10 русских дней в жизни испанцев.

Первые дни октября 2011 года надолго останутся в памяти испанских любителей искусства. Трудно себе представить, чтобы в течение 10 дней в Испании были открыты четыре крупные выставки, посвящённые русскому искусству, прошли гастроли русского драматического театра, началась неделя русского кино.

Александр Черносвитов
ИТАР—ТАСС, МАДРИД

Все эти события являются частью программы перекрёстного Года Россия—Испания, который подтолкнул российских и испанских деятелей культуры к активному сотрудничеству, хотя, правда, и не побудил их теснее координировать между собой сроки проведения тех или иных культурных акций. Поэтому практически в один и тот же день в Мадриде начали работать две очень близкие по духу выставки, которые отразили самый бурный, наверное, период в русском искусстве ХХ века — пред- и послереволюционный взрыв в живописи,
литературе, оформительском искусстве, театре и кино.

Открывшаяся в столичном центре современного искусства «Каса энсендида» выставка «Красная конница. Творчество и власть в Советской России в период с 1917 по 1945 год» стала, по словам её куратора Розы Ферре, «попыткой осмысления через различные жанры искусства творческих поисков русских художников и их отношений с властью в сложные для истории России 20—30-е годы прошлого века».

Вместе с авангардными работами Казимира Малевича — его «Красная конница» стала визитной карточкой выставки — и Василия Кандинского из собрания Государственного Русского музея здесь представлены картины традиционного социалистического реализма из коллекции Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и музеев Перми и Астрахани. Эти произведения практически неизвестны испанской публике.

Яркие призывные плакаты 1920-х годов и периода первых пятилеток соседствуют с макетами переустройства различных пространств ради удовлетворения культурных потребностей народных масс и с революционным фарфором. Важной частью экспозиции стала литература, музыка, театр и кино. Посетителей ждут подлинники рукописей Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, книги Осипа Мандельштама и Михаила Булгакова. На установленных в нескольких залах телеэкранах демонстрируются исторические кадры, связанные с жизнью и творчеством Всеволода Мейерхольда, Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Шостаковича.

В рамках выставки проходят лекции об истории России и её искусства, концерты российских исполнителей, показ российских художественных и документальных фильмов.

Выставка «Красная конница…», наверное, не претендует на глубину и всесторонность осмысления сложных процессов, проходивших в российском искусстве в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Однако она вводит посетителя в мир творческих поисков, отмеченных столкновением самых разных художественных тенденций, и передаёт революционные устремления ярких талантов, многим из которых пришлось отказаться от своих иллюзий переустройства общества в интересах человека.

Эту же тему продолжает открывшаяся в фонде «Хуан Марк» выставка «Александр Дейнека. Авангард для пролетариата». На ней представлено около 250 живописных работ художника, в том числе крупноформатных, его рисунков, иллюстраций к книгам, плакатов, а также фотографий и других документальных материалов
1920—1940-х годов. В одном из залов на потолок проецируются изображения мозаик московского метро, показ которых сопровождают звуки приходящих и уходящих поездов метрополитена.

Для того чтобы показать посетителям многообразие разбуженных Октябрьской революцией творческих поисков русских художников, представлены живописные работы, плакаты и обложки книг и журналов, выполненные Казимиром Малевичем, Александром Родченко, Натаном Альтманом, Александрой Экстер и другими известными мастерами авангардного искусства 1920—1930-х годов.

Как и в случае с «Красной конницей…», на выставке работ Дейнеки особое внимание уделяется взаимоотношениям творца и власти. Поэтому экспозиция, расположенная в хронологическом порядке, как бы иллюстрирует изменения творческой концепции художника на протяжении его жизненного пути. Если
первые работы отмечены очень своеобразной и яркой манерой художника, характерной для его творчества в 1920-е годы, — выполненная в стиле авангардизма «Борьба с разрухой» 1919-го, работа «Футбол» 1924-го или завораживающая своим драматизмом «Оборона Петрограда» 1928-го, то завершается выставка
полотном «Строительство колхозной электростанции» 1952 года, написанным в духе присущего социалистическому реализму оптимизма и безбрежной веры в светлое будущее.

«Однако, — сказал директор фонда «Хуан Марк» Хавьер Гома, — ни в коем случае нельзя рассматривать нашу выставку только с точки зрения подчинения творца сопровождавшим его обстоятельствам конкретной исторической эпохи. Мы бы никогда не взялись за её организацию, если бы Дейнека не был прекрасным художником, покоряющим силой художественного воздействия своей живописи».

В программе проходящих в испанских городах событий, связанных с русским искусством, не могло отсутствовать имя Сергея Дягилева. Этому удивительному человеку посвящены сразу две одновременно открывшиеся в Барселоне и Саламанке выставки, которые, каждая по-своему, показывают многогранный талант этого знатока искусства и антрепренёра, находившегося в неустанном поиске новых форм художественного выражения.

