается в Наггар, в Индию.

1931 пишет свыше 80 картин, среди них триптихи «Fiat Rex» и «Жанна д’Арк», картины серии «Чингиз-хан».

Создан Международный Союз в поддержку Пакта Рериха.

Проведение в Брюгге Первой Международной конференции Пакта Рериха. Вышла в свет книга «Держава Света» (Southbury: Alatas, 1931).

1932 пишет свыше 100 картин, среди них «Святой Сергий Радонежский», «Мадонна Орифламма», «Святой Франциск».

Проведение в Брюгге Второй Международной конференции Пакта Рериха. Открытие выставки картин Н.К.Рериха в Брюгге и выставки шести тысяч фотографий уникальных культурных памятников, требующих специальной охраны. Вышла в свет книга «Твердыня Пламенная» (N. Y., [1932]).

1933 пишет свыше 120 картин.

Проведение в Вашингтоне Третьей Международной конференции Пакта Рериха.

1934 пишет картину «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Выходит книга «Священный дозор» (Харбин, 1934).

1934, 14 марта вместе с Ю.Н.Рерихом прибывает в Америку.

1934–1935 руководит экспедицией в Китай (Маньчжурская экспедиция), в которой также участвует Ю.Н.Рерих. Маршрут экспедиции проходил через Японию, Китай, Маньчжурию, Внутреннюю Монголию.

1935, 15 апреля подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.

1935, осень прекращает отношения с Л.Хоршем, президентом Музея Н.Рериха в Нью-Йорке, который был инициатором этого разрыва.

1935–1936 создает свыше 240 картин и этюдов, среди них: «Труды Мадонны», «Армагеддон».

1936 выходят книги «Врата в Будущее» (Рига, 1936) и «Нерушимое» (Рига, 1936).

1937 создает свыше 200 этюдов и картин, среди них «Песнь водопада», «Чудо дивное» и др.

1938 создает свыше 220 этюдов и картин, среди них «Святогор», «Настасья Микулична», «Пророк».

1939 создает свыше 60 картин и этюдов, среди них «Святейшая Тангла», «Исса и голова Великанова», «Тревога». В связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостанавливается.

1940 создает свыше 100 картин и этюдов, среди них «Сергий Строитель», «Ярослав Мудрый», «Богатыри проснулись». В Индии в городах Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад состоялись большие выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов.

1941 создает свыше 130 картин и этюдов, среди них «Ковка меча», «Неведомый старик», «Чаша герою».

1941, ноябрь – 1942, февраль в Индии в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдарабаде состоялись выставки-продажи картин Н.К. и С.Н. Рерихов в пользу Красной Армии.

1941–1945 выступает с патриотическими статьями в печати.

1942 основание по инициативе Н.К.Рериха Американо-Русской культурной ассоциации (АРКА). Налаживание дружеских отношений со Всесоюзным обществом культурных связей (ВОКС).

Приезд к Рерихам в Кулу Дж.Неру и его дочери Индиры Ганди.

1942 создает свыше 150 картин и этюдов, среди них «С нами Силы Небесные ныне невидимо служат», «Александр Невский».

1943 создает свыше 210 картин и этюдов, среди них «Бхагаван», «Чара звериная».

1943–1944 в Дели, Траванкоре, Бомбее состоялись выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов.

1944 пишет свыше 200 этюдов и картин, среди них «Ведущая»; по просьбе Л.Ф.Мясина создает эскизы декораций и костюмов к балету И.Ф.Стравинского «Весна Священная» (премьера 24 апреля 1948 г. «La Scala». Милан).

1945 создает свыше 180 картин и этюдов, среди них «Весна Священная», «Пророк».

1945, 23 августа женитьба С.Н.Рериха на Девике Рани.

1946 создает свыше 125 этюдов и картин, среди них «Испытатель (Будда на дне океана)» и «Весть Шамбалы (Стрела-письмо)». Состоялись выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в Траванкоре и в Бароде.

Сборы на Родину. Вышла в свет книга «Химават» (Allahabad: Kitabistan, 1946).

1947 пишет не менее 25 картин и этюдов, среди них «Дева снегов», «Приказ Учителя».

1947, 13 декабря скончался в Наггаре, в Кулу.

1993, 12 февраля открытие в Москве Музея имени Н.К.Рериха.

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x