Д.В. Внуков. Служение прекрасному.

У Н.К. Рериха есть удивительная картина под названием «Слепой». На ней изображен человек среди старинных зданий, охваченных пожаром, который не знает куда идти. Он ощущает жар, но направление не меняет и делает очередной шаг навстречу огненной стихии. Этой картиной великий художник в самом начале 1941 года пытался предупредить свою Родину о надвигающейся войне. Но Родина к его предупреждению осталась глуха, так же, как и к многочисленным предупреждениям своей разведки. Не надо напоминать какой катастрофой для страны закончилось это ослепление власти своей проницательностью.

К сожалению, в истории человечества мы часто видим примеры такого бескомпромиссного слепого приближения к пропасти. Какие бы предупреждения не звучали, и какая бы помощь не предлагалась, человечество остается глухо. Войны не прекращаются. Мировые войны сменились локальными, но по охвату стран участниц в них снова задействован весь мир. Экономический кризис ужесточил условия жизни подавляющего большинства жителей планеты. Массовая культура, внушая ложные ценности, вымывает из нас истинные представления о том, что есть добро и зло, что нравственно, а что безнравственно. В алчной погоне за благами цивилизации мы забыли о чести, достоинстве и перестали заботиться о благородстве души. Наша богатая Культура затерялась среди многочисленных осколков Правды. Роковые события сотрясают весь мир.

Казалось бы, не пора ли обернуть свой затуманенный взор к Светочам нашей совести. К тем, чей жизненный путь стал примером высокого нравственного служения всему человечеству. Именно в них, в их подвиге, в их творчестве скрыта тайна человеческого спасения. Они, как маяки, не дают нам наткнуться на рифы. Но и здесь мы проявляем удивительную слепоту и позволяем разрушать свое светлое будущее…

Все, кто интересуется творчеством Н.К. Рериха, знают, какая сложная судьба сложилась у его наследия. Великий художник, ученый, общественный деятель, путешественник, публицист. Разносторонность его взглядов и интересов поражает. И везде, за что бы ни брался Николай Константинович, ощущается присутствие высокого духа истинной Культуры. По сложившейся печальной традиции – все великое, все светлое всегда подвергается нападкам зависти, клеветы и невежества. Не избежал этой участи и Н.К. Рерих. На него нападали при жизни. На его наследие нападают и сейчас. Здесь необходимо определить, что представляет собой это наследие. Помимо художественной части, оно включает в себя уникальный архив – это письма, дневники, философские труды, личные вещи, предметы, принадлежавшие Рерихам, а также собранные ими во время многочисленных экспедиций бесценные коллекции образцов изобразительного искусства посещаемых ими стран. Все это, безусловно, стоит огромного состояния. Но, помимо так называемых «материальных» ценностей, неотъемлемой частью наследия является и сам Центр-Музей, где все это наследие собрано и выставляется. Дело в том, что история возвращения наследия Рерихов началась в далеком 1957 году, когда в СССР вернулся старший сын великого художника Ю.Н. Рерих. Он развернул активную деятельность по созданию в нашей стране музея имени его отца. Однако это встретило серьезное сопротивление со стороны чиновников, и, несмотря на многочисленные заверения, музей так и не был создан. Более того, к настоящему моменту оказалась полностью разграбленной та часть наследия, которую привез с собой Ю.Н. Рерих. Поэтому, когда в 1989 году вновь был поставлен вопрос о создании музея имени Н.К. Рериха, то его младший сын С.Н. Рерих, единственный наследник и правообладатель, однозначно высказался об общественном статусе будущего музея. Только такая форма, по мнению художника, могла позволить осуществить все возлагаемые на Центр-Музей задачи. Вот что он писал об этом в своем программном письме «Медлить нельзя!»: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр — это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда)».

