Шалва Амонашвили: «Вслед за человеком разумным приходит человек духовный».

Беседа о судьбе одаренных детей в России с руководителем Международного Центра гуманной педагогики, академиком РАО.

– Шалва Александрович, в начале 80-х минувшего века в мире заговорили о появлении детей с особым сознанием, необычайными способностями. Их стали называть детьми Света, детьми индиго. Сверходаренные дети оказались тут же востребованы в Америке, Китае, Японии. На них и сегодня там делают ставку. Почему в нашей стране им не уделяется такого внимания?

– Да, действительно, с каждым годом в наш мир приходит все больше детей с иным уровнем мышления, и нигде это уже не воспринимается, как чудо.Это дети с расширенным сознанием, с духовным зрением на мир, с необычным внутренним знанием. Они владеют языками без их изучения, читают с закрытыми глазами и воспринимают речь без участия слуха, общаются на уровне мыслей и с удивительной скоростью соображают. Они могут рассказать нам, что нас ожидает в ближайшем будущем. Они знают, что происходит в другой части планеты. И это не мистика: ведутся серьезные научные исследования, все факты запротоколированы. Но когда я встречаюсь с такими детьми, во мне просыпается чувство тревоги за их будущее. Дети всегда нуждаются в чутком отношении со стороны взрослых, но наша нынешняя действительность отнюдь не гармонирует с устремлениями нового поколения. Школьное образование крайне стандартизировано и, несмотря на все наши разглагольствования о воспитании личности, и воспитанием-то это не назовешь. Невольно сравниваешь с тем, что было в советское время. Тогда наша страна славилась своим фундаментальным школьным и высшим образованием, внимательным отношением к одаренным людям. А, как известно, качество образования, востребованность талантов во многом определяет будущее страны, ее мощь, роль в мире.

 

– Не случайно в те годы влиятельный американский политик-русофоб Збигнев Бжезинский признавался, что его тревожит не только растущая военная мощь СССР, но и успехи нашей системы образования.

– Так оно и было. За короткое время советская власть, благодаря своей системе фундаментального образования, которая давала человеку широкие знания, получила плеяду выдающихся ученых, деятелей культуры, классных специалистов во многих областях и достигла больших успехов. Недостатком его было только то, что оно находилось под гнетом диктатуры идеологии, которая предписывала исключительно материалистическое восприятие мира. Что живет в нас, к сожалению, и по сей день, и играет негативную роль в восприятии обществом тех же незаурядных детей, неординарные способности и высокая духовность которых не укладываются в материалистические рамки. Мы не принимаем то, что не можем понять. У нас, к сожалению, педагогика не мыслит такими категориями, как любовь, радость, совесть, духовность, вера.

Сегодня перед образованием во всем мире стоит задача – расширить сознание учителя, привить ему понимание детей на духовном уровне. Ни в одном учебнике по педагогике вы этого не найдете. Духовность есть то универсальное качество нашего сознания, что дает возможность заглянуть в мир, который не измеришь никакими приборами. Именно высокая духовность отличает поколение новых детей. И потому возникает проблема взаимопонимания, когда эти удивительные дети, несущие в мир свет, любовь, приходят в класс, где царит педагогический авторитаризм, а такие качества, как благородство души и сердца, в общей массе, обесценены.

Мы многое потеряли, когда, отбросив свой прошлый педагогический опыт, вдруг начали искать и перенимать чужие системы образования. Ныне наше образование строится по калькам Запада. Та же спорная система ЕГЭ теперь уже в ходу и у нас, что вызывает споры среди педагогов, протесты учеников и родителей. Как тут не вспомнить классика педагогики Константина Дмитриевича Ушинского?! Он побывал во многих школах Европы и предупреждал нас, что европейская система образования хороша только для европейцев. Немецкая школа, скажем, создана для народа Германии, с учетом его менталитета. А для россиян, с их менталитетом, она не подходит, им нужна своя – российская школа! Ушинский подчеркивал, что школа – самый лучший, самый ревнивый хранитель культуры, языка и самобытности народа, его национального духа. И если бы мы все школы реорганизовали по образцу немецкой, мы бы потеряли свой народ! Не случайно нашим детям новая реформированная система образования дается с большим трудом. К тому же школьный авторитаризм пока все еще является нормой сложившего образовательного процесса. Особенно губителен он для новых детей.

