Е.С. Кулакова. Форум Культуры на земле Богов (Часть 2).

 

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете

«Свет Утренней Звезды» № 5(78) от 30 декабря 2010 года

 

Форум Культуры на земле Богов

 

Окончание. Начало в № 5 (78)

 

Путь к Гималаям. Курукшетра

 

Канченджанга
Канченджанга

24 октября рано утром участники форума выехали из Дели. За день предстояло преодолеть сотни километров и к вечеру добраться до Гималайской долины Кулу. В окно автобуса можно было наблюдать картины, сменяющие одна другую. Поля с посадками культурных растений перемежались со скромными жилыми застройками индийцев, которых отличает чувство собственного достоинства и уважение к земле. Эта земля для них святая, ведь по ней когда-то ходили Боги и Герои. Особенно остро ощущается святость места в городе Курукшетра, где остановился автобус и мы могли пройти по древней земле и почувствовать ее благие токи. Здесь более 5000 лет назад была великая битва, о которой говорится в «Махабхарате». Равнина вокруг города описывается в древней санскритской литературе как «Брахмаварта» (земля Брахмы). А в первом стихе «Бхагавад-Гиты» Курукшетра называется «дхарма-кшетрой» — «полем дхармы».

Каждый метр земли Курукшетры связан с тем или иным сюжетом эпоса. В храме Станешвара Пандавы просили Шиву о победе в битве на Курукшетре и получили его благословение. Под баньяновым деревом в месте Джьотисар состоялся диалог Бога и человека — Кришны и Арджуны. Теперь каждый год там проходит праздник явления сокровенного знания «Бхагавад-Гиты». Рядом с озером Бан Ганга пронзенный стрелами умирающий воин Бхишма передавал братьям Пандавам знание о дхарме. Во рве Карнавадхе застряла колесница Карны, перед тем как его убил младший брат Арджуна. В озеро, расположенное в Парасаре, спрятался Дурьодхана, сбежав с поля битвы.

В Курукшетре мы посетили Панораму, в которой воссозданы события великой битвы, Научный музей, музей Кришны и Джьотисар. Рассматривая величественную круговую Панораму битвы на поле Куру, зритель попадает в атмосферу далекого прошлого и становится соучастником исторических событий. Ржание и топот лошадей, несущих колесницы с военноначальниками, возгласы вооруженных воинов, сражающихся в поединке с врагом, призывные звуки священных раковин, которые использовали в качестве боевых труб, воссоздают реальные картины индийского эпоса. Князь Арджуна, принадлежащий к касте Кшатрия (воинов) и потому обязанный сражаться, сидит в колеснице в смятении. Он должен биться с вражеским войском, где многие ратники – его дальние и ближние родственники. Арджуна не хочет участвовать в братоубийстве и готов скорее умереть сам, чем поднять руку на ближнего.

– Что делать, Кришна, помоги, объясни! – в отчаянии обращается он к своему вознице, другу-Богу. И Кришна призывает его к исполнению своего долга дхармы Кшатрия. Он говорит, что человек не может быть убитым, как и убить другого, потому что человек не есть тело. Сразить можно тело, но душа бессмертна. И души тех, кто честно выполняет свой воинский долг, кто мужественно сражается за справедливое дело, не пятнаются кровью сраженных, но идут в Девачан (рай). И наоборот, те, кто уклоняется от выполнения долга, кто проявляет малодушие и трусость или воюет с неправедными целями, души тех отправляются в адские области. Поэтому «для Кшатрия нет ничего более желанного, чем праведная война», – утверждает Кришна в «Бхагавад-Гите». И «счастливы те Кшатрии, которым выпадает надолго такое сражение, подобно нежданно отверзтым вратам в Небеса» [1].

Кульминационной точкой метаисторического пространства Курукшетры является место Джьотисар. Здесь, под старым баньяном, и состоялся диалог Бога и человека, который запечатлен в «Бхагавад-Гите». Здесь Кришна говорил Арджуне об идее долга и раскрыл ему значение духовного подвига. Колесница Арджуны и ветви баньянового дерева густо украшены бордовыми нитями, привязанными паломниками с мыслью об исполнении желания. Рядом находится священное озеро, к которому во время религиозных праздников стекается множество людей. Во время лунных затмений их число достигает миллиона, так как по представлению индусов в это время здесь собираются воды всех священных озер Индии.

После посещения Курукшетры мы продолжили свой путь к Гималайской долине Кулу, перечитывая в автобусе вслух главы из «Бхагавад-Гиды» и обсуждая их.

