Гималайский свет Рерихов. Специалисты Международного центра Рерихов и Индии совместно создадут музейный комплекс Рерихов в Наггаре.


На прошлой неделе в Москве российский Международный центр Рерихов (МЦР, Москва) и индийский Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР, Наггар) подписали договор о сотрудничестве. Исходя из него, две эти организации, созданные более 20 лет назад Святославом Рерихом, совместными усилиями создадут на базе дома Рерихов в Наггаре (Индия) Мемориальный музейный комплекс и возобновят деятельность Института гималайских исследований “Урусвати”.

Среди культурных и “горячих новостей дня” это событие осталось в СМИ практически незамеченным. Хотя по сути своей оно имеет важное значение и для культуры, и для истории, и для укрепления дружбы между народами… Ведь наследие Рерихов, как заметил Владимир Путин, имеет непреходящее значение для России и Индии.

А предыстория такова…

После завершения в 1928 году Центрально-Азиатской экспедиции, которая длилась более четырех лет, для обработки собранного научного материала Николай Рерих основывает в городе Дарджилинге (Индия) Институт гималайских исследований “Урусвати”. Но для размещения и организации его работы он выбирает долину Кулу в Гималаях. Она считается одним из самых красивых мест Индии. Еще ее называют долиной богов. Рерихи покупают у местного раджи имение: усадебный дом, построенный английским землевладельцем, и большой земельный участок. Здесь они занимаются интенсивной культурной и научной деятельностью. Кстати, именно тут у Николая Рериха окончательно оформляется идея о необходимости консолидации международных усилий по защите культурных ценностей, которая увенчалась в 1935 году подписанием первого международного договора “Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников”, известного как Пакт Рериха.

Сюда к Николаю Рериху приезжают два будущих руководителя Индии, которые в дальнейшем сыграли важнейшую роль в установлении дружеских отношений между нашими странами: Джавахарлал Неру и Индира Ганди.

После Индира Ганди вспоминала: “В 1942 году я вместе с отцом несколько дней провела с семьей Рерихов. Это было памятное посещение одаренной и удивительной семьи, где каждый сам по себе был примечательной личностью.Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, глубоко проникающий во все, что наблюдал.Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство… Я не присутствовала при его беседе с моим отцом. Однако знаю, что были высказаны идеи и мысли о развитии более тесного сотрудничества между Индией и СССР. Теперь, после завоевания Индией независимости, они получили свое реальное воплощение”.

Институт гималайских исследований “Урусвати” задумывался Рерихами как прообраз научного учреждения будущего, в основании которого лежит синтез знаний. Основной идеей, которая пронизывала научные концепции института, была идея взаимосвязи человека и космоса, так как, по мнению Рерихов, причина многих земных явлений находится в космосе и мирах более высокого состояния материи.

Институт сотрудничал со многими ведущими научными учреждениями мира и крупными учеными: Эйнштейном, Вавиловым, Милликеном и другими. По мнению Елены Рерих, Институт “Урусвати” должен был в будущем перерасти в город Знания. Но его работа была остановлена Второй мировой войной.

В то же время, живя в Кулу, Николай Константинович не раз предпринимал попытки вернуться вместе с семьей на родину. Но они так и не увенчались успехом. На первое его обращение в середине 30-х годов прошлого века к министру иностранных дел СССР Иосиф Сталин наложил резолюцию: “Не отвечать”. После завершения Отечественной войны Рерихи вновь обратились с просьбой вернуться на родину. И снова молчание… Но, несмотря на это, они жили и работали с мыслями о России. “Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта, – писал Николай Константинович. – Но для кого же мы трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей… Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения”.

В 1947 году уходит из жизни Николай Рерих. А через восемь не стало и его супруги Елены Рерих. Только старшему сыну Юрию Николаевичу, известному ученому востоковеду, удалось в конце 1957 года, вернуться на родину. По приглашению Никиты Хрущева Юрий Рерих переезжает жить в Москву. Он привозит с собой первую часть наследия, которую, к сожалению, постигла трагическая участь. Часть картин была передана им министерству культуры с целью создания музея. Министерство картины приняло, но обещанный музей так и не был создан. Другая часть привезенного наследия после скоропостижной смерти Юрия Рериха в 1960 году постепенно исчезала из его квартиры. Как отмечают специалисты, в настоящий момент там практически ничего не осталось.

