Первый в истории человечества Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, а более просто и коротко – “Пакт Рериха” – был создан в 1929 году.
В 1932 году в бельгийском городе Брюгге состоялась международная конференция, которая обратилась ко всем странам мира с призывом признать за пактом силу международного правового документа. К 80-летию этого события и приурочена нынешняя выставка в штаб-квартире ЮНЕСКО. Однако представлена на ней не только история пакта, но и ретроспектива широкого научного и художественного творчества его главного разработчика – Николая Рериха.
В экспозиции – сотня архивных материалов из московского Международного центра Рерихов, в том числе символическая эмблема “Пакта Рериха”. Это “Знамя мира”: белое полотнище с изображенными на нем тремя амарантовыми сферами, которые заключены в круг. “Многообразная деятельность Николая Рериха раскрывает его как одного из главных представителей русского культурного ренессанса“, – считает профессор Международной славянской академии Евгений Маточкин.
“Россия в начале XX века переживала культурный ренессанс, – сказал он. – В то время существовало действительно много выдающихся деятелей, которые в своей сумме составили нечто подобное тому, что было в эпоху Возрождения в Италии. Николай Рерих в этом смысле подобен этим корифеям, поскольку воплощал в себе много различных направлений деятельности.
Он был и ученый, и путешественник, и замечательный писатель. Его постепенно открывали: то как художника, то как археолога, как поэта. Но, вообще говоря, Рериха надо открывать во всей совокупности – еще и как философа, и как общественного деятеля. Сегодня мы воздаем ему должное как общественному деятелю мирового уровня, который создал пакт о сохранении культурного наследия всего человечества. Пакт и знамя пакта, которое символически расшифровывается как прошлое, настоящее и будущее в круге вечности”.
“Пакту Рериха” суждено было стать основой международной Конвенции “О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов”, принятой ООН в 1954 году. Только вряд ли сегодня можно сказать, что сам пакт и выросшая из него Конвенция по-настоящему работают. Военные конфликты, почти непрерывно возникающие то в одной, то в другой части мира, приносят все новые сведения об уничтоженных историко-культурных памятниках человечества.
Как ни странно, в этой ситуации у “Пакта Рериха” появляется новое, актуальное звучание, надо лишь понять, что охраняет он не только прошлое, но и будущее. Такова точка зрения Людмилы Шапошниковой – директора московского Музея имени Николая Рериха. “В памятниках культуры, в их красоте заключена энергетика, необходимая культурному пространству“, – считает она.
“Если нет красоты – не будет тонкой энергетики, нужной для развития планеты и человечества. И когда война разрушает, сжигает произведения искусства, наносится непоправимый ущерб нашей эволюции. Пакт для того и создан, чтобы защитить не только нашу культуру, но и нашу эволюцию, – сказала Людмила Шапошникова. – Гениальный русский писатель Федор Достоевский написал известную фразу: “Красота спасет мир”. Николай Рерих добавил: “Сознание красоты спасет мир”.
То есть мир может спасти осознание того, что если мы будем рушить эти памятники красоты прошлого, да и настоящего, то будущего у нас не будет. “Пакт Рериха” охраняет не только памятники – он охраняет наше будущее”.
Работа выставки “Пакт Рериха. История и современность” продлится до 6 апреля и не ограничится демонстрацией редких экспонатов. Так, в день ее открытия состоялась церемония награждения деятелей культуры разных стран российской национальной премией “Древо жизни”. Премия присуждается за крупные заслуги в области международного гуманитарного сотрудничества, и в числе ее новых лауреатов – шестой Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали и популярный французский шансонье Шарль Азнавур.