Такая концепция музея вытекала из представления Н.К. Рериха о культуре. Развивая эту концепцию, Л.В. Шапошникова – выдающийся философ и бессменный генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха- определила ее как «самоорганизующаяся система духа». Можно по-разному воспринимать условия самоорганизации, но очевидно, что ей будут соответствовать и независимость, и гибкость, и функционирование поверх ведомственных барьеров. Таким образом, российское чиновничество было лишено права распоряжаться наследием семьи Рерихов, которое перешло под общественный контроль. Воплощая концепцию музея в соответствии с переданными С.Н. Рерихом инструкциями, Л.В. Шапошниковой за короткое время удалось создать уникальный во всех отношениях Центр-Музей. Помимо постоянно обновляемой экспозиции, в музее устраиваются выставки художников – космистов, детских рисунков, проводятся концерты, лекции, мастер-классы известных художников. При Центре действует обширная научная библиотека, научный центр проблем космического мышления, центр гуманной педагогики. Проводятся научные конференции, издаются книги, журналы и многое другое. Центр-Музей является членом многочисленных международных общественных организаций. Он проводит зарубежные выставки, участвует в международных научно-культурных проектах. Сейчас можно смело утверждать, что Центр-Музей функционирует так, как об этом мечтали Рерихи. Он стал общественным явлением, не имеющим аналогов в нашей стране, а может быть и в мире. Фактически и практически Центр-Музей представляет собой альтернативу существующим у нас формам организации культуры. Успешная деятельность Музея на протяжении более чем двадцати лет доказала эффективность и исключительную действенность предложенной С.Н. Рерихом концепции.

Мы живем в материальном мире. И здесь идеи, даже самые высокие, не реализуются сами собой. Для воплощения их в жизнь нужна материальная основа, то есть, попросту говоря, деньги. А для создания такого Центра-музея – колоссальные, даже по нынешним временам. И такие средства в Музей пришли в лице первого мецената новейшей российской истории, председателя правления «Мастер-Банка» Б.И. Булочника. С самого начала создания Музея С.Н. Рериху нашим государством была обещана финансовая помощь в реставрации исторического памятника архитектуры – усадьбы Лопухиных, где он должен был расположиться. Однако, в начале 90 г. прошлого века оно не сильно старалось выполнять взятые на себя обязательства и вскоре самоустранилось. Надо сказать, что государство из оказавшегося удаления не вернулось до сих пор. Поэтому вся тяжесть финансовой нагрузки легла на плечи Бориса Ильича. Думаю не ошибусь, если скажу, что в его лице наша страна имеет один из немногих примеров высокой степени той самоорганизации духа, из которой складывается истинная Культура. И это не высокопарные слова. Вспомните нашу действительность в те годы. Многие ли могли тогда отдавать. И много ли отдавали. Нравственным императивом того времени было брать. А Борис Ильич отдавал, отдавал то, что зарабатывал. Отдавал и не ждал ничего взамен, ничего не просил и не требовал.

О социальной ответственности бизнеса заговорили только сейчас, когда стала очевидной неспособность государства своими силами восстановить порушенную им же культуру. Стали говорить о привлечении меценатов и спонсоров. А Борис Ильич уже действует! Из Обращения конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха» в защиту мецената Международного Центра Рерихов: «За счет даров Б.И. Булочника и членов его семьи фонды музея пополнились многими картинами Рерихов, которые были возвращены в Россию. Сегодня музей оснащен самым современным музейным оборудованием. Благодаря финансовой помощи Бориса Булочника музей с начала 90-х годов проводит постоянные передвижные выставки картин Рерихов как в России, так и за ее пределами. При безвозмездной помощи мецената музея в Международном Центре Рерихов проводятся исследования культурного наследия Рерихов и ежегодные международные научно-общественные конференции, издаются труды Рерихов и других мыслителей. Научная библиотека и рукописный отдел МЦР, в котором хранится самый полный в мире архив семьи Рерихов, обслуживают ученых многих стран мира.

Особого внимания заслуживает финансирование Борисом Булочником работ по реставрации в центре Москвы памятника истории и культуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных» и воссозданию его полного исторического вида, которые по техническому заданию правительства Москвы проводит Международный Центр Рерихов без какой-либо финансовой поддержки государства». Думаю, это только малая часть внесенного Борисом Ильичом вклада в развитие Музея имени Н.К. Рериха.

Без всяких сомнений, за воплощение идеи Центра-Музея в жизнь мы должны благодарить двух людей – Л.В. Шапошникову и Б.И. Булочника. Без их подвижнического и самоотверженного труда не было бы ни высокохудожественного оформления музея, ни философского и научного осмысления творческого наследия Рерихов, не было бы постоянно обновляемой экспозиции, отреставрированной усадьбы Лопухиных, широкой издательской деятельности. Вероятно, и музея бы тоже не было.