Святослав Рерих, помня о воле родителей и учитывая горький опыт брата, добивается, чтобы в Москве был создан общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Ему это удается. И в 1990 году он передает в этот музей картины, архив и библиотеку родителей, мемориальные вещи и многие коллекции, которые Рерихи собирали всю свою жизнь. Сегодня стараниями Людмилы Шапошниковой, назначенной на должность директора Центра-Музея самим Святославом Рерихом, и меценатской помощи Бориса Булочника Международный центр Рерихов и его Музей стали известным культурным учреждением не только в России, но и за ее пределами.

Однако в индийском имении Рерихов в Наггаре осталась значительная часть наследия – картины, архив, книги, личные вещи и главное – законсервированный Институт гималайских исследований “Урусвати” с научными коллекциями, архивом, библиотекой, экспедиционными документами и экспонатами. И Святослав Рерих решает сохранить имение в Кулу и превратить его в полноценный российско-индийский музейно-научный центр. В свое время он писал брату. “Думаю все, как бы лучше осуществить Музей в Кулу. Все же это место, которое так тесно связано с работой Ник(олая) Конст(антиновича) в Индии и имеет исключительные преимущества, климатические, географические и исторические. Не говоря уже об исключительной живописности места…” А в 70-е годы прошлого века Святослав Рерих обращался в Российскую академию наук с просьбой организовать возобновление работы Института гималайских исследований “Урусвати” совместно с индийскими учеными. Но руководство РАН никак не прореагировало на просьбу Рериха…

После создания в Москве Центра-Музея Святослав Рерих создает российско-индийскую организацию – Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР). Она должна была возобновить культурную и научную деятельность, начатую его родителями.

И в России, и в Индии создание ММТР тогда восприняли с энтузиазмом. Но после смерти Святослава Рериха в январе 1993 года все пошло не так, как он задумывал. Мемориальный дом-музей Рерихов так и не был создан. Три комнаты в доме, которые еще Святослав Рерих приспособил под галерею для картин Николая Рериха, сегодня никак нельзя назвать мемориальным домом-музеем. К возобновлению деятельности Института никто так и не приступил. Более того, за двадцать лет существования ММТР многие архивные и научные документы и коллекции пришли в негодность…

Лишь в последнее время появилась надежда, что положение дел с сохранением наследия Рерихов в Наггаре начнет изменяться к лучшему и воля Святослава Рериха все же будет выполнена. В имение Рерихов российским куратором назначен новый человек. Им стала сотрудник МЦР Лариса Сургина. По приглашению индийской стороны в имении Николая Рериха в течение нескольких месяцев работала группа специалистов МЦР, которая занималась изучением состояния всего наследия, находящегося на территории имения.

– Была проделана огромная исследовательская работа, – рассказывает Александр Стеценко, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха МЦР. – Сотрудники нашего музея провели сверку наличия музейных предметов и коллекций (более 8000 единиц хранения), относящиеся к наследию Рерихов. Было выявлено и описано около 900 неучтенных мемориальных предметов и архивных документов, более 7000 книг и журналов из научной библиотеки Рерихов… То есть впервые была сделана полная опись и фотофиксация предметов наследия. Более того, проведенная работа показала, что для создания Международного научно-культурного центра в соответствии с концепцией Святослава Рериха, требуется целый комплекс мер.

Для обсуждения дальнейшего развития ММТР и приехала в Москву индийская делегация. В ее состав вошли: г-н Судрипта Рой – шеф-секретарь правительства штата Химачал-Прадеш, г-жа Маниша Нанда, – главный секретарь правительства штата Химачал-Прадеш, Генеральный секретарь Международного мемориального треста Рерихов и г-н Ракеш Канвар – директор Департамента языка, искусства и культуры правительства штата Химачал-Прадеш. В итоге подписан договор между МЦР и ММТР. Стороны договорились совместными усилиями, используя опыт МЦР в деле сохранения и популяризации наследия Рерихов, создать на базе дома Рерихов в Наггаре Мемориальный музейный комплекс и возобновить деятельность Института гималайских исследований “Урусвати”.

