Наследие Рериха ждет возвращения из плена.

В Москве прошла выставка, на которой выставили репродукции “пропавших” картин Николая Рериха – тех, что были незаконно распроданы

Сохранение всемирного культурного наследия стало еще более острой проблемой в эпоху глобализации. К такому выводу пришли участники общественно-научной конференции “75 лет Пакту Рериха”, прошедшей в Москве (9-11 октября). Даже наследие самого Николая Рериха – автора первого в мире договора по защите культурных ценностей – находится под угрозой. Достаточно познакомиться с приуроченной к конференции выставкой “Гибнущая коллекция”,  чтобы понять это.

Для экспозиции, развернутой в Международном Центре Рерихов, изготовлены репродукции «пропавших» картин мастера. Известно, что Николай Рерих – русский художник, мыслитель и путешественник оставил после себя более семи тысяч картин. А еще – десятки философских трудов и множество научных исследований. Ныне его работы на международных аукционах искусства ценятся очень дорого. Впрочем, и в начале XX века они стоили недешево.

Откуда поступают картины Рериха на аукционы?  В Нью-Йорке, например, из музея художника. Первый музей появился здесь еще в 1921 году. Это был дар Николая Рериха американскому народу. Но просуществовал тот музей недолго: его тогдашний директор Луис Хорш умудрился распродать коллекцию  частным лицам. Второй музей в Нью-Йорке  существует до сих пор. Но, как рассказывает автор выставки “Гибнущая коллекция” Дмитрий Ревякин, наследию Рерихов вновь грозит опасность.

“Проблема небрежения  к наследию Рерихов со стороны  директора нью-йоркского музея Даниэла Энтина идет от желания обогатиться, – считает российский эксперт. –  Господин Энтин собирается продать коллекцию картин Святослава Рериха – сына художника, переданную в дар нью-йорк­скому музею. Он дискредитирует имя Рерихов, выставляя  на обозрение архив – уникальные документы, при опубликовании которых  нужны научные комментарии. Затем незаконно публикует  в России дневниковые записи жены Николая Рериха – Елены, на­рушая тем самым волю автора, который это запретил, и права Международного Центра Рерихов, потому что документы находятся у нас”.

Николай Рерих покинул родину в 1916 году, но мечтал вернуться, однако  отношения с советской властью у него не складывались. В 1926 году  Рерих с семьей заезжал в Москву в перерыве между двумя этапами своей трансазиатской экспедиции. И тогда он  преподнес в дар советскому правительству серию картин «Майтрейя», которая  потом долго пылилась в запасниках, пока писатель Максим Горький  не пристроил ее в галерею своего родного города Нижнего Новгорода. Конечно, Рерихов не пускали в Россию по идеологическим соображениям, уверен Дмитрий Ревякин:

“Начиная с 1938 года,  Рерих неоднократно обращался к советскому руководству с предложением возглавить инициативу по продвижению “Пакта Рериха”. Более того, он намеревался переехать в Россию со всей семьей и наследием. Но Сталин поставил на его обращении резолюцию «не отвечать». Николай Рерих так и не вернулся на родину. Он умер  в 1947 году в Кулу, в Гималаях. А волю его должны были исполнить Елена Рерих и сыновья”.

Жена художника тоже не дождалась возвращения на родину. И только в 1957 году старший сын – востоковед Юрий Рерих все-таки переехал в Москву и, выполняя завещание отца, привез свою  половину наследия – коллекцию живописи, археологическое собрание, архив и научную библиотеку. Он хотел создать музей, но это ни в коем случае не устраивало чиновников от культуры: ведь тогда пришлось бы объяснять и философские воззрения мастера, далекие от марксизма-ленинизма, и его эстетические пристрастия, не имеющие отношения к социалистическому реализму. Часть картин, привезенных  Юрием  Рерихом, была передана в музеи,  но более 200 полотен оставались в его квартире. Однако после его смерти наследницей неожиданно стала экономка семьи Рерихов, а не младший брат Святослав, тоже известный художник. Картины стали активно распродаваться антикварам – при полном равнодушии государства. И когда настоящий наследник – младший сын художника Святослав Рерих  смог привезти свою часть наследия в Россию, чтобы  объединить обе половины, то  объединять было, собственно, не с чем.

Конечно, картины, принадлежавшие Юрию Рериху, никуда не пропали. Сотрудники Международного Центра Рерихов знают многих их новых владельцев, но повлиять на ситуацию, вернуть полотна для  публичного обозрения пока не могут. Центр Рерихов – музей общественный, а государство не горит желанием помочь. Прекрасные полотна практически находятся в заточении: их нельзя ни выставлять, ни вывезти из России, ни продать на аукционе, поскольку приобретены они незаконно.

У организаторов выставки “Гибнущая коллекция” остается надежда на общественность: узнав полотна «в лицо», может быть, люди поучаствуют в процессе возвращения их из плена частных коллекций.

Голос России

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x