 

Кулу – магнит культуры Будущего

 

Вид на долину Кулу с усадьбы Рерихов
Вид на долину Кулу с усадьбы Рерихов

Долина Кулу – Серебряная долина, или долина 360 богов, встретила нас освежающей прохладой. Покрытые снегом вершины окружают ее плотной стеной, что создает близкий к средней полосе России микроклимат. Долина раскинулась вдоль реки Беас на пятьдесят километров. «Храмы, скульптуры и места, связанные с богослужением, – наиболее значительное раннее художественное наследие и свидетельство, которое мы имеем в Кулу, – писал С.Н. Рерих в статье «Храмы и святыни». – Религия вплоть до недавнего времени играла значительную роль в жизни людей. Она была неотъемлемой частью общества, соединительным звеном и являлась живой богатой смесью индуизма с древними местными верованиями в природных духов, в малых божеств, наполнявших жизнь людей самым реальным образом»[2].

Древние религиозные верования сохраняются здесь до сих пор. В этом участники форума смогли убедиться, посетив Манали – курортную столицу долины. Изначально название Манали происходит от Ману-алайя, или жилище отшельника Ману. Существует предание, согласно которому бог-хранитель Вишну во время всемирного потопа, обратившись в золотую рыбку Матсью, спас лишь отшельника Ману. Отшельник вышел из своего ковчега именно в долине Кулу, где и поселился. Он сохранил для будущих поколений святые книги Вед и стал прародителем всего последующего человечества. В память об этом событии на месте, куда приплыл ковчег, люди построили город с названием Манали и храм Ману. У входа в храм до сих пор стоят древние каменные изваяния животных, которые, по преданию, вместе с Ману спаслись от потопа.

Выступление индийских детей в Кулу
Выступление индийских детей в Кулу

Герои «Махабхараты», братья Пандавы, также были в этих местах. Свидетельство тому – храм XVI века богини Хадимбы, расположенный в кедровом лесу недалеко от центра города. Хадимба, сестра ракшаса, стала женой силача Бхимы, одного из героев «Махабхараты». Как указано на официальной каменной доске, богиня помогает от стихийных бедствий и нищеты, считается покровительницей дождя. Храм Хадимбы, построенный из дерева по типу пагоды, богато украшен резьбой с изображением богов и богинь, скифских оленей и птиц, и относится к числу наиболее языческих. Здесь до сих пор приносят в жертву коз.

В Манали участники форума осмотрели также буддийский храм Нингампа Гомпа с огромной статуей Будды.

В Наггаре – столице долины Кулу с начала XVI до середины XVII века, где расположено имение Рерихов, также имеется ряд древних достопримечательностей. Среди них пагода Трипури Сундари, посвященная супруге Шивы и покровительнице долины, храм Шивы и Парвати XI XIII вв., храм Вишну XVII века, замок раджей – уникальный памятник гималайской архитектуры, построенный князем Сидх Сингхом в начале XVI века.

Боги для современных индийцев, как и для их предков, – это реальность, с которой они соприкасаются каждый день. Мы были свидетелями, как каждое утро жрец совершал религиозный обряд возле одного из храмов. При этом ему не требовалось присутствие людей. Свои действия он совершал лишь для того, чтобы сохранить нить связи с миром богов.

Возле храма Кришны, играющего на флейте (XV в.), мы видели огромную деревянную колесницу, на которой в особые религиозные праздники возят изображения богов. Считается, что боги проявляют себя, свою энергию через изображения и особенно через маски. Ежегодно в августе к дому Рерихов в Наггаре приходит процессия людей с носилками, на которых из древнего храма несут маску Гуго Чохана – покровителя долины Кулу с XV века. Таким образом Гуго Чохан посещает свою сестру Раджмату и других божественных родственников, скульптурные изображения которых находятся возле дома Рерихов. Здесь Гуго Чохан через жреца делится своим видением будущего, предсказывая его на год вперед.

В деревне Румсу, расположенной в полутора часах ходьбы от Наггара, особенно остро ощущаешь взаимопроникновение мира людей, духов природы и мира богов. Эту атмосферу хранят старинные деревянные постройки с уникальной резьбой, домик святого человека, жившего в этих местах, и сами люди, жизнь которых протекает перед ликом богов, обитающих на вершинах гор.

