Болезнь клеветы

О «документальности» фильма «Космические странники», показанного по каналу  Ren TV 7 мая 2011 года

7 мая 2011 года телеканалом Ren TV был продемонстрирован документальный фильм под интригующим названием «Космические странники», посвященный загадкам Тибета, раскрыть которые так жаждало руководство нацистской Германии. Уже с первых минут стало понятно, что телезрители обречены на просмотр очередного клеветнического продукта. По злому ли умыслу или по невежеству, в погоне за остротой сюжета или по сложившейся в СМИ многолетней ассоциативной привычке, авторами фильма Ольгой Кокоревой и Александром Агеевым вновь использована ссылка негативного содержания на выдающегося русского художника, ученого и общественного деятеля Н.К. Рериха.

Ни для кого не секрет, что Николай Константинович Рерих в 1924-28 гг. совершил уникальную Центрально-Азиатскую экспедицию, превосходящую по своим научным результатам экспедиции в этот район земного шара многих известных путешественников – Пржевальского, Потанина, Козлова и др. Материалы, собранные Рерихами, относятся к археологии, географии, истории, этнографии, лингвистике, фольклору и другим областям науки. Среди них много мифов и сказаний о столь привлекательной стране под названием Шамбала, где согласно еще древним легендам пребывают Мудрецы Востока.

При добросовестном подходе к созданию фильма авторам следовало бы обратиться за достоверной информацией о Н.К. Рерихе к рериховедам, к тем, кто многие годы изучают жизнь и творчество семьи Рерихов. Святослав Николаевич Рерих передал наследие своих родителей Международному Центру Рерихов (МЦР) в Москве. Здесь имеется архив, содержащий рукописи Рерихов, научная библиотека, проводится исследовательская и издательская работа. Знакомство с наследием Рерихов не оставляет сомнений, что Николай Константинович Рерих был выдающейся личностью планетарного масштаба. Он, как никто другой, понимал, что сберечь мир на Земле можно лишь взращиванием и утверждением Культуры. Жизнь Николая Константиновича была наполнена стремлением к сохранению и приумножению культурных сокровищ, созданных предшествующими поколениями. Все его творчество было направлено на поднятие сознания человечества на новый эволюционный уровень. Любому непредвзятому исследователю наследия семьи Рерихов становится ясно, что великий русский художник и ученый был далек от политики.

Не смотря на это, вновь реанимируется клевета о сотрудничестве Н.К. Рериха с ОГПУ, что вызывает негативное отношение к авторам фильма у всех, кто занимается серьезным исследованием жизни и творчества Н.К. Рериха. Как всегда, подобное утверждение голословно, без указания каких бы то ни было источников. В то время как имеющиеся подлинные документы, уже давно подтвердили полную непричастность Н.К. Рериха к спецслужбам. Тех, кто действительно желает в этом удостовериться, можно адресовать к газете «Известия» от 22 октября 1993г., где напечатана статья Александра Шальнева под названием «Николай Рерих не был  агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки». А. Шальнев проводил исследование и работал с документами архивов Службы внешней разведки. Полученные материалы убедительно доказали, что Н.К. Рерих никогда не был агентом ОГПУ и не выполнял каких бы то ни было заданий советских разведывательных органов. Эта статья была продублирована в первом томе сборника статей и документов «Защитим имя и наследие Рерихов», изданном Международным Центром Рерихов в 2001г.

Более того, руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки Ю. Кобаладзе еще в 1993 году неоднократно заявлял на телевидении и в СМИ, что Н.К. Рерих не был связан с работой спецслужб. Подробнее об этом можно узнать в сборнике «Защитим имя и наследие Рерихов», (Т.1. М., 2000)

Из рассекреченных архивов английской разведки, которая не один год следила за семьей Рерихов, также следует, что Николай Константинович не был агентом ОГПУ. Л.В. Шапошникова в своей статье «Николай Рерих – мыслитель или шпион?» приводит фрагмент отчета П.К. Бэмфорда от 5.12.1929 г.: «Установлено, что никогда не было известно определенно, что он (Н.К. Рерих) является коммунистическим агентом. Конечно, это никогда не было доказано. Если бы это было установлено, тогда бы все было давно прекращено» [1].