– Однажды мы уже встретились с необычными детьми. В начале 60-х годов прошлого века мир заговорил о детях акселератах, более развитых физически…

– И не только физически. Среди них были также дети и более одаренные. Когда для них разработали специальные развивающие-обучающие системы преподавания, то получили удивительные результаты – эти дети с легкостью осваивали более сложные понятия, чем их сверстники, демонстрируя способности к абстрактному мышлению. Именно они, эти акселераты-вундеркинды смогли, благодаря своим способностям, в будущем привнести в наш мир компьютеры, мобильники, новые средства скоростного передвижения и все те технические инновации, которые изменили нашу жизнь.

Ныне же мы сталкиваемся с поразительными способностями детей Света. Если верить в этот феномен, который многие называют наступлением новой грядущей шестой расы, то мы свидетели того, как вслед за человеком разумным приходит человек духовный

 

– Я слышала даже, что эти дети утверждают, будто знают – с какой миссией, для чего пришли в наш мир…

– И ученые склонны верить им. Действительно такое ощущение, что каждый такой ребенок приходит в мир, чтобы осуществить конкретную цель, соответствующую его необычным способностям. И эту миссию он в себе сам чувствует. Для чего они и наделены необычными свойствами, многогранными талантами, с некоторыми из которых мы еще не сталкивались на земле. Считать эти способности неким психическим отклонением или же нормой? Вопрос не нов. Им задавались во все времена. А потом отклонения становились нормой. Вполне возможно, что в будущем некоторые из этих способностей, скажем, такие как умение передавать мысли на расстоянии, станет обычной нормой для каждого человека!

 

– Вы часто встречаетесь с детьми индиго, и какое впечатление они оставляют?

– Я действительно давно встречаюсь с такими детьми и всякий раз прихожу от них в восторг. В Сургуте, например, есть очень хорошая экспериментальная школа. Как-то я предложил ее третьеклассникам решить задачку: чему равняется сумма чисел от единицы до ста. Эту задачу король математики Карл Фридрих Гаусс, живший в 1777-1855 годах, будучи младшим школьником, решил мгновенно. То же произошло и в Сургуте. Никто из класса не поднял руки, но в коридоре меня догоняет мальчик. «Я знаю ответ!» – говорит он и шепчет мне его на ухо. Я был поражен. « Как же ты это вычислил?» – спросил у него. «Вы назвали задачку, и я сразу увидел перед собой это число!» Ну, как это можно объяснить? Принимать нам от детей такие дары? Или считать это отклонением от нормы? А может быть, это – будущая норма нашей жизни, такая же, как то, что мы мыслим и общаемся вслух!

– Я думаю, что наши прабабушки и прадедушки, увидев, как мы идем по улице и общаемся с «невидимками» по мобильнику, тоже были бы ошарашены! Для них это – чудо, а для нас – самая обыденная вещь.

– Ну, конечно! И такими чудесами новые дети нас ошарашивают постоянно. В одном доме мы, взрослые, сидя за столом, вспоминали одного из гениальных людей прошлого. Игравший под столом пятилетний карапуз вдруг начал подробно описывать внешность и одежду того человека. Откуда он черпал эти знания? Мало того, он сказал нам, что говорит с этим дядей! Что в таких случаях нам делать? Вести таких детей к психиатру? Или высмеять за выдумки? Ни в коем случае! Надо не мешать малышу видеть и слышать то, что нам, увы, не дано. Сегодня дети Света решают сложнейшие задачи, выдвигают невероятные гипотезы и, в присутствии ученых, убедительно доказывают их научно!

– Известный случай. Стипендиат Благотворительного Фонда Рерихов, 9 летний Андрей Хлопин из Краснодара, сделал на семинаре доклад о множественных вселенных. После чего его отец сказал, что сыну пришлось поменять не одну школу из-за конфликта с педагогами, которые не признавали все его «выдумки», а соученики, глядя на реакцию учителей, лупили «выскочку». Общество и школа явно не готовы к встрече с детьми Света. А они нуждаются в поддержке и защите. Как же им помочь?

– Есть простые аксиомы: доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, духовность воспитывается духовностью, честность воспитывается честностью. Дети Света должны воспитываться Учителями Света. Казалось бы, ныне, когда проводится Год учителя, можно было бы сделать что-то реальное для того, чтобы в наши школы пришла другая педагогика, ориентированная на духовное развитие человека. Оглядываясь на этот год, с грустью вопрошаешь, а что же государство и общество сделали для наших учителей в этом году? Возвысило их престиж? Нет! Освободило их от бумаготворчества? Нет! Дало им больше свободы? Нет! Напротив, их загнали в более узкие рамки. Нет! А надо, чтобы учитель стал главной, уважаемой обществом личностью, способной возглавить процесс воспитания поколения новых детей, которым уготовано участие в невиданном прорыве России в будущее.

