Уймонские вести: От России до Гималаев.

Автор: Подготовила Оксана КАКАЕВА.

2 июля в рамках проведения XI Межрегионального фестиваля русского народного творчества «Родники Алтая» в селе Верх-Уймон открылась выставка подлинников картин Николая Рериха и Святослава Рериха «От России до Гималаев». Это совместный проект Государственного Собрания – Эл Курултай РА, министерства культуры РА, администрации Усть-Коксинского района, районного отдела культуры, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и местной общественной организации «Центр Культуры «Беловодье».
Открывала выставку концертная программа с участием творческих коллективов муниципальных образований республики и гостей фестиваля. К двум значимым мероприятиям республики: 255-летию вхождения алтайского народа в состав России и 20-летию Республики Алтай добавилась еще одна не менее значимая дата – 85-летие алтайского маршрута Центрально-Азиатской экспедиции академика Н. Рериха.ot-rossii2
По мнению первого заместителя Председателя Правительства РА Ю. Антарадонова, имя семьи Рерихов неразрывно связано с Усть-Коксинским районом. Именно Николай Рерих дал толчок к развитию интереса к Уймонской долине по всему миру, окружив ее ореолом загадок, одной из которых является поиск Шамбалы. Хотя Юрий Васильевич считает, что местное население уже нашло Шамбалу – это та земля и та природа, которая их окружает. С ним не согласился сенатор Виктор Лопатников, он высказал предположение, что лучше всю жизнь искать это заветное место, потому что если мы найдем его сейчас, то умрем со скуки, поскольку эти поиски питают нашу духовную жизнь. Но если говорить серьезно, то духовное наследие семьи Рерихов питает многие поколения. Николай Рерих – это личность, которая несла в себе и духовность, и философию, и живописное мастерство. «Глубину и значимость его мыслей мы еще не скоро сможем постичь до конца», – заметил В. Лопатников.
«Николай Рерих, посетив однажды Уймонскую долину, мечтал вернуться в эти места еще раз, но судьба распорядилась иначе, поэтому, возможно не случайно, что к нам прибыли подлинники его картин, – подчеркнул глава Усть-Коксинского района Сергей Гречушников. – Пять лет назад уже проходила подобная выставка, и мы надеемся, что такие мероприятия станут хорошей традицией на этой земле».
На выставке представлено 60 картин Н. Рериха и 8 картин С. Рериха из Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва). В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.
В целом Международному Центру-Музею имени Н.К. Рериха принадлежит одна из самых крупных коллекций произведений художника (около 700 картин). Эта организация, в состав которой вошел музей имени Н. Рериха, была создана по инициативе младшего сына художника – Святослава Рериха, передавшего в 1990 году наследие семьи Рерихов в Россию.
Творчество Николая Рериха (1874-1947) представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Кроме 7000 живописных полотен он оставил нам богатое литературное и научное наследие – более 30-ти печатных научно-философских трудов.
В состав выставки входят картины раннего периода творчества художника. Поэтические пейзажи Севера раскрывают работы: «Осень. Выборг», «Неяркие лучи», «Северный пейзаж», «Заклинатель змей» и др. Эскиз декораций к балету И. Стравинского «Весна священная» – «Ода весне» повествует о жизни, обычаях древних славян и представляет Н. Рериха как выдающегося талантливого театрального художника.
Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За это время экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Рерих и старший сын Юрий, известный ученый-востоковед. Младший сын художника – Святослав Рерих руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке.
Путь исследователей пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу был основан Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита – «Свет Утренней Звезды»), заложившего основы новых направлений в науке. Прямо на маршруте Н. Рерих создал более 500 полотен. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам мастер называл их «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор.
Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. Он – инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества – Пакта Рериха. По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные центры. Во исполнение его заветов в России созданы и плодотворно работают Международный Центр-Музей им. Н. Рериха (г. Москва), Международная Лига защиты Культуры, многочисленные культурно-просветительские организации.
Высоким примером служения подлинному Искусству и Красоте является и творчество Святослава Рериха (1904-1993). Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен. Выдающийся портретист и пейзажист всю свою жизнь отдал проблеме изучения Красоты как важнейшего явления в процессе эволюции человечества. На выставке зритель сможет познакомиться с пейзажной живописью художника, в которой отражена яркая палитра красок индийской природы, а также увидеть редкие картины из серии «Тонкий мир».
С. Рерих был не только мастером живописи, удостоенным звания Почетного члена Академии Художеств СССР, но и ученым-педагогом, мыслителем, крупным общественным деятелем. Святослав Николаевич воплотил в жизнь идеи отца и стал инициатором создания Международного Центра Рерихов. Именно он передал в Россию уникальное художественно-научное наследие своей семьи, которое бережно хранится в Музее имени Н.К. Рериха. «Будем стремиться к Прекрасному» – этот девиз особенно часто звучал из уст художника. Он, как и все члены семьи Рерихов, неизменно верил в великое будущее своей Родины.
Говорят, что великие художники имеют дар провидения, который недоступен простому взгляду человека. Поэтому каждый, кто посетит выставку, безусловно, по-своему откроет творчество Рерихов, а возможно найдет и какие-то ответы на сложные вопросы. Поскольку именно осознание красоты спасет мир, и нужно лишь научиться видеть эту красоту.

Уймонские вести

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x