Ю.А.Шилов
профессор Межрегиональной академии управления персоналом,
Украина
Историко-археологическая подоплека
Пакта Рериха
рис. 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4 рис. 5 рис. 6 рис. 7 рис. 8 рис. 9 рис.10 |
На рисунках 1-5 представлены прорисовки (вид сверху) чаш и амфор Кукутеньско-Трипольской археологической культуры Молдовы и Украины (4100-3200 лет до н.э.) [1]. Данные примеры – из огромного фонда артефактов. Орнаментика центрального сосуда (рис. 3) особенно близка к символике Знамени Мира [2, с. 65]. Древний гончар-мудрец так изобразил три источника живительных вод. Однако от этой композиции расходятся типологические ряды, уводящие в глубины архетипов человеческого естества (рис. 1-2) и космического мироздания (рис. 4-5). А это уже свидетельства адекватности образно-интуитивного восприятия обществом своего и вселенского бытия. Триада, положенная в основу рассматриваемой орнаментики, отражает мифологию древнейших калиц-цивилизаций Аратты, более известной под условным названием «культура Кукутень-Триполье» (5400-2750 годы до н.э.) [3; 4; 5]. Помимо сел и прочих небольших поселений, она захватывала города площадью до 450 га, в которых было до 3 тысяч 1-3-этажных домов и до 15-30 тысяч населения. Самый большой город (между селами Вишнополь и Тальянки Тальновского р-на Черкасской обл.) имел очертания «стопы БОГА Вишну», который является главным божеством «Веды словена» [4, с. 35-37; 6]. Помощником Вишну во гневе выступает Сива, называемый также Черно-БОГОМ; однако второй по важности – его светлый двойник Бело-БОГ. Это он уговаривает Вишну перестать гневаться на грешную молодежь и дать ей в наставники подрастающего Коляду, назначив его, «млада Браха», Третьим БОГОМ. Таким образом сложилась древнейшая из Троиц индоевропейских народов: Вишну, Бело-БОГ, Коляда-Браха. Эта Троица «Веды словена» вполне сопоставима с индийским «Тройственным образом» Тримурти: Брахма, Шива, Вишну. Считается, что Шива – Черный БОГ аборигенов Индии. Но ведь и Сива – тоже Черно-БОГ. К тому же «Веда словена» знает Дургану – не только тезку, но и подобие Дурги, супруги Шивы. Ее темная ипостась Кали проступает в древних индоарийских названиях Северного Причерноморья, знавшего и различные воплощения Шивы [7, с. 114-115, 205, 244-245]. С другой стороны, в Индии обнаруживается множество причерноморских названий, включая пенджабскую Аратту-II. Это проявления индоевропейской общноности языков и этнокультур [3; 5; 4]. Коляда стал покровителем калиц Аратты-I дунайско-днепровского региона. Так назывались древнейшие государственные образования, состоявшие из города, сел и обжитых околиц. В деревянных поселениях сложился уникальный обычай их самосожжения-обновления. По исследованиям археологов, это прoисходило раз в 60-100 лет, по-видимому, через три поколения, когда истощались земли округи. Отсюда берет начало индоарийское учение о четырех великих «поколениях» – югах «дня Брахмы», каждый из которых оканчивается вселенским пожаром. Ему соответствует смена имени Дурги-Кали на Каларатри – «Ночь времени», в которой звучит традиция периодических сожжений обветшавших калиц Аратты [4]. Замечено, что начало формирования цивилизаций всех обжитых континентов начиналось огромными изображениями (Наска, Дорсет, Мальта и др.). Аратта исключения не составляла. Наиболее представительна планировка города у села Майданецкое (недалеко от Вишнополя). По данным аэрофотосъемки, уточненной геофизической разведкой и археологическими изысканиями, планировка и семантика Майданецкого такова: три внешних ряда строений придавали городу яйцевидные очертания, ориентированные суженной частью на юг (рис. 6). К ней прилегала площадь. Внутреннее пространство было застроено нерегулярно, образуя некие фигуры. Особенно выразительна Рожаница, расположенная в северной половине «яйца» (рис. 6-7; сравните с яйцом-писанкой, рис. 10). Северо-восточная ориентировка ног БОГИНИ связана, очевидно, с идеей восхода-рождения летнего Солнца (его сына от мамы Вялканы. по «Веде словена») [6, с. 260-340]. Между тем памятники первоосновы современной цивилизации, калицы скуп(щин)ы Аратты, погибают от карьеров и пашен, исчезают под современными селами и городами. Так, Киев скрыл под собой 15 таких памятников, население которых оставило доныне живущие предания, фольклор, орнаменты и прочее [3; 4; рис. 10]. Надеемся, что авторитет Пакта Рериха поможет взять под особую опеку основу индоевропейской и всей земной цивилизации. Литература 1. Ткачук Т.М. Знаковi системи трипiльсько-кукутенськоi культурно-icторичноi спiльностi (мальований посуд). Вiнниця: Нова книга, 2005. 2. Рерих Н.К. Держава света. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 4. Шилов Ю.О. Iсторична Аратта чи археологiчне «Трипiлля»? Киiв: Аратта, 2009. 5. Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999. 6. Славянские Веды / Сост. А.И.Асов. М.: ФАИР-Пресс, 2003. 7. Ursulescu N., Dergacev V., Shilov Y. Cucuteni-Trypillia: a Great Civilization of Old Europe // Catalogue. Rome-Vatican, 2008. 75 лет Пакту Рериха. Материалы международной общественно-научной конференции 2010. М.: МЦР, Мастер-Банк. 2011. |