Культура и интеллигенция. Заметки редактора.

Есть русская интеллигенция.

Вы думали – нет? Есть.

Не масса индифферентная,

а совесть страны и честь.

(А.Вознесенский)

Поэт, написавший об интеллигенции: «…не масса индифферентная…» – этим сказал всё. Неравнодушие к проблемам общества – главная, нравственная черта, присущая интеллигенции. Можно ли оставаться безучастным, являя безразличие в столь сложный период, который переживает сейчас всё человечество, наша Россия? Нельзя забывать, что «сон разума порождает чудовищ».

В слове «интеллигенция» Н.К.Рерих видел «символ сознания и утонченного, и расширенного». «Всякий согласится с тем, что интеллигенция, эта аристократия Духа, принадлежит к Культуре, – писал он,– в таком случае воспитание вкуса, конечно, принадлежит, прежде всего, интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не выполняя которую интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание. Воспитание же вкуса не может быть чем-то отвлеченным. Прежде всего, это есть действительный подвиг во всех областях жизни» («Познавание Прекрасного»).

«Не усмотрели закон Общего Блага имеющие аттестаты, – говорится в Живой Этике[1] – явите понимание!». Но вслед за пониманием нужно выразить и волю. Этика проявляется в самой жизни.

Давно известна истина: земной путь есть или восхождение духа, или разрушение. Не прилагая усилий – в частности, к изучению философской литературы – не продвинуться в познании законов духа, а значит, остаться в невежестве, неизбежно деградируя.

Но многие ли из интеллигенции сегодня читают хорошую, настоящую литературу? Кроме той, которая относится к их профессии (ох уж этот прагматизм!), умеют ли «имеющие аттестаты» читать серьезные книги – вникая, размышляя? Объяснят нехваткой времени: чтение литературы, содержащей глубокие мысли – о смысле жизни, о духовных законах, есть труд, и немалый. Однако, чему только не уделяют внимания в быту, но к главному не обратятся!

А кругом шумит жизнь – со всеми ее перипетиями, катаклизмами и навалившимися соблазнами. До того ли, чтобы кому-то помогать – самим бы выжить, самим успеть… Так рассуждает большинство – те, чье сознание еще не доросло до понимания закона Общего Блага и значения его в жизни общества. К счастью, понимающих становится всё больше, и они действуют. В то же самое время, среди тех же «недоросших» сознаний, среди равнодушных, «среди темных и злых» несет свой светильник, живет и умножается Добро. Всюду, – и в пресловутом Интернете, – вы найдете, при желании, Свет и истинную Красоту – мир наполнен творчеством добра, трудом настоящих подвижников. Девиз “для Общей пользы”, родившийся в Царскосельском Лицее и подаривший Культуре, Отечеству многих выдающихся людей, живет и в наши дни. И развивающийся сегодня творческий педагогический потенциал, набирая силу, вселяет надежду. В эти дни опубликован «Манифест Гуманной педагогики» – пример действия неравнодушных, пример поступка настоящих интеллигентов. Но эти действия, поступки, надо увидеть.

«Добрый глаз редок, дурной глаз найдется в каждом доме», – читаем мы у Н.К. Рериха , снова и снова обращаясь к его опыту защиты духовных ценностей. – «Огромное большинство из нас с наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит… Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости».

Последуем совету мудрых – «в удвоенное стекло смотреть на все доброе». И будем утверждать Радость жизни и действенную Красоту – этим мы поможем себе и будущему поколению.

Ответственный редактор
журнала “Педагогика Культуры”

[1] Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, 611.


Сайт журнала “Педагогика и культура”

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x