Прочувствовав духовную атмосферу этих мест, глубже начинаешь понимать особенности метапространства жизни семьи Рерихов в гималайской долине Кулу. Понимаешь, что не случайно в этом живописном горном районе, где в самой природе разлиты тонкие энергии, Рерихи закладывали основу для будущего города Знания. Здесь они построили Институт Гималайских исследований «Урусвати», развитие которого позволит возродить научные исследования на основах Учения «Живой Этики». Здесь, в своей усадьбе, они трудились для будущего.

Сейчас в двух зданиях Института «Урусвати» располагаются музей народного искусства Гималаев, колледж искусств имени Е.И. Рерих, экспозиции, посвященные истории «Урусвати» и деятельности Ю.Н. Рериха на посту директора Института.

На территории усадьбы Рерихов много посетителей. Их число доходит до 700 в день. Художественная галерея, в которой экспонируются картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, и летняя мастерская С.Н. Рериха всегда открыты для осмотра. А жилые комнаты владельцев усадьбы можно осмотреть только через окна, пройдя по открытой галерее второго этажа. С территории усадьбы открывается очень красивый вид на долину Кулу и горную гряду Гималаев. А с открытой площадки – места кремации Н.К. Рериха, где установлен камень, хорошо видна священная гора Гепанг, напоминающая по очертаниям букву “М”. Ее неоднократно писали на своих картинах Николай Константинович и Святослав Николаевич. Здесь, на площадке у камня, вспомнились вдохновенные слова Н.К. Рериха: «О Бхарат, прекрасный, позволь мне послать мой искренний восторг всему величественному и вдохновенному, что заполняет Твои древние города и храмы, Твои луга, Твои просторы, Твои священные реки и Гималаи»[3].

Кулу – магнит культуры Будущего, утверждали Рерихи. И это Будущее связано с новым поколением, с детьми. Они тоже приняли участие в форуме, предоставив свои видеовыступления для педагогической гостиной «Дети мира о мире», состоявшейся в небольшом конференц-зале при усадьбе Рерихов. Дети из Перми, Тулы, Бишкека, Новокузнецка, Саратова делились своими мыслями о будущем, о культуре России и Индии. В их исполнении звучали стихи и музыка собственного сочинения, демонстрировались театрализованные композиции. Выставка детских рисунков экспонировалась в здании Института «Урусвати». В работе педагогической гостиной принял участие организатор культурных программ в усадьбе Рерихов Шеру Баба. Его дед и отец общались с Рерихами, и он с детских лет, которые провел в Лахуле, знал об этих великих людях. «Я рад, что вы здесь и что вы поддерживаете свет Культуры, – сказал Шеру Баба. – Когда мы просто об этом говорим, мы уже взаимодействуем на поле Культуры. Для меня Культура – это то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Культура – это братство. В пространстве Культуры мы изменяемся сами. В нем мы можем подниматься, как по ступеням, вверх. Рерих говорил, что Культура – это Красота. И мы ответственны за то, чтобы жить в Красоте».

Продолжением педагогической гостиной стало выступление индийских детей колледжа искусств имени Е.И. Рерих. На концертной площадке под открытым небом они выступили перед гостями с концертом, вдохновенно исполнив песни разных народов мира вместе с исполнительным директором усадьбы Рерихов Аленой Адамковой.

Пребывание участников форума в долине Кулу завершилось торжественной церемонией у камня – места кремации Н.К. Рериха. Под звездным небом в ночной тишине каждый зажег свою свечу как символ того, что огонь служения Культуре, возжженный Николаем Константиновичем, горит и сегодня в сердцах человеческих. Из горящих свечей был выложен знак Триединства со Знамени Мира, которое в будущем будет поднято над всей планетой.

 

Шимла. Поиск путей сотрудничества

 

Встреча с индийскими учеными в Шимле
Встреча с индийскими учеными в Шимле

Дальше путь участников форума лежал в город Шимлу – административный центр штата Химачал-Прадеш. По пути мы посетили Ревалсар – одно из наиболее почитаемых буддийских мест, связанных с именем Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, жившего в VIII веке. Город, расположенный на высоте 1360 метров над уровнем моря, знаменит священным озером, в котором обитает несметное количество священных карпов, охраняющих его. Появление озера связывают с историей из жизни Падмасамбхавы. По ложному обвинению в растлении ума молодой принцессы царства Захор Мандаравы он был посажен местным правителем в темницу и приговорен к высшей мере наказания – сожжению на костре. В доказательство своей невиновности Падмасамбхава во время казни обратил огонь в воду, из которой образовалось озеро. Сам Учитель проявился в центре его, восседающий на лотосе. После этого царь Захора признал в Падмасамбхаве выдающегося Мастера, стал его учеником и благословил на ученичество свою дочь.