Конечно, нужно чтобы в этом было заинтересовано и участвовало государство. Нельзя терять время. Потеря его означает потерять целое поколение одаренных детей. А мы их уже теряем! Никогда еще не было такого количества детских суицидов, как теперь. И никогда не было столько наркоманов, бомжей и такой злостной агрессии взрослых против них.

– Шалва Александрович, вы возглавляете Международный Центр гуманной педагогики. Какую роль он играет в решении проблемы, которую мы обсуждаем?

 

– Наш Центр возник при содействии замечательного человека – искусствоведа, философа, писателя, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она одной из первых в стране пришла на помощь детям Света, создав для них Благотворительный Фонд. Первым делом наш Центр начал с 2002 года проводить ежегодные Международные педагогические чтения, которые способствуют расширению сознания учителей, привносят в него понятие духового гуманизма. Эти творческие уроки помогают учителям, прежде всего, освободиться от привычек авторитарного общения с учениками. При содействии нашего Центра были созданы за минувшие восемь лет не только Всероссийский, но и Латвийский, Литовский, Эстонский, Всеукраинский, а также Хакасский и Дагестанский центры гуманной педагогики, где проживает не мало наших соотечественников. Внутри у нашего учителя до сих пор сидит цензор, и задача Чтений – «выкурить» его оттуда.

 

– А не обидно, что американские, немецкие, японские ваши коллеги более успешно работают с детьми Света, их учителями и родителями?

– С одной стороны, они действительно многое делают. А с другой – там закладываются в систему воспитания такие механизмы, которые помогают получить управляемое общество. У нас задача иная. Мы хотим, чтобы общество взяло проблемы воспитания нового поколения детей в свои руки. При этом, конечно, не без помощи государства.

Мне жаловались учителя, что работать с такими детьми трудно. Они гиперактивны, самовольны, неугомонны и не будут слушать то, что им неинтересно. Но дело в том, что к ним надо идти с новой педагогикой, а мы идем со старой – авторитарной и силовой. Поколение новых детей внутренне очень уверенно в себе, в своих суждениях и поступках. Они ведь уже знают, для чего пришли в этот мир. И эту уверенность традиционные педагоги не могут воспринимать. Отсюда все конфликты и столкновения. Кому менять свои позиции? Детям или нам? Дети не могут изменить свои позиции. Что дальше? Можно сломать их. Но лучше начать с себя, то есть, подняться до уровня нынешнего духовного поколения. Детям Света нужны учителя Света, и они уже есть, мы их видим на наших Чтениях, с каждым годом их становится больше.

 

– А может, для детей Света создать нечто вроде Царскосельского лицея? Вспомним ту плеяду замечательных общественных деятелей, друзей Пушкина, которые так много сделали для России!

 

– Да всем детям надо создать особые условия для развития, насколько это сегодня возможно! Но самое главное, надо заботиться, в первую очередь, не о том, сколько компьютеров будет в школе, а какие педагоги придут в классы. В Царскосельском лицее были такие замечательные учителя, как преподаватель математики, который сказал Пушкину: «У вас по математике кол! Так оставьте математику, садитесь и пишите стихи!» Нам нужны такие же учителя, которые позволят ученику проявлять тот талант, которым он одержим!

Мы убрали из школы воспитательный компонент, оставив только обучающий. К тому же, все больше в жизни школьников занимает компьютер. Но он не заменит чтение книг или поход в музей. Школа остается без культуры, хотя в коридорах некоторых на стенах можно увидеть и картины. Но культура это не картина сама по себе, а то, как ученик воспринимает ее. Учитель реформирует школу, но он же и деформирует ее. Какой учитель – от этого зависит судьба нового поколения детей.

Мне запомнились слова министра образования Латвии. «Нас мало, – сказала она, – и потому каждого ребенка мы рассматриваем, как наше национальное достояние». Именно так надо относиться к детям, независимо от их талантов и сколько их в том или ином государстве.

Словом, понятие духовность должно войти в нашу повседневную жизнь и, прежде всего, в образовательный процесс. Иначе мы потеряем наших новых, удивительных детей. И такая опасность есть, если государственная система подготовки педагогов останется прежней.

 Беседовала Новелла Иванова

Столетие.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x