Одним из важнейших положений подписанного договора является положение о статусе и полномочиях российского куратора в ММТР. Стороны окончательно определили процедуру его назначения, статус, права и обязанности. Данные договоренности также определяют не только обязательства сторон по оказанию помощи в работе российского куратора ММТР, но и повышают его ответственность за принятые им обязательства.

На переговорах много говорилось о партнерских отношениях, взаимном уважении интересов сторон, помощи друг другу. Ибо только совместными усилиями можно сохранить наследие Рерихов. И каждый раз звучала мысль, что это сотрудничество в свою очередь будет способствовать укреплению культурных связей между Россией и Индией.

Это не просто привычная риторика. Уникальное художественное и культурное наследие семьи Рерихов имеет, как не раз отмечалось руководителями России и Индии, непреходящее значение для российско-индийской дружбы. Первый президент России Борис Ельцин так, к примеру, ответил Святославу Рериху на предложение стать почетным попечителем ММТР: “Задуманное Вами создание Международного мемориального треста Рерихов, несомненно, упрочит незаменимый вклад Вашего знаменитого семейства в духовное сближение России с Индией и мировую культуру. Этот многообещающий замысел, безусловно, будет всецело поддержан в России. Хотел бы заверить Вас в том, что буду оказывать всяческое содействие Вашему благородному начинанию, подключаясь к участию в нем по мере организационного становления мемориального треста, в том числе и в личном качестве”.

Правда, сделать это Борису Николаевичу не удалось. Но тем не менее обе организации надеются на помощь правительства России и Индии в деле сохранения культурного и научного наследия нашего великого соотечественника.
из беседы с индийскими коллегами:

Какое место, на ваш взгляд, сегодня занимают Рерихи в культурной жизни Индии?

Г-н Судрипта Рой, глава индийской делегации, шеф-секретарь правительства штата Химачал-Прадеш: Без преувеличения, Рерихи занимают в ней выдающееся положение. Труды их уникальны и ценятся в нашей стране. У них много последователей, которые бережно относятся к их творчеству и развивают его. Рерихи, по сути, являются культурным мостом между Индией и Россией.

После посещения Международного центра Рерихов и его Музея имени Н.К. Рериха в Москве какие у вас остались впечатления?

Г-н Судрипта Рой: То, что мы увидели здесь, нас восхитило. Это замечательно. Если мы сможем создать в Кулу хотя бы часть того, что мы здесь увидели, то это будет для нас огромным достижением.

Г-жа Маниша Нанда, главный секретарь правительства штата Химачал-Прадеш, Генеральный секретарь Международного мемориального треста Рерихов: Безусловно, мы хотели бы создать такой же музейный и научный комплекс, который мы увидели здесь в Москве. Потому что то, что мы увидели здесь, это, по сути – тело, сердце и душа наследия Рерихов.

Выставка “110 лет Юрию Рериху”

Вчера в Музее имени Н.К. Рериха в Москве накануне международной научной конференции “110 лет Юрию Рериху” открылась выставка произведений Николая Рериха. Эти картины нельзя увидеть в музеях. Они из частных собраний. Среди выставленных шедевров как широко известные по репродукциям произведения, так и картины, которые для российской публики будут открытием. Так, например, “Град обреченный”, “Новый дом”, “Лех”, “Ламаюру”, “Пандим”, “Эверест”, “Сокровище”, “Каменный век” (Призыв солнца), этюд “Углич. Воскресенский монастырь” и другие выставляются в России впервые. Всего в экспозиции будут представлены около 60 работ, которые отражают практически все периоды творчества Николая Рериха.

Российская газета” – Федеральный выпуск №5905 (232)

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x