Священное озеро является местом поклонения буддистов, индуистов и сикхов. Вокруг святыни паломники совершают ритуальный обход – кору, и поднимаются к горной пещере, где молился великий Гуру перед путешествием в Тибет.

Участники форума осмотрели озеро, поднялись к огромной скульптуре Падмасамбхавы, возвышающейся над городом, и посетили пещеру святого. Дорога к пещере узкой лентой поднималась все выше в гору вдоль семи священных озер. Само место, где молился святой, очень красиво. Цепь Гималайских гор с одной стороны и чистейшее горное озеро с другой обрамляют его. Подступы к пещере украшены множеством молитвенных флажков и выбитыми на камнях мантрами. В пещере Падмасамбхавы совершенно особая атмосфера. Сюда не проникают звуки внешнего мира. В полном молчании мы слушали тишину беспредельности и созерцали величественное скульптурное изображение святого в состоянии просветления. Казалось, что время остановилось и духовное состояние Учителя частично передалось нам.

К вечеру мы добрались до Шимлы – самого крупного горноклиматического курорта Индии. Город расположен на высоте 2000 метров над уровнем моря на семи холмах, покрытых, как ковром, хвойными деревьями. В колониальные времена Шимла была летней столицей Британской Индии. Правительство переезжало сюда из раскаленного Дели на все лето.

Этот город упоминается в книге «Община» Учения «Живой Этики». Из «Писем Махатм» следует, что Учителя направляли отсюда письма членам Теософского общества, основанного Е.П. Блаватской.

Здесь участники форума посетили музей резиденции военной службы, комплекс индуистских храмов, государственный музей штата Химачал Прадеш. В музее штата экспонируется храмовая скульптура, маски богов из Кулу и Сарахана, старинные миниатюры в стиле пахари, прославившиеся утонченным изображением сцен романтической любви, сюжеты которых почерпнуты из эпических поэм Индии.

В Шимле действует научный центр, в котором состоялся круглый стол участников форума с учеными Института комплексных гималайских исследований. С индийской стороны в работе круглого стола приняли участие Президент Института профессор Сунил Кумар Гупта, директор Института профессор С.П. Бансал, директор отделения языка, искусства и культуры Прем Шарма и ряд научных сотрудников.

Индийские ученые рассказали о работе Института комплексных гималайских исследований. Здесь занимаются изучением особенностей окружающей среды и природы Гималаев, традиционной культуры и системы поддержки здоровья, исследуют социально-культурные и языковые аспекты этого региона, работают над вопросом сохранения лесных ресурсов штата Химачал-Прадеш.

Советник РАЕН М.Н. Чирятьев (г. Санкт-Петербург) выступил перед учеными с сообщением о работе Института «Урусвати», созданного Рерихами в долине Кулу, в котором им удалось осуществить синтез методов европейской науки и восточной мысли.

Профессор О.А. Уроженко (г. Екатеринбург) в своем выступлении отметила, что цель данного форума состоит в том, чтобы наладить мосты сотрудничества между научной и культурной общественностью Индии и России на основе концепции Культуры Н.К. Рериха. Эта концепция нашла отражение в Пакте Рериха, который включает охранение древних религий, культурных традиций, научных знаний, природных ландшафтов. Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира – Знамя Культуры духа, под которым объединятся все народы Земли.

Перед участниками круглого стола также выступили профессор А.В. Иванов и М.Ю. Шишин (г. Барнаул), доктор исторических наук В.Н. Тугужекова (г. Абакан). Они поделились мыслями о возможном сотрудничестве ученых Алтая и Хакасии с Институтом комплексных гималайских исследований в Шимле.

Итогом встречи стал договор о сотрудничестве между штатом Химачал Прадеш и Алтайским краем с целью сохранения уникальной экологической среды и природы Алтая и индийских Гималаев.

 

Его Страна. Калимпонг – Дарджилинг

 

В городе Калимпонге в Восточных Гималаях участники форума остановились на территории усадьбы дома «Крукети», где провела последние семь лет своей жизни Елена Ивановна Рерих. Дом «Крукети» был построен по европейскому типу в 1930-е годы Норманом Оддлингом, зятем «архитектора Калимпонга», доктора Джона Андерсона Грэхема. Грэхем умер в «Крукети» в 1942 году, а Е.И. Рерих переехала сюда вместе со старшим сыном Ю.Н. Рерихом в 1949 году, взяв дом в аренду. После ее ухода дом перешел к его владельцам. В 2002 году он был выставлен на продажу. Его выкупили представители итальянской общины «Живой Этики», чтобы дать новую жизнь дому, возвратить в его стены вибрации слов книг Учения «Живой Этики», ценности Братства и Красоты. Работа по реставрации «Крукети» шла три года. И 5 декабря 2005 года в присутствии официальных лиц Индии, России и Италии состоялось торжественное открытие дома-музея.

