Индийские художники рисуют неизвестную Россию.

Второй год подряд Российский центр науки и культуры /РЦНК/ в Нью-Дели организует творческий лагерь для индийских художников и предлагает им нарисовать Россию, в которой они никогда не были, но пытались представить себе благодаря многочисленным книгам и фильмам. За два с половиной месяца им надо было завершить свои полотна, представленные сегодня на выставке в индийской столице.
Александр Антипин, Нью-Дели

Моника Давар предпочитает живописи фотографию и со своими снимками регулярно участвует в различных фотовыставках, проходящих по всей территории Индии. “Если поеду в Россию, то обязательно привезу оттуда море фотографий и видео”, – обещает она. При этом именно ее картина “Трамвай посреди города”, написанная в духе позднего импрессионизма, привлекает большинство посетителей экспозиции. “Я очень люблю трамваи. Россия у меня ассоциируется именно с трамваями”, – отмечает художница. Россию, по своему собственному признанию, она узнала по болливудским фильмам с Раджем Капуром и влюбилась в нее с первого взгляда.

В этом году в лагере, который получил название “Индийские художники рисуют Россию”, приняли участие 13 живописцев, но это, по словам его организаторов, только начало большого пути. Так, начальник отдела культуры и информации представительства “Россотрудничества” в Индии Елена Штапкина уверяет, что со временем акция станет более масштабной и охватит также РЦНК в Мумбаи, Ченнаи, Калькутте и Тривандруме. В будущем есть планы организовать передвижную выставку, в которую войдут лучшие работы индийских художников, посвященные России.

На картине Нилам Маншарамани изображена деревянная церковь острова Кижи, покрытая снегом. Правда, как признается сама художница, с православными монастырями и русскою зимой с буранами и тридцатиградусным морозом она знакома только по рассказам, хотя и училась в христианской школе, где учителя каждый день водили ее в храмы и другие богоугодные заведения. “Кое-что о религии я знаю, – объясняет Маншарамани. – Однако это совсем неважно. Важно, что мы все чувствуем по отношению к России. Это, наверное, прекрасное место, а ее пейзажи, должно быть, действительно прекрасны. Каждый из них, по крайней мере, на фотографиях, по своему уникален”.

Тринадцать художников, которые приняли участие в лагере, в разное время приехали в Нью-Дели из самых разных индийских городов. Каждому из живописцев дали задание написать не менее двух пейзажей, связанных с Россией, и менее чем за три месяца наброски маковок церквей, улиц, лесов и озер приобрели реальные очертания, а ничем не примечательные белые холсты наполнились оттенками самых ярких цветов, которые так любят использовать в своих картинах современные индийские художники. Итоговая выставка будет работать еще две недели, а ее создатели уже успели попасть на полосы крупнейших индийских газет и эфиры центральных телеканалов.

Картины Падмини Мехты из Варанаси, одного из старейших городов Индии, на первый взгляд могут показаться удачно выполненными иллюстрациями к русским народным сказкам или рассказам какого-нибудь современного российского писателя. Ни на одной из них не обходится без огромных желтых звезд, кукол в платьицах в цветочек, балерин в пачках и русых красавиц в бело-красных платочках. Когда смотришь на них, то кажется, что откуда-нибудь из-за угла вот-вот должен появиться Емеля с щукой или, по крайней мере, Конек-Горбунок. “Я люблю сказки и Россия для меня одна из этих сказок. Когда я думаю о России, я почему-то сразу представляю себе улыбки ее жителей, вспоминаю потрясающие пейзажи Николая Рериха, – рассказывает художница. – Ребята из РЦНК в Нью-Дели делают большое дело. И с каждым годом масштаб их деятельности только увеличивается. Здесь я впервые побывала на балете. Это тоже сказка. У балерин сказочные костюмы, сказочные движения. Порой даже не веришь в то, что все это происходит на самом деле”.

Первый художественный лагерь состоялся в июле прошлого года, и идея прижилась. По словам Елены Штапкиной, “у многих индийцев Россия ассоциируется со свободой личности, с культурными и научными достижениями, широкими геополитическими возможностями и доброжелательностью людей”. Как и в прошлом году, его участникам были предоставлены холсты, акриловые краски, мольберты, а также большой выбор фотоальбомов с видами России, книги по русской живописи, архитектуре и ремеслам”.

Художник Аакшат Синха, который сейчас занимается изданием комиксов, единственный из всех участников лагеря, которому удалось побывать в России, где он учился в Росcийском университете дружбы народов /РУДН/ и прожил в общей сложности с десяток лет. Другими живописцами он воспринимается не просто как коллега. К нему приходят советоваться: кто-то боится, что их речка, затянувшаяся льдом, совсем не похожа на российскую, кто-то интересуется, есть ли в России пляжи. “Я много раз бывал в Санкт-Петербурге, где учился мой брат, и решил нарисовать Невский проспект, – объясняет Синха и признается, что в России ему нравится почти все, но особенно бабушки. – Бабушки там – такие добрые, такие хорошие. Они всегда готовы прийти на помощь и вкусно накормить”.

ТАСС-ПРЕСС

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x