О вреде клеветы авторам фильма полагалось бы знать. Но не «имеющий уши» – не слышит. О последствиях  ложных измышлений предупреждал в свое время и Н.К. Рерих: «Никогда еще не произносилось столько лжи, столько бахвальства и всяких пустых слов, забываемых на другой день. Забываемых ли? Ведь они уже отложились в сознании и совершили свое отравление. «Брань на вороту не виснет» – старается себя успокоить народ. Но в том-то и дело, что всякая гадость, ложь, клевета именно виснут на вороту, не столько у оклеветанного, как у самого клеветника. Макар получит на свою голову все разбросанные им шишки. Вовсе не «бедный Макар», а Макар заслуживший» [2].

Сегодня ряд представителей СМИ в погоне за сенсацией намеренно игнорируют истинное положение дел и зачастую не гнушаются явной ложью и клеветой. Многие из них попадают в разряд клеветников по своему невежеству, ликвидировать которое у них нет ни желания, ни времени (ведь время – деньги!). А каким плодотворным могло бы быть сотрудничество авторов фильма «Космические странники» с Международным Центром Рерихов! Но, судя по всему, это не входило в их планы, иначе пришлось бы отказаться от жареных фактов и домыслов, подогревающих публику и создающих ореол загадочности и мистичности.

Кстати сказать, Н.К. Рерих не любил ни мистики, ни загадочности, которые приписывают ему авторы фильма. Слово «мистика» означает «туман, неизвестность, неясность». Для Н.К. Рериха мистики не существовало. Ему было присуще широкое миропонимание, которое для некоторых современных людей еще просто не постижимо. Вот ими и используется термин «мистика» для обозначения всего, что им еще неведомо, не раскрыто и кажется загадкой. Николай Константинович неоднократно в своих статьях разоблачал  пользователей этого термина. Знания, которыми обладал Н.К. Рерих, намного опережали достижения науки своего времени. К таким передовым людям невежественное большинство, как известно из истории, всегда относилось предвзято,  настороженно, стремясь умалить до своего уровня, очернить, казнить, сжечь на костре. Но Николай Константинович знал, что наступит время, когда «за миражами достигнем и явь. За сказкою будет действительность. Доверчиво пройдем через станы по пути к новым вершинам. Там услышите сказание о Шамбале» [3].

Подобное обвинение Н.К. Рериха в мистицизме, увы, не ново. В свое время сам Николай Константинович так говорил по этому поводу: «В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова «мистицизм». Уж очень оно мне напоминает английское «мист» – то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность вредоносна» [4].

Россия подарила миру немало выдающихся деятелей науки и культуры, которые, как маяки, освещают пути эволюции человечества, на них держится свет Знания и Красоты. Прискорбно, что сегодня мы с легкостью отдаем нашу Культурную Основу и Славу на поругание!

Необходимо, наконец, снять с образа Н.К. Рериха покрывало мистики и клеветы, нужно разобраться, понять его многогранное творчество, его жизнь, посвященную воплощению в действие великих идей. Для этого необходимо читать, изучать первоисточники – его статьи и очерки, научные и философские труды, получившие визуальное отображение в картинах, и попытаться постичь суть мировоззрения великого русского мыслителя. Иначе есть опасность вновь поверить очередному  клеветнику и принять ложь за правду, тем самым, навесив ее на свой «ворот».

 

Члены группы защиты наследия Рерихов и МЦР

Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха:

 

Л.С. Воронова,

Пермское региональное отделение

Международной Лиги защиты культуры

 

Е.В. Рудакова,

председатель Пермской краевой рериховской организации

 

_________________

 

1. Л.В. Шапошникова «Николай Рерих – мыслитель или шпион?». // Газета «Вечерняя Москва», от 18.11.1994 г.

2. Н.К. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1999. С. 408.

3. Там же. С. 219.

4. Н.К. Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. С. 579


Сайт Международного Совета Рериховских Организаций Имени С.Н.Рериха

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x