В чем учитель черпает творчество?

Игнатенко В.П., практический психолог ОШ№24 г. Артёмовска,
сотрудник Лаборатории Гуманной Педагогики

«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми», – говорил О.Уайльд. И «человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым», – считал Стендаль.

А когда ребенок счастлив? Когда играет, когда творит, когда мечтает. Чтобы ребенок творил, рядом должен быть вдохновенный на творчество взрослый.

Совсем недавно, месяцы два назад, я наблюдала одну интересную картину. Любовь Леонидовна пригласила на урок труда мастера по изготовлению тряпичной народной куклы, которая обучала детей изготовлению куклы «Отдарочек на подарочек». Дети вели себя по-разному. Но Лиля проявила особое отношение к мастеру:  мешала объяснению, задавала массу, казалось бы, не относящихся к делу нужных вопросов, просто «прилипла» к ней. На следующий день она одна из всего класса принесла тряпичную, изготовленную вместе с отцом, куклу. Какая же она была счастливая!

Я, как психолог, очень хорошо знаю, что счастливый ребенок будет и хорошо учиться. Творчество спасает детские души. Творчество помогает и мне радоваться жизни и помогать детям решать многие проблемы. В чем я черпаю свое творчество? В первую очередь в детских глазах, которые просят: «Помоги!». Это «помоги!» заставляет меня не спать ночами, рыться в книгах, искать индивидуальные подходы к ребенку, беседовать с родителями и учителями.

Для индивидуальной работы использую  объемную аппликацию, рисование красками, конструирование из бумаги и «лего», пластилин, изготовление тряпичной куклы.  О народной кукле хочу рассказать более подробно. Когда задаешь вопрос, то в поиске решения обязательно находится  ответ. Особенно впечатляет детей процесс изготовления куклы, когда из кусочка ткани на их глазах, с их незначительной помощью возникают птички, зайчики, ангелочки, бабочки. И дети, которые не хотели общаться, разговаривать, слушать сказку, считать, размышлять, вдруг преображаются и вступают в игру. Интересно, что в последующей деятельности у них начинает бурно развиваться фантазия. «А сделай маму и папу зайчонку», – просит ребенок, – «А какие детки у птичек?». И дальше можно уже заниматься и развитием речи, и сочинить сказку, и придумать новый конец сказки, и сделать гнездышко для птенцов, и заниматься счетом, и составлять задачи, и нет предела совместной деятельности. Было бы большое  желание помочь ребенку. Мне очень помогла бесценная книга «Кукольный сундучок» Елены Берстеневой и Наталии Догаевой и Артемовское общество рукодельниц «Оберег». «Прошлое полезно, потому что указывает нам пути и средства к дальнейшему развитию» (Г.Форд). Помогая детям я и сама учусь древнему искусству, а значит, нахожу общий язык с ними, а это залог их любви и такого необходимого в жизни взаимопонимания и радости бытия.

«Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным в будущее», – сказал Лев Семенович Выготский. Мне очень не хочется топтаться на месте или идти назад. Совместная творческая деятельность учителя и детей творит чудеса. Особое место в моей работе и детей играют большие психологические игры (по М.Битяновой). Игры оболочки, игры-проживания, игры-проекты несут большую эмоциональную нагрузку и оставляют заметный продолжительный след в жизни детей класса. С помощью искусственно созданных ситуаций дети учатся вести себя корректно, по-человечески, находить конструктивные решения совместного общения. Дети сами в себе раскрывают новые качества, побеждают свои негативы и от этого выявляют восхищение собой, выносят уроки жизни. Такие уроки запоминаются надолго. В каждом классе игры проходят по-разному. Это зависит от заинтересованности классного руководителя, классного коллектива. К каждому классу нужен иной подход, иное творческое начало, вносятся изменения в ход игры, творческие задания. В играх очень мало моментов самостоятельной деятельности. В основном дети работают в малых и больших группах и создают проекты, планы, картины, письма любви и заботы о родителях и т.д. Особой любовью детей пользуются проекты новой школы, школьного двора, создания парка отдыха. Такие работы вывешиваются на обозрение и суд всех жителей школы, поэтому дети с большой ответственностью выполняют работы, ведь их работы будут сравнивать с работами учащихся прошлого года.

Трудно вдохновить массы людей на творчество? Думаю, очень трудно. Но должна быть великая идея, направлення на добро. В наши дни проходит акция  “Сделай добро”. Массы молодежи из разных городов борются на звание самого танцующего города Украины. Выигравшие приз обязательно должны потратить миллион гривен на добро для людей своего города.  Какой выброс позитива, сколько прекрасних и волнительных эмоций у молодых людей! Это прекрасно,  это достойно восхищения и поощрения.

Не  сама дитина має пристосувати себе до наших методів, а навпаки: наші методи мають бути пристосовані до кожної дитини” (С.Русова). Когда учитель вдохновляется великим желанием помочь ребенку, спасти от глупости, пропасти, болезни, то найдется и книга, и товарищ, прошедший подобный путь спасения ребенка, и рядом будет Ангел-хранитель ваш. Только неравнодушный учитель может быть творческим.

Много лет порхают под потолками в наших домах птица счастья. Говорят, что первую такую птицу – поморского голубка – сделал отец для больного сына. Очень хотел ребенок, чтобы скорее пришла весна. И решил отец порадовать ребенка. И как только увидел мальчик парящую над его кроваткой птичку, он стал выздоравливать. Поморы красили птиц синим цветом. Со временем птиц стали делать не только на севере России. Даже во Франции голубок похож как две капли на поморского.

Мы хотим и вам сделать небольшой подарок-напоминание о нашей встрече. Мы хотим подарить птичку учительского счастья, птичку-вдохновение на творчество. И храни вас Бог на трудном учительском пути.

Информацию предоставило Артемовское Рериховское общество (Украина)

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x