Музыкальное искусство в жизни и творчестве Елены Ивановны Рерих.

12 февраля 2012 года в рамках Лектория Российской национальной библиотеки состоялась третья встреча из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания». Она была посвящена 133-й годовщине со дня рождения всемирно известного мыслителя и философа Елены Ивановны Рерих. Лекцию на тему: «Музыкальное искусство в жизни и творчестве Е.И. Рерих» представил председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России Э.А.Томша.

Мероприятие открыла Елена Федоровна Строганова, заведующая лекционно-концертными мероприятиями Российской национальной библиотеки. Она отметила, что лекторий «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания» является совместным проектом Международного Центра Рерихов и Российской национальной библиотеки и пользуется большим успехом у читателей.

В своей лекции Э.А.Томша рассказал присутствующим, что Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1879 года. Богатые культурные традиции семьи с раннего детства помогали раскрытию творческих способностей ребенка, а врожденная музыкальная одаренность Елены Шапошниковой позволяла ей заниматься музыкой. Она свободно овладела прекрасным искусством игры на фортепиано. Освоение музыкального материала и развитие фортепианного мастерства были столь яркими, что все родные и учителя музыки прочили ей прекрасное будущее в фортепианном исполнительстве. В 16 лет после окончания гимназии с золотой медалью Елена Шапошникова поступила в Санкт-Петербургскую частную музыкальную школу, по окончании которой ей прочили яркую карьеру пианистки. Она собиралась поступать в Санкт- Пе¬тербургскую консерваторию.

Лектор привел воспоминания современников о том, что Елена Шапошникова в годы молодости приняла решение выйти замуж за человека высокого художественного таланта, чтобы бескорыстно служить ему и вдохновлять на великие цели. Таким человеком в жизни Елены Ивановны стал Николай Константинович Рерих, в то время уже известный в Петербурге художник. У Николая Константиновича Елена Ивановна нашла поддержку и понимание своих устремлений, жизненных идеалов, в том числе и в музыке, так как Николай Константинович любил музыку и очень хорошо разбирался в ней.

Любовь к музыке Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли через всю свою жизнь. Собираясь в Центрально-Азиатскую экспедицию, которая проходила через Индию, Тибет, Китай, Монголию, Алтай и обратно в Индию, Н.К.Рерих «безжалостно изгонял каждый лишний килограмм груза», но «брал с собой патефон с пластинками». Уже находясь в Индии, в долине Кулу Елена Ивановна, несмотря на огромную занятость, находила время для музыки. Вечерами, после трудового дня вся семья Рерихов собиралась вместе. Они делились своими размышлениями и наблюдениями, обсуждали результаты исследований, проводимых в Институте Гималайских исследований «Урусвати» и слушали музыку.

Интерес к музыке, проявившийся с ранних лет в одаренном ребенке, внутренняя потребность и стремление к выражению прекрасного средствами музыки преобразуются спустя годы в осознание важности и значения музыки не только как средства гармонизации чувств и формирования целостного восприятия красоты земной, но и как связующего звена для восприятия красоты космической с ее сферами иной реальности.

Сотрудничество с реальностью Высших миров привело Елену Ивановну к со–творчеству с Великими Учителями Востока – Махатмами, и нашло отражение в философии космической реальности – Учении Живой Этики.

Э.А.Томша раскрыл некоторые положения Учения и рассказал слушателям о том, что на страницах книг Живой Этики подчеркивается важность музыки, музыкального искусства в жизни человека. Музыка и музыкальное исполнительство, несущие в себе синтетическое начало, влияют не только на интеллектуальное развитие, но способствуют расширению сознания и формируют мышление, способное оперировать категориями, «выходящими за пределы логики трехмерного пространства», направляя сознание человека в сферы многомерности Бытия. Такие понятия как ритм, гармония, созвучие и другие, имеющие принадлежность к основам музыкального знания, рассматриваются уже в ином смысловом значении. Например: «Усвоение ритма есть ступень к дальним мирам. Никто не может воспринять тонких вибраций, если он не усвоил ритма и не понимает значения гармонии». Раскрытие содержания этих терминов в ином, космическом значении, явится связующим звеном для изучения наукой иных состояний материи, осознания сущностных вопросов космических законов, космической эволюции и участия человека в «грандиозном энергоинформационном обмене» со всеми энергетическими структурами космического мироздания.

Во время лекции были использованы музыкальные фрагменты любимых произведений Елены Ивановны Рерих, которые создали гармоничную атмосферу, а выступление лектора подтвердило важность музыки и музыкального искусства в современную эпоху формирования космического мировоззрения, где человеку в этом процессе отводится важная роль.

Музеи России

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x