Возвышенное и земное.

Бологовская детская художественная школа будет носить имя Н.Рериха.

Декоративное искусство – лишь часть авторской программы Надежды Скляр

Сюда входишь с трепетом в душе, с благоговением, словно в храм или, по крайней мере, в старинный замок, где тебя ждут завораживающие тайны и открытия. Ну, насчет замка – почти без преувеличений. На самом деле Бологовская детская художественная школа расположена в купеческом особняке.

Надежда Скляр

В извилистых коридорах школы на стенах, стендах – детские рисунки, забавные поделки, впечатляющие награды: дипломы за победы в конкурсах (даже международных!), благодарности. Здесь собрался потрясающий коллектив преподавателей и учащихся, в котором каждый – личность. Непросто было создать его таким. Тем больше хочется узнать о руководителе коллектива, сумевшем это сделать. Кто же она, директор ДХШ Надежда Скляр? Открываю дверь со скромной табличкой «администрация» в самом конце школьного коридора и через несколько секунд вижу распахнутые навстречу темные внимательные глаза, добрую обаятельную улыбку, и становится ясно, что самое важное о Надежде Михайловне я уже знаю.
Истоки

Самые важные уроки всякий человек получает и усваивает в детстве. Для маленькой Наденьки Мазур это были уроки красоты.

…Весной, едва сходит снег, степь становится сиреневой от расцветающих подснежников. И только привыкнешь и полюбишь ее такой, как появляются новые краски – алые, розовые, оранжевые. Это цветут тюльпаны, настоящее море тюльпанов. Надюша приносила их домой охапками, украшала букетами дом. Но больше нравилось ей видеть цветы не сорванными, а живыми, под ветром в бескрайней степи. Всякий раз девочке хотелось запечатлеть в рисунках ее меняющийся облик, нарисовать пушистый ковыль и ближнюю березовую рощу, в которой всей семьей собирали грибы, и разлив реки Ишим, и дальние горы Алатау с потрясающими водопадами. В школе отмечали особые способности Нади, хотя рисовать, сколько хочется, у нее получалось не всегда. У родителей было большое хозяйство, в котором детям – Надюше и ее старшему брату Сереже – тоже хватало дел. В Казахстан ее родители приехали по призыву к советской молодежи осваивать целину. Жили в степном поселке на берегу Ишима. Семья была очень дружной. Отец, Михаил Сергеевич, работал газоэлектросварщиком, мама, Вера Александровна, заведовала нефтебазой. Но оба находили время для общения с детьми и умели превращать обычные домашние дела в увлекательное и даже творческое занятие. Отец был отличным скорняком и к тому же сам шил шапки, шубы и рукавицы, а еще умел замечательно лепить из пластилина. Ну а мама занималась вышивкой, вязала крючком. Привычка к труду была в порядке вещей. Ни праздности, ни пустословия в семье не терпели. Навсегда запомнила Надя слова отца, звучавшие как напутствие: «Человек должен прожить жизнь не зря».
Призвание

Родителям хотелось, чтобы их дочь стала экономистом. И Надежда поступила в техникум соответствующего профиля, окончила его. Однако вакансий даже по распределению не нашлось. Но недаром же говорят: все, что ни делается, к лучшему. Девушка снова пошла учиться. На сей раз тому, что ей было самой особенно по душе – прикладному искусству в художественном училище на родине знаменитого сказочника Павла Бажова в Свердловской области. Научилась резьбе по дереву, интарсии, маркетри, делала маски из дерева, шахматные столики, мебель с инкрустацией, двери, осваивала графику, роспись по дереву, пробовала работать с глиной и другими материалами. А потом – замужество, переезд с мужем к месту его службы, в ЗАТО Озерный. Здесь и началась настоящая творческая жизнь Надежды Скляр. Она работала художником-декоратором, оформляла театр-студию, стала преподавателем художественного отделения школы искусств. Оказалось, вот оно, настоящее призвание! Успехам своих учеников радовалась не меньше, чем собственным. А успехи были весьма значительными: в 2001-м – победа на международном конкурсе, выставка работ учащихся в Международной галерее искусств в Москве, участие во всероссийском конкурсе «Гончары России»… Работы учеников заносятся в каталоги российского прикладного искусства…
В 2004-м Надежду Михайловну пригласили работать в Бологое директором открывающейся детской художественной школы.
И сбываются мечты

В купеческом особняке шел ремонт. Далеко не всем верилось тогда в возможность превращения тесного и неудобного помещения в школу, да к тому же художественную. А вот директор верила! Сама ездила в Тверь выбирать подходящие стройматериалы, продумывала расположение классов и кабинетов, интерьер. Теперь и представить нельзя город без этой школы. И школу – без ее директора. Надеждой Михайловной разработана авторская программа обучения прикладному искусству, концепция вариативно-художественного направления обучения. За инновационную деятельность ДХШ в 2008 году получает грант и тратит деньги на приобретение компьютера и учебного оборудования. Каждый учебный год – полный набор учащихся да еще очередь желающих поступить. Распахивает двери вечернее отделение для взрослых. Судя по выставкам, талантов среди учеников не счесть.

И это не все. Она подготовила проект пристройки к детской художественной школе. На рисунке – двухэтажное здание, в чем-то повторяющее архитектурные особенности старинного особняка и в то же время современное. Предусмотрено все до мелочей, и есть просторный выставочный зал, который так нужен городу. Хочется очень верить, что этот проект оживет!

Бологовская детская художественная школа занесена в Национальный реестр лучших учреждений дополнительного образования. Получено предварительное согласие Международного центра Рерихов на присвоение школе имени знаменитого художника и философа Николая Рериха, неоднократно бывавшего на бологовской земле. И во всем этом тоже значительная заслуга директора школы. У этой хрупкой симпатичной женщины словно крылья за спиной. Ее энтузиазма хватает и на административную работу, и на педагогическую, и, конечно, на творчество.
Нина МОРОЗОВА, «Новая жизнь»
tverlife.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x