Радость творческого труда

В Донецкой областной детской библиотеке им. Кирова в апрельское вербное воскресенье прошли Пятые областные педагогические чтения по гуманной педагогике для родителей на тему «Воспитание творчеством». Их подготовили и провели сотрудники Донецкой лаборатории гуманной педагогики, которая представляет в Донецке Областной Центр Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики. Состоялся совместный поиск ответов на вопросы: как дух творчества зарождается и совершенствует детей и взрослых, как может он облагораживать всех нас, наше окружение и мир образования. А слушателями и гостями стали все желающие – родители и учителя.

Все великие люди – это прежде всего великие труженики. Об этом мы должны как можно чаще говорить детям, если хотим, чтобы они смогли успешно реализовать себя в жизни. Это не значит быть богатым. Это значит быть счастливым. Жить так, чтобы получать не просто удовлетворение и результат от труда, а огромную радость. Именно творческое отношение к делу помогает человеку раскрыть свои способности, свой талант. Для этого нужно прилагать много усилий. Осознанный, творческий труд наполняет душу радостью.

Именно об этом состоялся проникновенный разговор на традиционных педагогических чтениях по гуманной педагогике. Темы встреч Донецкой Лаборатории гуманной педагогики никогда не бывают случайными. В начале 2011 года научный руководитель Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, академик, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили на Десятых международных педагогических чтениях предложил всем участникам движения гуманной педагогики для изучения и углубления тему «Учитель, вдохнови меня на творчество». Поэтому именно творчеству была посвящена встреча, направленная на расширение педагогического сознания родителей.

«Приобщение к творчеству», «Искусство жизнетворчества», «Звездочки на земле», «Феномен творчества», «О созидательной энергии творчества» – вот неполный перечень тем выступлений сотрудников лаборатории, порадовавших слушателей не только новыми открытиями, но и светлой надеждой на то, что дети, которым родители и педагоги отдают много своих творческих сил, вырастут мыслящими, творческими, трудолюбивыми, ответственными людьми. Что они будут смотреть на мир широко открытыми глазами, вбирая лучшее, думая о том, что хорошее они сами смогут сделать для людей, для земли, на которой живут. Как сделала это, например, великий педагог-гуманист Мария Монтессори (1870-1952). По установившейся традиции участники педагогических чтений продолжили углубление в педагогическую классику. Доктор Мария Монтессори посвятила свою жизнь изучению феномена детства. Она создала свою методику и много лет успешно работала по ней. За опытом к ней приезжали педагоги со всех концов мира. Мария Монтессори нашла и обосновала способы организации педагогического процесса. Она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и распространяться ее метод смог именно потому, что Мария в ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в специальной среде. Но увлекаясь методами, не многие ее последователи осознают, сколь глубока гуманность педагогической философии этого классика педагогики. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию.

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО в 1988 году, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Среди них итальянский врач-педагог Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Семенович Макаренко. Эти выдающиеся люди относились к своему труду творчески. Участники педагогических чтений узнали, что по материалам музея великого украинского педагога А.С.Макаренко, воспитанники его колонии становились высоконравственными личностями и продолжали дело спасения обездоленных детей.

Основой творчества является вдохновение – особый душевный порыв, в минуты которого возможно даже проявление гениальности. Но и вдохновение не всегда приходит само по себе. П.И.Чайковский писал: «Вдохновение рождается в труде и во время труда». И с этим нельзя не согласиться.

Именно этому, главному – умению радостно трудиться – мы должны учить детей. Формы могут быть самые разные: сочинение стихов и сказок, как у И.В.Добрянской (учитель младших классов, психолог ОШ №90) или выступления на сцене, как у В.А.Бугаевой (школа искусств №6), или занятия в музыкальной школе (игрой на скрипке порадовал слушателей педчтений юный музыкант Валентин Кисель, дуэт которому составила мама Инна Сергеевна). Все это – детский творческий труд, способствующий утончению чувств, развитию мысли, становлению характера, формированию нравственного стержня в ребенке. Такие дети не могут вырасти с пустой душой. Они и в дальнейшей жизни будут творчески подходить к делу, которое выберут для себя.

…Как воспитывать детей? Вопрос безусловно сложный. Ответов на него множество. Один из правильных – воспитание творчеством. А участники педагогических чтений еще раз убедились, как радостно вдохновляет общение единомышленников и как беспредельна поднятая тема.

Теплоту и особую атмосферу в организации встречи помогали создать сотрудники Донецкого культурного центра «Орифламма» и Областной детской библиотеки им. С.М.Кирова.

Нина Скорюкова, учитель этики общеобразовательной школы №126, сотрудник Донецкой лаборатории гуманной педагогики
Ирина Дмитриева, преподаватель ДЭГИ, руководитель Донецкой Лаборатории гуманной педагогики

Cайт Артемовского Рериховского общества

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Агнивести : новостной канал Рериховского движения - 2009-2020

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x