И вновь о наследии Рерихов.

Газета «Вятский край» (г. Киров), № 239 (4847), С. 3, 30 декабря 2010 г.

И вновь о наследии Рерихов

«ВК» уже не раз рассказывал о Международном центре Рерихов,
о его многолетней борьбе за сохранность культурного наследия
семьи Рерихов

СУДЬБУ КАРТИН РЕШИЛ СУД

Вручение награды Людмиле Шапошниковой

Добрая новость: арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска издательства “Прогресс” к Международному центру Рерихов о возврате 543 картин семьи художников. Но гарантии от дальнейших посягательств на наследие нет. Неслучайно на международной общественно-научной конференции “75 лет Пакту Рериха”, состоявшейся в Международном центре Рерихов (МЦР), была принята специальная резолюция. В ней, в частности, содержится призыв к международным и национальным неправительственным организациям поддержать усилия МЦР и создать постоянно действующий международный комитет с целью сохранения культурного наследия Рерихов во всем мире.

В ЕUROPE NOSTRA

Символично, что с 75летием Пакта Рериха совпало вступление МЦР в федерацию Europa Nostra по сохранению культурного наследия и признание этой авторитетной организацией заслуг первого вице-президента Международного центра Рерихов, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она посвятила жизнь делу сохранения наследия семьи Рерихов и воплотила в реальность мечту о передаче на родину творческих результатов их труда и создании музея в Москве.

В июне этого года Шапошникова была удостоена звания лауреата премии Europa Nostra, а в октябре в Музее имени Н.К. Рериха, на международной конференции, посвященной 75летию Пакта Рериха, состоялось торжественное награждение. Вице-президент Europa Nostra Александр Сайн-Виттгенштейн, специально приехавший в Москву для вручения награды, сказал, что члены возглавляемого им жюри были искренне восхищены многолетней деятельностью Л.В. Шапошниковой и единогласно признали ее лучшей в категории “Самоотверженный труд” среди претендентов из 26 государств.

Великий смысл вложен в небольшую статуэтку, символизирующую общий Дом Европы, на квадратной платформе угадываются очертания православного храма, купола минарета, средневековой башни. “Не знающий прошлого не может думать о будущем, писал Н.К. Рерих. Народ должен знать свою историю, запечатленную в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох. Мы должны с великим попечением изыскивать еще не тронутые варварскою рукою древности и дать им значение, давно заслуженное”.

И речь идет не о конкретном памятнике в каком-то городе или даже стране. Речь идет о нашем континенте, наконец, о нашей планете, уже невосполнимо утратившей огромную часть своего культурного достояния, вместе с которым уходит историческая память. Президент Ассоциации национальных комитетов “Голубого щита” Карл фон Габсбург Лотринген, обращаясь к Л.В. Шапошниковой, отметил: “Вам удалось ухватить отражение рериховского духа, что должно быть сохранено для Настоящего и Будущего”.

ПРИОРИТЕТ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Наш соотечественник художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих отстаивал интересы культуры, призывал “охранять сокровища Культуры, которые, в сущности, принадлежат не одному народу, но Миру”.

По мысли Николая Рериха, через национальное законодательство идеи защиты культуры от войн, вандализма, а также от “тихих погромов”, пренебрежения, игнорирования, экономического унижения должны проникать во все поры государства и институтов гражданского общества. Этот процесс должен будет необратимо повернуть государство и общество в сторону прогресса и мира.

В 1935 году появился первый в истории договор об охране культурного наследия, названный в честь своего создателя Пактом Рериха, который стал основополагающим в международном правовом поле.

В то время Пакт Рериха не подписали ни Европа, ни Советский Союз. Лишь после Второй мировой войны, принесшей огромные разрушения, европейское сообщество вернулось к этой теме. В основе принятой большинством стран мира в 1954 году Гаагской конвенции лежат принципы Пакта Рериха, главный из которых приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. История подтвердила, что ни Гаагская конвенция, ни два последующих протокола к ней не обеспечивают надежную защиту объектов культурного наследия. В век высоких технологий они оказываются особо уязвимыми, и это вызывает озабоченность и тревогу у международной культурной общественности. Поэтому на международной конференции “75 лет Пакту Рериха” тема защиты культурного наследия была главной.

На заметку

Картины Н.К. Рериха в Кирове

В Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых на постоянной экспозиции находятся две картины выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха:

– “Заморские гости» (эскиз), 1902 г.;

– “Рейнский этюд. Ландскрон”, 1912 г.

Выставки в Кирове

Передвижные выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов из фондов Международного центра Рерихов приезжали в Киров в 2000, 2002 и 2004 гг. В год 100-летнего юбилея со дня рождения С.Н. Рериха в 2004 г. выставку в Кирове открыл губернатор области и выступил с приветственным словом.

(По материалам “Новой газеты” и Вятского культурного центра Рерихов).

P.S. Подробности на сайте: www.icr.su

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x