В «Крукети» нет мемориальных вещей. Сохранился только камин на первом этаже и каменная скамейка в саду, на которой любила сидеть Елена Ивановна. Однако итальянским друзьям удалось в обстановке дома сохранить простоту, гармоничность и торжественность – качества, столь свойственные Елене Ивановне. У посетителей дома остается неизгладимое чувство ее духовного присутствия здесь.

Все лучшие утонченные качества итальянской культуры, проявившейся в синтезе с индийской культурой, мы увидели в «Крукети». Синтез стилей нашел свое отражение и в убранстве дома, и в великолепных сочетаниях цветущих растений в саду, и в оформлении мест проживания гостей.

Канченджанга на рассвете
Канченджанга на рассвете

Во время экскурсии по дому член итальянской общины Ференца показала нам на первом этаже комнату с камином, где Рерихи встречали гостей, и рабочий кабинет Ю.Н. Рериха. На втором этаже располагаются комната Елены Ивановны и спальня Юрия Николаевича. В комнате Елены Ивановны по утрам всегда открывают окно с видом на величественную Канченджангу, что усиливает ощущение жизни в доме. Обстановка здесь очень проста. Небольшой круглый столик, плетеный из лозы, в центре которого стоит очень красивое скульптурное изображение Белой Тары. Вокруг стола четыре стула, выполненные из того же материала. На одном из них лежит том «Писем» Е.И. Рерих и «Криптограммы Востока», а на спинку бережно положен белый шарф-хатык – знак присутствия хозяйки дома. В треугольной нише мы увидели черно-белое изображение Учителя, духовное общение с которым Елена Ивановна сумела пронести через всю свою жизнь. Кристаллы горного хрусталя, полка с книгами Учения «Живой Этики» дополняют обстановку. В комнатах Юрия Николаевича все также очень гармонично и просто. Композиции из живых цветов, выполненные с любовью и хорошим вкусом, вносят свою неповторимую ноту в убранство дома.

Вибрации слов текстов «Живой Этики» в «Крукети» звучат по-особому. Мы смогли это прочувствовать, когда вечером в гостиной, у зажженного в камине огня, вместе с итальянскими друзьями читали параграфы из книги «Мир Огненный» и обсуждали их.

Мы побывали на месте кремации Елены Ивановны Рерих, где пространство напитано необыкновенной гармонией и торжественностью. Здесь, среди небольшого садика, благоухающего цветами, рядом с буддийским монастырем возвышается белоснежная ступа. Являясь воплощением величия и покоя, она наполняет пространство вибрациями света и чистоты. Великолепная панорама Канченджанги, открывающаяся в этом месте, дополняет и усиливает высокие ощущения. По преданию где-то здесь находится один из тайных входов в Шамбалу. «Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира, – писал о Канченджанге Н.К. Рерих. – Какие это сокровища? – Золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”. Конечно, вы понимаете, что Некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей».

Глядя на одну из самых высоких вершин мира, вспоминаешь картины Николая Константиновича Рериха из серии «Его Страна», где изображена Канченджанга. Одна из картин – «Ведущая», посвящена Елене Ивановне Рерих. Запечатленные на полотне великого художника нежно-розовые всполохи от лучей восходящего Солнца на заснеженных отрогах Канченджанги нам удалось увидеть в реальности, наблюдая рассвет и у ступы, и у дома «Крукети». Незабываемые ощущения очищающих вибраций света и игры цветовых сочетаний золотого, розового и белоснежного останутся навсегда в наших сердцах.

Город Дарджилинг, где останавливались Рерихи и где в одном из храмов состоялась их Встреча с Учителем перед началом Центрально-Азиатской экспедиции, мы посетили в один из дней нашего пребывания в Восточных Гималаях. По пути в город из окон джипа наблюдали большие плантации знаменитого дарджилингского чая на фоне сверкающей на Солнце белоснежными снегами Канченджанги, храмы и дома местных жителей, украшенные гирляндами цветов к национальному празднику Дивали, многолюдные улицы с торговыми лавками. Машины остановились у входа на кладбище. Здесь похоронены два человека, жизнь которых была связана с деятельностью Братства. Это венгерский ученый и путешественник Чома де Кереш и ирландка сестра Ниведита, последовательница Свами Вивекананды, посвятившая жизнь женскому движению в Индии. Почтив их память молчанием и возложив цветы, мы направились в храм буддийского монастыря Гум, где бывали Рерихи.

