Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Рерихов.

Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем, видеть перед собою сияющие Светочи всех веков.

Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением.

Н.К.Рерих. Семь Святых. 1930г.

31 мая в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошла встреча, посвященная Светочу земли Русской – Преподобному Сергию Радонежскому.

Сотрудники общества, готовившие встречу, постарались раскрыть перед слушателями образ Преподобного через произведения Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.

В своем литературном и художественном творчестве Рерихи очень часто обращались к образам подвижников, оставивших яркий след в истории разных народов. Но особо почитался в семье Рерихов великий заступник земли русской Преподобный Сергий Радонежский. Николай Константинович называл его строителем русской духовной культуры. «Как бы ни болело сердце русское, — писал он, — где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

Через 2 года мир будет отмечать 700-летие со дня рождения Светоча земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского, «облик которого, – как писала Е.И.Рерих – вошел в сознание народа русского как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель».

В книге «Земное творчество космической эволюции» Л.В.Шапошниковой – генерального директора Музея им. Н.К.Рериха в Москве, академика, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, в главе «Земной ангел и небесный человек» (раздел «Вестники метаистории»), посвященной Сергию Радонежскому читаем:
«Жизнь Преподобного Сергия прошла устремленно, плодотворно, и путь его был удивительно прям и походил на несущуюся во Времени стрелу, пущенную чьей-то невидимой, но мудрой рукой. Прямой путь — не значит путь легкий. На этом пути было столько предвиденных и непредвиденных трудностей и тяжелого труда, что хватило бы на целую братию не одного монастыря. Влияние этого человека на многие стороны русской жизни было длительным и прочным.

Культурная, духовная и политическая его деятельность отличалась качествами устойчивости и составила целую неповторимую эпоху в истории России. Позже он был канонизирован Церковью как святой. Основанный им монастырь играл на протяжении ряда веков крупную историческую роль. Дмитрий Донской перед Куликовской битвой получил в нем наставления и благословение самого Преподобного. Позже монастырь встал на пути поляков к Москве. А потом его стены спасли жизнь русского царя-строителя Петра I, царя, заложившего Город, который сначала изменил судьбу России, а несколько веков спустя преградил дорогу нашествию нацистской тьмы.

Трудясь на благо России, Сергий Радонежский прозревал будущее. Поэтому то, что он строил и создавал, не только имело долговременный характер, но и влияло на ход событий последующей истории. В 1919 году выдающийся русский философ П.А.Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому перво-узлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному». Наиболее ярко и полно мы открываем для себя облик Преподобного, обращаясь к книге Е.И.Рерих «Знамя преподобного Сергия Радонежского», вышедшей в 1934 году.

Сотрудники Рериховского общества И.А.Медведенко и Е.В.Митюкова рассказали о жизни Сергия Радонежского по книге Елены Ивановны Рерих. Звучали слова Елены Ивановны, и перед слушателями возникал тот образ Преподобного, который стремилась донести до открытых сердец Е.И.Рерих – образ Воспитателя духа народного, образ Всенародного Учителя, Заступника и Ободрителя, сияющий мощью Огненной, образ Великого Вождя и Строителя Земли Русской.

Елена Ивановна писала: «Самая высшая из молитв – это непрестанное удивление Творцу – больше всего наполняла душу Преподобного Сергия. Но была у него еще одна молитва.

“Бог и Родина”- вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия… и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям.»

«…Замечательно, как часто мы встречаем в его словах, обращенных к ученикам и приходящим к нему, слово “радость”. Оно звучит и в наставлении к труду, и в молитве, исполненной радости духа, и в радости несения подвига. Не этот ли призыв к радости, не эта ли радость, полагаемая им в основание всякого действия, и привлекала к нему столько сердец и, впоследствии сделала его Обитель средоточием духовной культуры, опорою и прибежищем во все тяжкие минуты Земли Русской?»

«…Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путем чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Его учение не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца. Учение это выше всего ставило долг человека с точки зрения общего блага».

«…Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск в Мир Высший».

«…Он знал силу духа своего, он знал Волю Сил Высших. Мерилом величия духа всегда будет сознательно принятая тяжесть ответственности. И, как мы видим, Преподобный знал эту меру и принял полную чашу». «…Народ обрел в Преподобном отце наставника, судью справедливого, целителя как духовных, так и телесных немощей своих, и заступника перед всякого рода утеснителями. Истинно, никто более него не подходил под характеристику Святого древней Руси -“Земной Ангел и Небесный Человек”.»

