Международная Премия имени Е.И. Рерих.

Интервью с дипломантом. Названо имя лауреата Международной Премии имени Е.И.Рерих за 2010 год в новой номинации «За вклад в защиту наследия Рерихов». Им стал автор книги «Гибнущее наследие» Дмитрий Ревякин.

Первое интервью с дипломантом

Д.Ю.Ревякин, лауреат Международной Премии имени Е.И.Рерих за 2010

Ревякин Дмитрий Юрьевич — референт-хранитель отдела передвижных выставок Центра-Музея им. Н. К. Рериха

Книга — это еще один шаг на пути к справедливости

− Как давно вы работаете в МЦР?

− Уже семь лет, с 2003 года.

− Это был случайный выбор?

− Нет, это было осознанное стремление работать с теми, чья философия близка мне и моей жене Екатерине. Мы пришли работать в музей Рериха из рериховской организации Ростова-на-Дону.

− Как Вы познакомились с Людмилой Васильевной Шапошниковой?

− Мы приезжали из Ростова на ежегодные международные конференции, которые проводит Международный Центр Рерихов. Слушали выступления Л.В.Шапошниковой и восхищались широтой ее кругозора как ученого и философа. Это было преддверием знакомства. А непосредственно общение с Людмилой Васильевной произошло, когда мы стали работать в Музее.

− Кто Вы по образованию?

− По первому образованию я инженер систем связи. Но с юности меня интересовало все, что связано с культурой, с именами Рерихов. Позже мне посчастливилось учиться в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Есть такая специальность — музееведение. Так я стал дипломированным специалистом в этой области. Кстати говоря, это осуществилось благодаря помощи МЦР и лично Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она поощряет сотрудников, которые хотят повышать свой профессиональный уровень.

− Это Ваша первая книга?

− Да, это моя первая монография. До этого писал статьи научного и просветительского плана в основном связанные с выставками Н.К.Рериха. Более серьезные публикации были позже в журнале «Культура и время». С удовольствием работал над статьей о Соколовском – очень интересном ученом, который создал первый каталог, включив туда все культурное наследие Рерихов. Этот каталог до сих пор не потерял своей актуальности и интересен для исследователей.

− Наследие Рерихов многопланово. Почему Вы выбрали именно эту тему?

− Сама судьба, если так можно сказать, подтолкнула меня к этой теме.

В 2007 году я был в командировке в Санкт-Петербурге, у нас там заканчивалась передвижная выставка в музее Державина. В это же время в Санкт-Петербург приехала Людмила Васильевна. Она попросила меня вместе с картинами увезти книги, которые она купила в Петербурге. В тот день и состоялся разговор. С горечью Людмила Васильевна говорила мне о том, что начали распродаваться картины Рериха, что предметы уникальной коллекции из квартиры Ю.Н.Рериха вывозятся за рубеж. И заболело сердце, и захотелось что-то сделать, как-то остановить этот беспредел. Людмила Васильевна попросила меня написать статью на эту тему. Я написал и с двенадцатью страницами текста пришел к ней. Просмотрев первый вариант, Людмила Васильевна сказала, что над этим нужно много работать, серьезно исследовать архивные источники и документы, различные публикации и т.д. Собственно, этим я и занимался последние годы.

Интересно, что когда шла работа над книгой, поступало много информации о распродаже наследия Рерихов, о продаже картин, появлялись все новые и новые данные.

Тогда и возникла идея создать хотя бы художественный каталог. Поскольку отдел передвижных выставок в первую очередь занимается живописным наследием Н.К. Рериха, то это направление мне близко. Когда появилась возможность сделать все-таки действительно научный каталог этой коллекции, я понял, что надо построить книгу так, чтобы она была интересна и простому читателю, и специалисту.

− Сколько лет Вы работали над книгой?

− Около трех лет. Помимо непосредственной работы в качестве референта-хранителя отдела передвижных выставок и участием в работе над вторым томом Каталог, который недавно вышел в свет.

− Кто помогал в работе над книгой?

− Самые разные люди. Руководство МЦР оказывало мне помощь постоянно – Л.В. Шапошникова поддерживала советами, снабжала материалами, А.В.Стеценко помогал в сборе необходимой информации. Откликались люди из самых разных уголков России – с Урала, с Алтая, москвичи помогали. И, конечно же, книга не вышла бы, если бы не помощь публикаторского отдела, сотрудников отдела рукописей. В общем, многие и многие люди внесли свою лепту в это издание. Огромное всем спасибо.

− Как видится продолжение (или завершение) истории с квартирой на Ленинском, что может предпринять культурная общественность?

− Очень сложный вопрос. Конечно, нельзя ни в коем случае предавать эту тему забвению. В нашем государстве чиновники не любят, когда общественность постоянно выступает в защиту тех или иных культурных ценностей и, в общем-то, их критикует. Нужно говорить об этом.

Книга – это шаг на пути к справедливости. Мы пишем и говорим об этой проблеме профессионально, как и должно быть. То есть, нужно привлекать к этой проблеме общественность, государственные органы и всеми силами защищать это наследие. А что касается непосредственно квартиры Ю.Н.Рериха, то мы продолжаем добиваться решения государством этой проблемы. Можно и нужно предпринять совсем незначительные усилия, чтобы спасти эту коллекцию и создать мемориальный Музей.

− Ваши планы на будущее?

− Планов много. Писать, в первую очередь о тех проблемах, которые связаны с сохранением наследия Рерихов. Эти проблемы, связаны с разными интересными исследованиями, которых хватит, я думаю, на целую жизнь.

− Как думаете распорядиться премией?

− Пока не думал. Некогда. Много работы. Готовим новую выставку картин Н.К. Рериха из фонда МЦР в Красноярске. Сейчас думаем об этом, а с премией – будем думать, когда приедем.

− В чем значимость Вашей работы в целом и книги в частности?

− В первую очередь, мы служим Культуре, людям, культуре большой страны, которая именно сейчас нуждается в этом служении. Наша работа очень интересная. Она направлена в будущее, поэтому, я думаю, всем, кто здесь работает, это приносит большую радость. А это самое главное в нашей жизни – чтобы работа приносила радость. Радость новых творческих достижений, радость служения Красоте, людям и, самое главное, Культуре и, можно сказать, Рерихам, их замечательному наследию, их заветам.

Любая исследовательская работа очень интересна, несмотря на все трудности, проблемы, которые всегда возникают у исследователя, особенно, когда он берется за серьезную, сложную, запутанную тему.

Международный Центр Рерихов

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x