Внимание вошедшего в храм сразу привлекает огромная статуя Майтрейи, сидящего на троне, фигуру которого скрывают многочисленные белоснежные шарфы-хатыки – подношения прихожан. Поразительной красоты лицо грядущего Будды с голубыми глазами, как магнит притягивает все взоры. У его ног под бумажными купюрами мы увидели три символических круга Сокровища мира, выполненных из красного камня. В храме в шкафах стоят многочисленные скульптуры божеств буддийского пантеона. Среди них редкое изображение Будды из горного хрусталя.

Монастырь был построен не так давно, в 1850 году, и обустроен согласно советам Великого астролога по имени Шарап Гьятшо. Родом из Монголии, он пришел в Сикким из Тибета и сказал, как нужно строить храм. Он же велел воздвигнуть в центре алтаря статую Майтрейи, который спасет все народы и сделает их счастливыми.

Храм Встречи в Дарджилинге
Храм Встречи в Дарджилинге

Неподалеку от монастыря Гум находится храм Встречи. Для нас все было в нем неожиданным: и внешний вид храма с ажурной решеткой вместо стены, делающей его почти «прозрачным» и позволяющей проникать любым звукам внутрь, и то, что он находится в самой гуще современной жизни, у дороги, где ездят машины и идет оживленная торговля, и бьющий рядом с храмом источник, над которым возвышается святилище, украшенное скульптурными изображениями фигур, чем-то напоминающих изваяния с острова Пасхи. Здесь же мы увидели барельеф с изображением женского божества с ребенком на руках, очень напоминающего Богородицу. Святилище и храм  были покрашены свежей краской в желтый, зеленый и белый цвета. Маляр на наших глазах заканчивал работу, взобравшись на крышу святилища. Приближался праздник Дивали и, видимо, с этим событием и было связано подновление культовых построек.

Во внутреннем убранстве храма, совсем небольшого по размеру, тоже все необычно. В центре расположен алтарь со знаками индуистского бога Шивы – лингам с возвышающимся над ним змеем, отлитым из металла, и многочисленные раковины. Над алтарем вверху изображение самого Шивы. За ним в стенной нише барельеф бога Кришны, покрашенный в синий цвет, танцующего на черном змее Кали-наге. В нише справа Будда ярко желтого цвета, сидящий в размышлении в позе лотоса. В маленьком храме органично соединились древнейшие культы с поздними: наги и великая богиня-мать, индуистские боги и Будда, христианство и ислам. Они не противоречат друг другу, а составляют целостное единство, нашедшее отражение в знаке Триединства, украшающего стены здания.

Вечером мы вновь вернулись к храму, чтобы в молчании мысленно прикоснуться к тем Великим Душам, которые были здесь, и внутренне наполниться тишиной.

Наше пребывание в Калимпонге завершилось самым популярным индийским праздником Дивали, который празднуют в Индии более семи тысяч лет. Дивали символизирует победу добра над злом, о чем повествуют «Рамаяна» и многочисленные легенды, связанные с Рамой, Кришной и Лакшми. В этот праздник света улицы городов и сел озаряются тысячами огней и фейерверков. Воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек. Праздник знаменует также наступление нового года.

Форум «Культура и мир – священный оплот человечества» завершился в Дели встречей его представителей с послом России в Индии А.М. Кадакиным. От Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха профессор О.А. Уроженко вручила А.М. Кадакину почетный знак «Меч Мужества». Этой общественной наградой отмечен его вклад в изучение, сохранение и популяризацию наследия семьи Рерихов.

Общественно-научный форум в Индии стал важной страницей в истории международного Рериховского движения. Он внес свой неповторимый вклад в укрепление дружеских связей между научной и культурной общественностью Индии и России в вопросах изучения и сохранения наследия семьи Рерихов. Сотрудничество сердец не может не быть плодотворным. Оно непременно даст свои результаты в будущем.

 

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

 

________________

 

1. Бхагавадгита. Перевод А. Каменской. – Юрга, 1993. С. 18.

2. Рерих С.Н. Свет искусства. – М., 1994. С. 53.

3. Рерих Н.К. Химават. – Самара, 1995. С. 13.

 

 

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x