Русское искусство для русских коллекционеров.

Елена Ищенко
Труд, № 179, 21 Октября 2011г.
В зале Академии художеств на Пречистенке открылась выставка топ-лотов ноябрьских торгов аукционного дома Sotheby’s

Необычное для Кустодиева помпезное полотно «Фейерверк» (1918) оценено в 3–4 млн. Фото ИТАР-ТАСС

«Труд» считает, что после некоторого застоя, вызванного минувшим экономическим кризисом, русское искусство снова входит в моду.

Продажи русского искусства в этом году уже превысили прошлогодние показатели. Только за первое полугодие Sotheby’s продал произведения отечественных мастеров на 50 млн. долларов — это на 35% больше, чем за тот же период 2010 года, а впереди еще ноябрьские торги и 26 лотов предварительной стоимостью 19–28 млн. долларов.

Главный лот нью-йоркских торгов — полотно Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» — не приехало на выставку в Москву из-за своих габаритов. Огромный холст размером 4×5 метров относится к индийскому периоду Верещагина. По словам главы нью-йоркского отдела русского искусства Sotheby’s Сони Беккерман, «Жемчужная мечеть» демонстрирует многогранный талант русского художника, которого все знают как мастера батальных сцен, но мирные пейзажи, как видно, Верещагину тоже удавались. Предварительная стоимость полотна — 3–5 млн. долларов.

Примерно столько же хотят выручить и за работу Бориса Кустодиева «Фейерверк. Бронзовый всадник» (1918). Правда, такая цена кажется завышенной. Еще не все забыли скандал с «Одалиской», которую Виктор Вексельберг купил на аукционе Cristie’s в 2005 году за 2,9 млн. долларов, а потом выяснилось, что полотно и вовсе может оказаться подделкой. В том, что автор нынешнего лота действительно Кустодиев, никто не сомневается, зато под сомнением художественная ценность работы, за которую просят от 3 млн. долларов. «Фейерверк» был сделан к годовщине Октябрьской революции, и на полотне нет ни привычных кустодиевских голых баб, ни барышень с самоварами, а только Петр I на коне.

Среди бесспорных шедевров можно выделить полотно «Белый звук» (1908) Василия Кандинского. Яркая авангард-ная работа художника была сделана в пору его близости с представителями группы «Бубновый валет», поклонниками фовизма, кубизма и пост-импрессионизма. «Белый звук» — одно из знаковых полотен в творчестве Кандинского, во многом определившее его поворот к абстрактному искусству. Картина оценена в 7–10 млн. долларов, это самый дорогой русский лот предстоящих торгов.

Помимо Кандинского группу «Бубновый валет» на торгах представят Наталья Гончарова (ее полотно «Московская улица» 1909 года оценено в 1,2–1,5 млн. долларов), Михаил Ларионов («Натюрморт в мирном ключе» 1910 года — 700–900 тысяч долларов) и Петр Кончаловский («Натюрморт с татарской посудой» 1916 года — 0,8–1 млн. долларов).

Специалисты дома Sotheby’s делают ставку и на несколько полотен Николая Рериха. Основной лот — полотно «Град обреченный» (1915), оно находилось в личной коллекции Максима Горького, на которого мрачная, пророческая картина Рериха произвела сильнейшее впечатление. Работа оценена в 600–900 тысяч, но организаторы торгов думают, что ее итоговая стоимость может в несколько раз превысить эстимейт. Подобные предположения делают и в отношении коллекции акварелей Александра Бенуа.

Правда, сколько бы ни стоило русское искусство, торги, которые пройдут в ноябре в Нью-Йорке и Лондоне, наверняка в очередной раз докажут, что оно в большинстве интересно только русским коллекционерам. С этим не спорят и представители Sotheby’s.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x