Манифест открывает новые горизонты!

14 сентября на заседании Бюро Президиума Российской академии образования академик Шалва Александрович Амонашвили выступил с сообщением о подписании Манифеста и его содержании и получил всестороннюю поддержку и одобрение! С сегодняшнего дня Манифест Гуманной Педагогики не только воззвание к коллегам и единомышленникам, но документ, поддержанный Президиумом РАО и рекомендованный научным учреждениям РАО  для использования в научной и практической деятельности. Соответствующее Постановление уже подписано президентом РАО Н.Д.Никандровым.

«Манифест гуманной педагогики» был провозглашен 17 июля 2011 года деятелями Международного движения гуманной педагогики (подписали его 43 человека) и обращен к мировому сообществу учителей и работников просвещения.

«Наши воспитанники и ученики могли бы прожить свои школьные годы, свое детство и юношество куда более радостно и содержательно. Они могли бы стать куда более совершенными гражданами и раскрыли бы наиболее многогранно свою богатую духовную и естественную природу. И это счастье коснулось бы почти всех, если бы их мир образования был пропитан духовным гуманизмом», – говорится в «Манифесте».

Приятно осознавать, что идеи Манифеста получили положительную оценку и поддержку на столь высоком уровне. Это внушает надежду на скорейшее принятие и воплощение идей Гуманной Педагогики!

 

О  «Манифесте гуманной педагогики»
25 лет тому назад  группой учителей-новаторов был провозглашен «Манифест педагогики сотрудничества», идеи которого оказали сильное влияние на образовательную практику, а принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории. С тех пор жизнь резко изменилась: то, что происходит сейчас в мире, вызывает глубокую тревогу и озабоченность  за судьбы  детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения. Утверждается тяга молодежи к вещам, разжигается страсть к удовольствиям, расшатываются основы семьи, духовные, религиозные и национальные устои народов. Молодежь отводится от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни. В образовательном мире воцаряется бездуховность, продолжает властвовать авторитаризм.
Возникает необходимость  принятия ценностей классической педагогики с ее основополагающими  понятиями духовного гуманизма, любви и добра, мира и блага.
«Манифест гуманной педагогики», который был провозглашен  17 июля 2011 года деятелями Международного движения гуманной педагогики (подписывает его 43 человека), обращен к мировому сообществу учителей и работников просвещения.
«Наши воспитанники и ученики могли бы прожить свои школьные годы, свое детство и юношество куда более радостно и содержательно. Они могли бы стать куда более совершенными гражданами и раскрыли бы наиболее многогранно свою богатую  духовную и естественную природу. И это счастье коснулось бы почти всех, если бы их мир образования был пропитан духовным гуманизмом», – говорится в «Манифесте».
Гуманная педагогика есть детище классической педагогики, которая в качестве своей основы приемлет измерение духовности. Смыслом же духовности является вера, культура и нравственность. Измерение духовности наполняет классическую педагогику мудростью и направляет в будущее.
Ребенок воспринимается как целостность духа и природы, «неба и земли». Он есть явление в нашей земной жизни, носитель своего предназначения, и в нем величайшая энергия духа. На этом  основывается  принцип сущностносообразности  педагогического процесса. Через измерение духовности дается толкование понятиям: Учитель, Образование, Ребенок…  В качестве категорий гуманной педагогики признаются понятия: Любовь, Вера, Радость, Сотрудничество, Вдохновение…
«Смысл духовности, – говорится в «Манифесте»,- станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержания  этой связи…Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания».
Основными принципами гуманной педагогики названы: сотрудничество, духовная общность, доверие и взаимопонимание, творящее терпение, свободный выбор, радость познания, любовь. Гуманная педагогика, сказано в «Манифесте», строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой, благородство воспитывается благородством.
Особое внимание уделяется личности  учителя и воспитателя, от  которых зависит судьба образования. Многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, придется заниматься сложным трудом преображения. «Нам нужно будет,- сказано в «Манифесте»,-расширить свое сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности; взращивать в себе любовь к детям и учиться нести ее красиво;  тянуться к источникам педагогической мудрости; постоянно совершенствовать свое педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения; взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру; и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое».
В «Манифесте» обозначены вопросы, требующие теоретического осмысления  и практического разрешения: духовная жизнь, благородство и великодушие, ответственность за свои мысли и слова, закон причин и следствий, закон духовной общности, самосовершенствование. «Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и т.д. Обособленными  являются вопросы: как облагораживать знания, как  учить «языком сердца», в каких формах красоты преподносить  их детям, в каких духовно-нравственных диалогах  сеять их в душах детей».
Идеи гуманной педагогики были одобрены в специальных решениях и постановлениях: Комитета образования и науки Государственной  Думы РФ (22.10.1998), в письме Министерства общего и специального образования РФ  (30.03.1999), Президиума  РАО (25.09.2002), Министерства  образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан (02.04.2007), Министерства  образования и науки Хакасской республики (25.10.2007), Комиссии  по образованию, культуре и науке Латвийского Республиканского Сейма (31.05.2011), Департамента  образования, культуры и спорта города Риги (07.06.2011).
За последние 10-15 лет приверженцев идей гуманной педагогики становится все больше и больше – их тысячи. В международном пространстве зарождается новая форма общественного влияния на развитие образовательного мира – Международное движение гуманной педагогики. В России зарегистрирована  Международная ассоциация общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики»; она объединяет: Общероссийский,  Всеукраинский, Латвийский, Литовский, Эстонский, Хакасский, Дагестанский, Чеченский республиканские центры, а также Международное общественное движение «Родительская забота». Международный Центр совместно с  ГОУ ВПО  МГПУ ежегодно проводит в Москве Международные педагогические чтения (проведено десять чтений), проводятся  республиканские, областные, городские  чтения, издаются газеты, журналы, сборники материалов. Учреждено звание Рыцаря гуманной педагогики, золотой значок «Сердце и лебедь», действуют экспериментальные и базовые школы, родительские университеты. Ведутся курсы повышения квалификации. Во многих педагогических вузах и колледжах практикуются спецкурсы об основах гуманной педагогики.
«Манифест» завершается призывом: «Мы полны веры в неизбежности гуманной педагогики. Образовательный мир может стать достойным для Нового Поколения Детей только через наше возвышенное и расширенное  педагогическое сознание и творческую практику. Потому  мы остаемся глубоко искренними, призывая вас последовать идеям гуманной педагогики, которые достались нам, современному учительству, от величайших мыслителей».
С полным текстом «Манифеста гуманной педагогики» можно ознакомиться в Интернете.

Сайт Международного Центра Гуманной Педагогики

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x