День Учителя в Международном Центре Рерихов.

24 марта в Международном Центре Рерихов по традиции отмечается День Учителя. Этот день знаменует начало записи системы философского учения «Живая Этика». Он почитается всеми последователями этой философской системы и творчества семьи Рерихов. Именно в этот день в 1920 году Елена Ивановна Рерих сделала первую запись философского учения «Живая Этика».
     Торжественное мероприятие, на которое собралось много гостей – ученых, журналистов, друзей Музея и ценителей творчества Рерихов, предвосхитила музыка Георгия Свиридова, явившаяся достойным прологом к вечеру.
     Вечер открыла Первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, Заслуженный деятель искусств РФ Л. В. Шапошникова. Она посвятила свое выступление истории создания философского учения «Живая Этика» и представила гостям новую работу художника Галины Соколовской – портрет «Владыка». Людмила Васильевна отметила его особенную энергетику и удивительную гармонию, проникновенно передающую космическую сущность мироздания.
     В выступлении ответственного секретаря МЦР П. М. Журавихина прозвучало восхищение творческой манерой художника, удивительным чувством цвета, соразмерностью композиции работы. Директор Симферопольского художественного Музея, председатель Крымского отделения МЦР Л. В. Кудряшова и редактор, ведущая рубрики «В мире прекрасного» журнала благотворительного фонда «Дельфис» Адель Кабанова отметили несомненный талант художника.
     «Я всего лишь кисть в руках Владыки», – подчеркнула в своем ответном слове Галина Соколовская. – «Я работала для всех вас и считаю для себя это счастьем».
    Настоящим подарком для присутствующих стало представление портрета Елены Ивановны Рерих, принадлежащего кисти ее сына – Святослава Рериха, который почти 70 лет ожидал своего второго рождения. После сложнейшей реставрационной работы, вернувшись практически из небытия, это удивительное по красоте живописное произведение предстало перед аудиторией. Об этой работе мастера до сего дня никто не знал, кроме специалистов-реставраторов, кропотливо воскрешавших практически утраченное полотно.
     Людмила Васильевна Шапошникова подробно рассказала удивительную историю этого портрета. В период подготовки к отправлению наследия семьи Рерихов из Индии в подсобном помещении мастерской художника среди «ненужных», по словам С. Н. Рериха, работ, среди обрывков холста, использованных кистей и пустых тюбиков красок Людмила Васильевна обнаружила изрядно испорченный портрет Елены Ивановны. Она бережно упаковала эту пострадавшую от сырости работу и, несмотря на ее безнадежно плачевное состояние, привезла портрет на Родину.
     Это полотно было создано в 1937 году в имении Рерихов в Кулу, где семья поселилась после завершения Центрально-Азиатской экспедиции.
     В свое время Елена Ивановна писала одному их своих друзей: «…Я очень не любила сниматься или позировать для портретов, потому моих фотографий, кроме как в детском возрасте, почти не существует, за исключением двух или трех, снятых насильственно. Портрет Серова не очень удачен, и он сейчас находится в частной коллекции в Англии. Года два-три тому назад Великий Владыка указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. …Теперь мне придется найти время еще и для позирования!!! Когда он будет готов, снимем с него фотографию и пошлем Вам».
     В письме К. Кэмпбелл-Стиббе от 26 августа 1937 г. С.Н.Рерих писал: «Почти невозможно заполучить маму для позирования, но когда это удается, она справляется со своей задачей прекрасно».
     Святославу Николаевичу удалось отразить всю глубину личности Елены Ивановны, показать её тонкий духовный мир.
     В свое время высокую оценку работе сына дал Николай Константинович Рерих. Он писал: « … Святослав написал превосходнейший портрет  Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства и духовного устремления портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением».
     Но почему художник отложил полотно, в которое вложил столько души? Пути творца неисповедимы… Искусствоведы считают, что, вероятно, создавая портрет матери, С. Н. Рерих экспериментировал с красками, грунтом и технологией нанесения. Все это сыграло негативную роль в дальнейшей сохранности портрета.
     Работу Мастера ожидало забвение, если бы не кропотливый, высокопрофессиональный труд реставратора высшей категории Маргариты Николаевны Алексеевой, которой Международный Центр Рерихов доверил спасение картины.
     Объём и характер повреждений были столь значительны, что с самого начала не было уверенности в том, что портрет можно восстановить. Многочисленные консультации с ведущими реставраторами Москвы не привели к окончательному решению. Лишь к 2008-му году была выбрана реставрационная методика, соответствующая этому сложнейшему случаю. Она была предложена и блестяще осуществлена Маргаритой Николаевной.
     Как она сказала, представляя отреставрированный ею портрет, работа сначала не показалась ей сложной, но в процессе реставрации появлялись все новые и новые проблемы, которые ей приходилось решать. Только два года ушло на укрепление грунта холста.
     По оценке сотрудника ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, реставратора высшей категории Надежды Дмитриевны Вихровой, работа по восстановлению портрета была чрезвычайно тяжелой, более того, мало кто из реставраторов рискнул бы взяться за нее.
     …Затаив дыхание, участники вечера следили за меняющимися слайдами, на которых был запечатлен весь ход реставрации и, наконец, перед зрителями предстал ослепительный образ выдающейся женщины.
     Наконец, эта прекрасная работа – Портрет Елены Ивановны Рерих займет достойное место в постоянной экспозиции Музея имени Н. К. Рериха.
     В завершение вечера Людмила Васильевна Шапошникова под аплодисменты собравшихся вручила памятные медали Благотворительного фонда имени Елены Ивановны Рерих и дипломы художнику Галине Соколовской и реставратору Маргарите Алексеевой – знак высокой оценки их творчества.

Вечерняя Москва

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x