День Культуры в Твери

Татьяна Левина

ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ В ТВЕРИ
Два ангела, – один молодой, другой постарше, – смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.
– Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.
– Чтобы он мыслил, – ответил наставник.
– Зачем человеку мыслить?
– Чтобы творил он Культуру.
– Что есть Культура?
– Она есть Путь к Богу.

Так начиналось торжественное действо, происходившее 15 апреля 2011 года в Детской школе искусств №2. Эти слова принадлежат известному современному педагогу-гуманисту Шалве Амонашвили. Звучали они из уст хрупких девочек-подростков, трепетно и бережно произносивших мудрые изречения. От сердца к сердцу передавалась весть о значении великой Культуры – дети рассказывали своим сверстникам о смысле этого ёмкого, наинужнейшего понятия.

Вот уже 15-й год в Твери 15 апреля, в день подписания знаменитого Пакта Рериха – первого международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, проводится празднование Всемирного Дня Культуры. Ещё в 1931-м году великим русским художником и мыслителем Николаем Константиновичем Рерихом было выдвинуто предложение о проведении этого праздника. Он призывал: «Будем же утверждать Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни. Для этого будем не только всемерно охранять наши культурные наследия, в которых выразились высокие достижения человечества, но и сердечно, жизненно оценим эти сокровища, помня, что каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать Дух человеческий».

Основная идея Пакта родилась у Николая Константиновича во время его путешествия по России, когда он наблюдал замечательные памятники древности, которые так или иначе были подвержены разрушению, страдали от войн и халатного отношения. Как современен и актуален призыв охранять Культуру от человеческого равнодушия и небрежения, которое в 20-м, а теперь уже и в 21-м веке превратилось в явление планетарного масштаба, и наша страна – не исключение. «…Пакт Рериха – это не только слова, написанные на бумаге – утверждает академик Л.В.Шапошникова. – Это прежде всего действие, направленное на защиту Культуры от невежества и разрушения. Символизируя собой связь времён, Пакт как бы закрепляет своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества как космического явления».

В наше непростое время нам так не хватает умения «сердечно, жизненно» оценить огромное духовное богатство, накопленное многими поколениями людей. Нам некогда остановиться и подумать не только об этом, но и о своей внутренней жизни – мы заняты поглощением тех сомнительных суррогатов псевдокультуры, что заботливо предлагает нам современная цивилизация. А ведь она, по сути, антипод настоящей Культуры. Об этом много размышляли ещё философы Серебряного века, в частности, Николай Бердяев. Дальше и глубже культуры, полагал он, – искание Царства Божия, а цель цивилизации – она сама.

С тех пор прошло целое столетие, а люди, похоже, ещё далеки от понимания этих истин. Свидетельством тому – постоянные военные конфликты, экологические кризисы, распущенность нравов и проявление самых неприглядных качеств человеческой натуры.

Цивилизация, как ребёнок, который впервые зажёг спичку и, восхищённый своим достижением, готов предать огню всё вокруг.
Цивилизация – тот ученик, который научился грамоте и считает, что учитель ему больше не нужен.
Цивилизация – тот юноша, который свой первый пушок на подбородке принимает как знак своей зрелости и мудрости.
Чем сильна цивилизация?
Средствами соблазна, растления.
Средствами влияния на низменные чувства людей, особенно – молодёжи.
«Бери от жизни всё!» – говорит она на каждом перекрёстке, на площадях, на рынках. И в её шумихе тонет мудрость Культуры: «Отдавай жизни всё».

Как же нам усмирить цивилизацию, что можем сделать мы, простые люди, чтобы не произошло чего-то непоправимого? В первую очередь, созиданием Культуры в себе. Это значит не только постигать и беречь всё непреходящее, что создало человечество за многие века. Это значит – становиться лучше, чище, добрее, человечнее, совершеннее. Взращивать в себе зародыш зерна Культуры, который заложен абсолютно в каждом человеке.

«Многие сегодня понимают, – отметил один из организаторов нынешнего праздника, председатель Тверской Рериховской организации А.Г.Лысиков, – что современная жизнь человека теряет свой самый главный стержень, стержень Культуры, которая питает наш дух. Именно Культура есть то пространство вечных ценностей, которое делает из человека – Человека. Именно Культура и есть самая большая ценность на Земле».

Культуру можно сравнить с Солнцем.
Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло и саму жизнь. Для каждого из нас оно одинаково щедрое.
Культура тоже солнце, только человеческое.
Мы – человечество – создавали наше солнце тысячелетиями. Каждый пришедший в мир земной человек огромным творческим трудом извлекал из себя искру света и вкладывал её в духовный диск человечества. Так слагалась Культура. В ней люди отражали волю своего духа.
И если с других планет видят, что наша планета Земля тоже светится, то мы с гордостью могли бы сказать, что это есть свет нашей Культуры.

Н.К.Рерих. О Культуре и Мире моление, 1933

Н.К.Рерих. Знамя Мира, 1939

Н.К.Рерих. Охраните!, 1941

День Культуры: Материалы о Пакте Рериха и праздновании Всемирного Дня Культуры

 

Сайт Тверской Областной Рериховской Общественной Организации

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x