«Русь — Гималаи» выставка картин Николая Константиновича Рериха.

2 декабря 2011 года в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны открылась выставка «Русь — Гималаи». На ней представлены картины Николая Константиновича Рериха из фондов Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

Это совместный проект Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Национального художественного музея Республики Беларусь, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь. Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, культурно-просветительского общественного объединения «Адамант» (г. Минск), республиканского общественного объединения «Белорусский фонд Рерихов» и информационно-культурного центра «Сокровище мира» (г. Витебск).

На торжественном открытии выставки выступили директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны С.И. Азаронок, Посол Республики Индии в Беларуси Манодж Кумар Бхарти, представитель Международного Центра Рерихов Т.А. Иванова. В своей речи С.И. Азаронок отметил, что Центр-Музей и Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны связывают годы сотрудничества. Выставка картин Н.К. Рериха из фондов МЦР уже в четвертый раз проходит в Минске, и интерес к творчеству Н.К.Рериха возрастает год от года.

Господин Бхарти сказал о том, что в Индии глубоко чтят художественное и философское творчество Н.К. Рериха и членов его семьи, а также уникальную духовную ценность картин великого Мастера. Т.А. Иванова рассказала о картинах, представленных на выставке. Шестьдесят картин Н.К. Рериха из фондов Центра-Музея были созданы художником в России, США и Индии. Большинство произведений из серии «Гималаи» экспонируются впервые с уточненными авторскими названиями. Это – «Шатровая гора» (1937), «Туркестан» (1937), «Путь к Эвересту» (1944), «Чомолхари. (Отражение)» (1944) и др. Новая атрибуция — результат научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н.К. Рериха.

Особое место занимают картины, созданные художником в начале прошлого века. Они являются ярким свидетельством глубокого проникновения Н.К. Рериха в историко-культурные истоки своего народа и основы мироздания. К ним относится и единственное произведение, предоставленное Национальным художественным музеем Республики Беларусь, «За Родину. Рать» (1899—1900).

Архитектурный этюд «Кремлевская башня. Нижний Новгород» (1903) был создан во время знаменитого путешествия «По старине». В ходе поездки по 40 древнерусским городам вместе с женой Е.И. Рерих художник создает серию архитектурных этюдов, которую современники назвали «Пантеоном былой славы Руси». Именно на маршруте этой экспедиции художник впервые задумывается о юридическом документе, который смог бы охранить от разрушения и забвения памятники культуры. Эта идея нашла отражение в Пакте Рериха, подписанном в Вашингтоне двадцатью одним государством в 1935 году. Пакт Рериха стал первым международным документом, направленным на защиту культурных объектов от разрушения во время войны и в мирное время. Отличительным символом Пакта является предложенное Н.К. Рерихом Знамя Мира, также представленное на выставке. Знамя Мира символизирует прошлое, настоящее, будущее в кольце вечности или науку, искусство и философию в кольце культуры. В 2010 году мировая и российская культурная общественность отметили 75-летие Пакта Рериха, который лег в основу Гаагской конвенции 1954 года.

Представленные в экспозиции «северные этюды» — «Неяркие лучи» и «Скалы и утесы» из серии «Ладога» — созданы художником в 1917—1918гг. в Карелии. Они раскрывают нам суровую красоту природы севера. По признанию самого Н.К. Рериха, эти картины стали предтечей знаменитой серии «Гималаи».

Полотно «Язык леса» (1922), созданное во время пребывания Н.К. Рериха в Америке (1920—1923), куда он приехал для проведения персональных выставок, посвящено жизни тех подвижников, которые в уединении достигали гармонии с окружающей природой, могли слышать и понимать ее язык.

Стремление выявить и научно обосновать факты, свидетельствующие о взаимопроникновении культур Запада и Востока, общности русской и индийской культурных традиций, в 1923 году привело Н.К. Рериха и его семью в Индию. Этой стране Мастер посвятит множество художественных произведений и литературных статей. Сам же художник, называя Индию родной сестрой России, неизменно считал, что у российско-индийских отношений огромное и очень значимое для развития мировой цивилизации будущее. «Русь—Индия — два магнита, два устоя», — писал он.

Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центральноа-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством академика Н.К. Рериха в 1924—1928 годах. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано по имевшимся наброскам впоследствии, в 30—40-е годы прошлого века в долине Кулу. Именно они экспонируются на выставке «Русь — Гималаи».

В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад этой выдающейся семьи в российскую и мировую культуру, а также фотовыставка «Пакт Рериха», посвященная охране культурного наследия. В феврале 2012 года в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны пройдет научно-практическая конференция «Культурное наследие: философские, исторические и юридические аспекты», и фотовыставка «Пакт Рериха» станет своеобразным прологом к этой конференции.

На выставке «Русь — Гималаи» представлены литературные и философские труды семьи Рерихов, изданные Международным Центром Рерихов. Во время ее работы будет проводиться культурная программа.

Международный Центр Рерихов

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x