Диана Галлямова. Значение движения по защите культуры многократно возрастает.

Научно-практическая конференция «Пакт Рериха и актуальность защиты культурного наследия», посвященная 75-летию первого международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников
(г. Казань, 12 марта 2011 г.)
12 марта в Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Пакт Рериха и актуальность защиты культурного наследия», посвященная 75-летию первого международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Организаторами конференции выступили: Министерство культуры Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Казанское культурно-просветительское общество «Грани», при участии Международного Центра Рерихов. Конференция работала на территории Казанского Кремля, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», где в настоящее время проходит выставка картин Николая и Святослава Рерихов «Весть Красоты». 12 марта собрались ученые, государственные деятели, преподаватели ВУЗов, сотрудники музеев, библиотек, аспиранты и студенты Казани.

«Такие мероприятия имеют мировое значение. Идеи семьи Рерихов – поистине, то, что может спасти нас сегодня», – этими словами открыл работу конференции депутат Государственного Совета Республики Татарстан, вице-президент Академии наук республики Н. Валеев. Его поддержал проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств Р.Валеев, отметивший, что современное отношение общества к историческим и художественным ценностям во многом перекликается со средневековым временем, когда многие объекты культурного наследия просто не воспринимались как памятники и бездумно разрушались.

Такое вступление сразу подчеркнуло острую злободневность и актуальность темы конференции. А сама идея ее проведения возникла у сотрудников Казанского культурно-просветительского общества «Грани» после участия в конференции, прошедшей в Международном Центре Рерихов (МЦР) в октябре прошлого года. В приветственном слове президента МЦР А.В. Постникова и генерального директора музея имени Н.К.Рериха (г. Москва) Л.В.Шапошниковой говорилось, что Пакт Рериха соединил в себе исторический и метаисторический процессы и служит сегодня противовесом невежеству, которое поставило под угрозу само существование человечества.

Б.Зайцев, председатель общества «Грани», зачитал приветствия от Международной Лиги защиты культуры и Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Сопредседатели Санкт-Петербургского отделения Международной Лиги защиты культуры Г.Н. Фурсей и М.Н.Чирятьев отметили символический факт: конференция открылась в день рождения великого мыслителя-космиста В.И.Вернадского, современника Н.К.Рериха. Пакт Рериха явился вехой нового космического мышления. В приветствии Международного Совета подчеркивалось важное историческое значение Пакта Рериха: именно он стал основанием для международного законодательства в области сохранения культуры.

В пленарной части конференции прозвучал видеодоклад генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой «Метаисторический смысл Пакта Рериха».

Далее работа конференции продолжилась по тематическим разделам. Первая часть была посвящена эволюционному значению Пакта Рериха. Старший научный сотрудник МЦР И.Дьяченко в своем докладе «Эволюционные возможности Пакта Рериха» раскрыла программу действий, которую заложил Н.К.Рерих в Пакте для его претворения в жизнь. Она включает в себя воспитание человека как создателя культурных ценностей, необходимость реставрации и консервации объектов культурного наследия, провозглашение «городов-музеев», всестороннее изучение природного наследия, заботу о поддержании в исконном виде исторических пейзажей, развитие космического мышления и стремление к достижению мира через культуру.

Экскурс в историю движения по охране культурного наследия сделал проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств Р.Валеев. Она начинается еще со времен Античности, с первых выступлений на эту тему древних философов. Первые законодательные акты в этой области были приняты в XV веке в Италии. И сегодня Италия по праву гордится масштабом сохраненного наследия.

Культуре как основе существования человечества был посвящен второй блок докладов. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан, вице-президент Академии наук республики Н.Валеев напомнил, что одним из духовных заветов Николая Рериха было отношение к памятникам культуры как достоянию всех народов. В свете этого кажутся немыслимыми те разрушения, которые причиняются в ходе вооруженных конфликтов в современном мире.

Профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета К, Хайруллин в своем докладе «Шедевры искусства и памятники культуры как оплот сохранения духовности» отметил, что нужно использовать весь потенциал культуры для противостояния засилию массовой культуры, нужно вносить принципы этики во все сферы жизни общества. Принцип «благоговения перед жизнью», сформулированный философом А. Швейцером, равносилен благоговению перед культурой.

Доцент Казанского государственного энергетического университета Л.Осипова посвятила свой доклад важной роли общественных организаций в деле защиты культуры. Ярким примером этому служит Международный Центр Рерихов, Музей имени Н.К.Рериха, который не только сохраняет и изучает наследие великой семьи, но и ведет разностороннюю просветительскую и гуманитарную работу, создавая вокруг себя живое поле культуры. Международный Центр Рерихов дает импульс другим общественным организациям. Так, Казанское культурно-просветительское общество «Грани» вот уже более пяти лет популяризирует наследие Рерихов в Казани и на основании этого привлекает общественность к обсуждению актуальных проблем, связанных с развитием, сохранением и защитой культуры.

Определение культуры, данное Н.К.Рерихом, наиболее полно передает ее смысл и содержание. Об этом рассказала студентка Казанского федерального университета Д. Галлямова. Признание этого определения как истинного на государственном уровне позволит отвести культуре центральное место в реформах и преобразованиях, которые переживает Россия. Культура как силовое поле, пространство по производству смыслов, ценностей, установок является важнейшим фактором любой модернизации.

Проблеме сохранения облика исторических городов была посвящена третья часть конференции. Группа исследователей представила свои материалы, посвященные изучению объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Казани и Татарстана, таких как остров-град Свияжск, монастырские некрополи, памятники народного зодчества.

Творческое наследие деятелей культуры стало еще одним направлением работы конференции. Директор музея Казанского Большого драматического театра им. Качалова Ю. Благов рассказал об удивительной находке, которую он сделал недавно. В архиве одного театрального художника Юрий Алексеевич обнаружил рисунок, на котором узнал подпись Николая Рериха. Это эскиз с изображением уголка Псково-Печорского монастыря, повторяющий композицию несохранившейся картины «Дом Божий».

О коллекции работ Николая Рериха, которые хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, рассказала научный сотрудник музея Г. Рамазанова. Это графический лист, обложка для журнала «Весы» с композицией «Царь» и две живописные работы: эскиз к картине «Варяжское море», также имеющей уточняющее название «Выступление в поход», и картина «Мехески – лунный народ».

Николай Константинович Рерих находился в дружеских взаимоотношениях с Александром Фердинандовичем Мантелем, художником, издателем, преподавателем изобразительного искусства, который часть жизни работал в Казани. Он являлся пламенным сторонником идей Рериха. Об этом рассказала заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан О.Улемнова. Мантель выпускал высококачественные по содержанию и уровню полиграфии альманахи об отдельных русских художниках. В одном из них, посвященном Дмитрию Митрохину, предисловие принадлежало авторству Николая Рериха. Он писал: «Точно маленькие вехи должны разлетаться книги графики…» Именно Мантель приобрел в свою коллекцию вышеописанные работы «Царь» и «Варяжское море». Это случилось в 1911 году на выставке, в рамках которой картины и прибыли в Казань. Таким образом, в этом году исполняется 100-летний юбилей пребывания первой картины Николая Рериха в Казани.

Диана Галлямова

Сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x