В Суздале открылась выставка, приуроченная к 140-летию Николая Рериха

В Суздале открылась выставка, приуроченная к 140-летию Николая Рериха
“Осознание красоты спасет мир” – так, переиначивая слова классика, говорил великий гуманист, художник и мыслитель 20 века – Николай Рерих. Выставка “Пакт Рериха. История и современность”, приуроченная к 140-летию художника, открылась в Спасо-Преображенском соборе Суздаля.

“Расширяя пространство культуры, уменьшаем поле войны”. Слова Николая Рериха сегодня актуальны как никогда. Границы этого пространства художник начал очерчивать еще в начале 20 века. Итогом стало создание договора “Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников”. А основой для документа во многом послужило путешествие Рериха и его жены в 1903 году по 40 российским городам. В число которых входили Владимир, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской и Боголюбово. В результате экспедиции “По старине” была создана уникальная архитектурная серия из более 90 картин и этюдов.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: “И вот очень символично, что на этой выставке, которая проходит сегодня, открывается в галерее Спасо-Преображенского собора, города его юности, Суздаля, наверное, самых счастливых мгновений его жизни. Здесь тоже представлены работы этого цикла. Это стены и башни Спасо-Евфимиего монастыря”.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне Пакт Рериха был подписан представителями 21 государства Панамериканского союза. Но его не подписали страны Европы и Советский Союз. По словам музейщиков, возможно, из-за этого во время Второй мировой войны было разрушено так много памятников истории. Принципы защиты культурных ценностей вошли в основу Гаагской конвенции 1954 года. Уникально, что идею одного человека поддержало столько людей, говорит Наталья Черкашина.

НАТАЛЬЯ ЧЕРКАШИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНДИРЕКТОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА-МУЗЕЯ ИМЕНИ РЕРИХА: “Разница в том, что договор Рериха предполагает безусловную защиту памятников культуры, научных учреждений, библиотек, музеев, храмов, заповедников и людей – сотрудников, работающих в этих учреждениях, как в военное так и в мирное время. А мы знаем, что Гаагская конвенция, Гаагский договор действует только в военное время”.

Выставка состоит из нескольких разделов. От идеи создания Пакта до наших дней. И сейчас сотрудники музея получают новые фотографии из горячих точек. Афганистан, Сирия, не хотелось бы, чтобы коллекция пополнилась снимками из Украины, говорят специалисты.

НАТАЛЬЯ МЯКОТА, ХУДОЖНИК-ДИЗАЙНЕР МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА-МУЗЕЯ ИМЕНИ РЕРИХА: “Через столетия мы продолжаем эту идею Николая Константиновича. Благодарную, благородную о сохранении памятников культуры, потому что это единственное, что сохраняет нашу культуру и наш народ”.

Впитывая в себя красоту предметов искусства и знания, человек становится лучше и чище, верил Николай Рерих. Он утверждал, что художник ответственен за то, что он пишет. Картина передает мысли автора, а значит мысли должны быть чистыми.

АЛЕКСАНДР ПРОХОРЫЧЕВ, КУРАТОР ВЫСТАВКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА-МУЗЕЯ ИМЕНИ РЕРИХА: “Николай Константинович, когда пишет картины, он вникает в суть того, что он пишет, изучает огромное количество материалов и старается передать это своими мыслями, своей энергетикой, понимая то, что посетитель будет смотреть картину, он должен увидеть те мысли, которые художник хочет передать”.

Символом Пакта является знак Знамени Мира. Или же знак Триединства – прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Такое знамя теперь есть и в музее-заповеднике. Рерих мечтал, чтобы там, где развивался этот флаг, никогда не звучали бы выстрелы. Таким образом, Николай Константинович хотел сохранить не только памятники, но и человеческие жизни.

Екатерина Зинурова, Вячеслав Паршиков
ГТРК “Владимир”, 26.06.2014 г.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x