Как мы можем видеть из новейшей российской истории, функционирование «поверх ведомственных барьеров» стало важнейшим условием сохранения целостности наследия Рерихов и предотвращения его разграбления. Но такое обстоятельство совсем не устраивало чиновников самых различных инстанций. Практически с момента основания Центра-Музея началась многолетняя эпопея под названием «государство против Рерихов». Что только не предпринималось. Чиновники и работники некоторых государственных учреждений культуры оспаривали завещание С.Н. Рериха, отбирали усадьбу, отбирали наследие, не возвращали картины, клеветали на Л.В. Шапошникову и даже на С.Н. Рериха. Но ничего у них не вышло. Никакие ухищрения им не помогли. Центр-Музей продолжал свое развитие. Тогда мишенью нападок стал Б.И. Булочник. Расчет был сделан очень дальновидно. Борис Ильич – это финансовая составляющая деятельности Центра-Музея. Если лишить его бизнеса, то Музей практически лишается средств к существованию. А в российских условиях скомпрометировать можно даже кристально чистый бизнес. Сначала началась травля в СМИ – появились недобросовестные публикации и передачи на телевидении. Потом появились претензии со стороны правоохранительных органов. Теперь в ход идут уголовные дела и санкции Центробанка. Методы борьбы против Б.И. Булочника напоминают известный итальянский телесериал «Спрут». Это и незаконное прослушивание, и необоснованные обыски в офисе и дома, это запугивание и шантаж сотрудников банка, поддельные документы и, конечно же, клевета. Если когда-нибудь станут известны подробности всей проводимой против Бориса Ильича «операции», то наверняка этот список дополнится еще одной внушительной коллекцией приемов нравственной нечистоплотности.

Мне могут возразить, что дыма без огня не бывает. Отвечу, речь идет о нашем горьком правосудии, где алчные и коррумпированные интересы чиновников всегда перевешивают и законность, и здравый смысл. Это – во-первых. А во-вторых, если бы Б.И. Булочник действовал так, как это пытаются представить его недоброжелатели, то это проявилось бы в первую очередь, по отношению к Центру – Музею имени Н.К. Рериха. Был бы Борис Ильич мошенником, он бы уже давно превратил бы музей в свое дочернее предприятие. Но этого не произошло! Центр-Музей сохраняет свой общественный статус, а вся помощь оказывается Борисом Ильичом безвозмездно. Купленные им картины передаются не на хранение, а в дар. В этом то и разница между теми, кто нападает и Б.И. Булочником. Все эти чиновники, следователи, журналисты никак не могут понять, что служение высокому идеалу Культуры не согласуется с безнравственностью и отсутствием морали в любых проявлениях. Не могут они понять и того, что человек может поступать бескорыстно, по зову сердца. Из Обращения конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха» в защиту мецената Международного Центра Рерихов: «Как истинный меценат российской культуры, деятельность которого является проявлением подлинного патриотизма, Б.И. Булочник оказывает и другую многостороннюю помощь российской культуре. Именно ему мы обязаны сохранением в России уникального вида русского искусства – жостовской росписи. Его имя значится среди членов Попечительского Совета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Значителен вклад Б.И. Булочника и в развитие российской науки». При этом, все кто знает его лично, отмечают высокую скромность Бориса Ильича, которая никогда не раскроет перед нами истинного размаха его меценатства.

Поэтому, любой культурный человек, познакомившийся с деятельностью Б.И. Булочника, никогда не поверит всем этим ложным обвинениям в незаконности или мошенничестве. Причина нападок на Бориса Ильича лежит в очередных попытках разрушить Центр-Музей в его уникальной концепции.

Это дает мне право, со всей ответственностью, заявить:

Наследие Рерихов в опасности!

Темное воронье кружится над нами! Нужно бить в набат и подниматься на защиту!

Неужели мы останемся глухи? Ведь дело не только в Центре-Музее. Сейчас напали на человека, который этот музей возводил своими руками. Трудно представить себе направление деятельности, к которой не прикоснулась бы рука Бориса Ильича. Многие ценители творческого наследия Рерихов зачитываются книгами, изданными в Центре-Музее. В них они находят много мудрых слов, много теплоты и духовных открытий. Но всего этого без Бориса Ильича не было бы. Так неужели мы не найдем в своем сердце хоть каплю благодарности к этому человеку за все то, что он сделал. Неужели мы не сможем преодолеть косность своего мышления, переступить через социальное недоверие к бизнесу и не поднимемся на его защиту? Нужно понимать, что защищая Бориса Ильича Булочника, мы защищаем не только Центр Музей имени Н.К. Рериха, мы защищаем и меценатство в его самых благородных традициях, и Культуру, которой в современных условиях без меценатства не выжить.

Многое еще можно было бы сказать, но лучше всего что-то сделать. Сделать для того, чтобы не обрывалась связь между прошлым, настоящим и будущим, чтобы не гасло пламя того, что мы называем служением прекрасному…

Д.В. Внуков
Новая газета

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x