«…Нигде не находим указаний, чтобы Преподобный применял “умное делание” в своем учении, вернее предположить, что он даже запрещал его. Ибо на личном опыте он знал, что постоянное общение с Иерархией Света достигалось, прежде всего и проще всего, путем раскрытия сердца. Раскрытие же сердца не требовало затраты времени ни на какие упражнения исключительно для себя. Среди сознательного и священного труда во имя Светлой Иерархии совершалось это любовное раскрытие, и в сердце устанавливался постоянный престол во имя Высшего»

«…Каждое слово, каждое действие Преподобного носило на себе печать убедительности. Той убедительности, которая даже поверх основной мудрости покоряет себе. Когда каждый в глубине существа своего сознает, что так и должно быть и не может быть иначе. Конечно, и это качество прежде всего вытекало из Благодати общения с Хранителями Невидимыми, неизменно пребывавшей в сердце его.
Сергий – это живая связь с Миром Огненным!»
Е.В.Митюкова представила слайд-программу «Образ Святого Сергия Радонежского и обители Сергиевой в художественном творчестве Н.К.Рериха».

В художественном творчестве Н.К.Рериха мы находим целый ряд картин, посвященных образу Преподобного и обители Сергиевой. Л.В.Шапошниковой в своей книге «Земное творчество космической эволюции» писала:
«Многие годы спустя появятся изображения Сергия на иконах. Церковные иконописцы осторожно и расчетливо будут писать его с неземной, святой отрешенностью в глазах. Однако история донесет до нас другого Сергия Радонежского. Философа и мыслите¬ля, воина и политика. Человека — строителя русской культуры и русской государствен¬ности. Земного неутомимого подвижника и труженика. Резкие черты, глаза провидца и сильные руки, привыкшие к тяжелому физическому труду. Таким мы видим Сергия на полотнах Николая Константиновича Рериха».

Слушателям были представлены картины: «Сергий-Строитель» 1924 и 1942гг., «Сотрудники» 1940г., «Сам вышел» 1922г., «Мост Славы» 1923г., «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» 1934г., «Сергиева Пустынь» 1933, 1936гг., «Святой Сергий Радонежский» 1932г., «Русь Славянская» 1943г. К деяниям Преподобного и обители Сергиевой мы можем отнести серию картин «САНКТА» (Святая, Священная) созданную Н.Рерихом в Америке в 1922 году.

Серия “Sancta” – это “любимая серия Великого Владыки”, – отмечала в своих письмах Е.И.Рерих. В письме Балтазару Боллингу, американскому корреспонденту Е.И. Рерих, который в 50-е годы разыскал и выкупил серию “Sancta” в числе других полотен Н.Рериха Елена Ивановна писала:
«…Я счастлива, ибо Вы будете любить их и они явятся для Вас истинным Благословением. Аура, окружающая их, чудодейственна. Они создавались в любви и почитании, которыми было исполнено сердце творца их, – сердце поэта и художника».

Голинь Л.С. прочитала выдержки из писем Е.И.Рерих, посвященные Сергию Радонежскому. Сотрудники Рериховского общества (И.А. Медведенко, В.В. Зиновьева, Е.В. Митюкова) познакомили слушателей со статьями и очерками Н.К.Рериха посвященными Преподобному: «Глаз зоркий», «Свет неугасимый», «Слово на освящение часовни Св.Преподобного Сергия», «Он».

Завершили встречу прекрасные стихи Б.Н.Абрамова, прочитанные Пациорой Г.П.

Наш жизненный путь – тернистый.
Бегут чередой года.
Но мудрый, простой и чистый
Твой Образ храним всегда.

Когда от труда, заботы
Почувствуем боль в плечах.
Мы вспомним, как Сам работал
И храм воздвигал в лесах.

Когда ужаснёмся дикой
И злобной душе людей
Мы вспомним, как Сам Великий
Был другом лесных зверей.

Когда устаем от битвы,
Сомненьем полны, тоской,
Мы вспомним, как Сам с молитвой
Людей посылал на бой.

Как луч, как маяк ведущий
Нам Имя Твоё в пути.
И встретим Тебя, Зовущий,
У врат, что должны найти

Митюкова Е.В.

Сайт Кременчугского Рериховского Общества

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x