Экспозиции очень разные. Одна из них, открывшаяся в культурном центре в Барселоне и которой предстоит в феврале 2012 года переехать в Мадрид, называется «Русские балеты Дягилева, 1909—1929. Когда искусство танцует с музыкой». Она является той самой выставкой, которая с успехом прошла в лондонском музее Вик-
тории и Альберта. Её основу составляют материалы из зарубежных собраний, среди которых фотографии, рисунки, макеты, афиши, программки, отдельные костюмы балетных постановок. На ней же впервые демонстрируется сделанная, несмотря на запрет, 60-секундная кинозапись выступления дягилевской балетной труппы в Монтрё (Швейцария).

Особое внимание на выставке в Барселоне уделено испанскому периоду труппы Дягилева, которая провела здесь несколько лет во время Первой мировой войны и потом неоднократно возвращалась со своими спектаклями. Демонстрируются аудиовизуальные материалы, рассказывающие о любви Дягилева к Испании, о его сотрудничестве с Пабло Пикассо, сделавшим эскизы костюмов для балета «Парад» Эрика Сати, и другим каталонским художником — Хосепом Марией Сертом, выполнившим дизайн декораций.

К этому же периоду относится известная история встречи Дягилева с королём Испании Альфонсо ХIII, который, будучи поклонником русского балета, пригласил его и его труппу в королевский дворец, где спросил русского импресарио: «Вы не танцуете, не играете в оркестре, что же вы делаете в труппе?» На что Дягилев с достоинством ответил: «Я, как и вы, Ваше Величество, ничего не делаю, но без меня не обойтись».

Вторая выставка, открывшаяся в уникальном своими цветными витражами здании «Дом Лис» в Саламанке, называется «Русские балеты Сергея Дягилева и их влияние на ар-деко». Она создана на основе материалов и при непосредственном участии специалистов Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Здесь представлены уникальные оформительские работы, выполненные по заказу Дягилева Александром Бенуа, Александром Головиным, Натальей Гончаровой, Николаем Рерихом. Здесь же можно увидеть оригинальный текстиль Льва Бакста. Специальный раздел посвящён костюмам и декорациям к первой постановке «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова, представлены рисунки русских художников, связанных с ар-деко. В результате эта небольшая по количеству экспонатов выставка, как написала газета El Pais, «стала настоящим открытием для испанских посетителей».

Таким же откровением для испанцев стала очень изысканная выставка «Русский романтизм в эпоху Пушкина» из собрания московского Государственного музея А.С. Пушкина, открывшаяся в мадридском Музее романтизма. На выставке представлено 60 полотен известных русских художников, таких как Орест Кипренский, Василий Тропинин, Пётр Соколов, Иван Айвазовский. На полотнах отображены образы великого русского поэта, его друзей, его муз и известных людей той эпохи. Как отметила на открытии выставки генеральный директор управления изящных искусств министерства культуры Испании Анхелес Альберт, «эта выставка вводит нас в незнакомый, но очень близкий нам по духу мир русского романтизма».

Последовавшую за пушкинской эпохой эпоху духовных исканий целого поколения русских патриотов, которые, живя за границей, остро переживали царящую на родине несправедливость и пытались силой
своего интеллекта и таланта помочь Родине сбросить оковы рабства, показал испанскому зрителю Российский академический молодёжный театр.

История жизни и раздумий Герцена, Огарёва, приезжавших к ним Тургенева, Чернышевского, Бакунина и других известных русских писателей и мыслителей заинтересовала английского драматурга Тома Стоппарда, который создал трилогию «Берег утопии» — целостную галерею образов, знакомых всем нам по именам и
мало знакомых по духовным поискам и жизненным обстоятельствам. Как сказал художественный руководитель молодёжного театра Алексей Бородин, «Стоппард отнёсся к этой работе очень серьёзно. Он
в течение четырёх лет добросовестно изучал зарубежные и российские архивы, поэтому каждый диалог в спектакле дышит ощущением подлинности, что придаёт ему особое звучание».

Обычно театр показывает эту трилогию в один день в течение 10 часов. Однако мадридский Центр драматического искусства, где прошли гастроли московского театра, не решился в рабочие дни представить весь спектакль полностью и уговорил москвичей показать каждую часть отдельно, а вот в выходной день зрители смогли увидеть весь спектакль целиком, что, конечно, помогает лучше понять замысел драматурга и режиссёра.

Все четыре дня показа спектакля зал был полон. Несмотря на языковой барьер, отчасти преодолённый благодаря внятным субтитрам, испанцы жадно ловили высказываемые персонажами идеи, которые до сих пор во многом остаются актуальными, сопереживали жизненным коллизиям героев и смеялись над курьёзными событиями в их жизни.

Материал из журнала “Эхо планеты” № 41-42

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x